Рынок труда. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Специфика политики занятости РФ…………………………………………..5
1.1. Сущность, принципы и основные направления политики занятости…...5
1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости…..10
II. Основные направления развития государственной системы занятости….15
2.1. Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..15
2.2. Государственные программы занятости …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Рынок труда. Гос политика занятости..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

       - содействовать трудоустройству  слабозащищенных слоев населения  (инвалиды, женщины, молодежь, беженцы,  вынужденные переселенцы и др.), развивать общественные работы, разрабатывать и реализовывать  целевые программы для молодежи, стимулировать работодателей, принимающих на работу выпускников школ и профессиональных учебных заведений.

       В основе новой модели занятости лежит  инвестиционная политика самого государства и создание условий, стимулирующих инвестиции всех экономических субъектов.

       Наиболее  эффективной и перспективной представляется система экономических льгот предприятиям, которые сами создают у себя дополнительные рабочие места и трудоустраивают своих высвобожденных работников, переобучают их.

       Пассивная политика на рынке труда – совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает выплату:

       - гарантированного государством  пособия по безработице;

       - доплат на иждивенцев.

       Альтернативой сложившейся системе выплат пособий  по безработице могла бы стать модель, основанная на страховых принципах – страхование от безработицы, с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

       Основополагающие  принципы новой концепции социального  страхования от безработицы:

       1. Объектами социального страхования должны выступать работающие по найму граждане, платившие взносы в страховой фонд. Таким образом, из сферы пассивной помощи исключаются не работавшая ранее молодежь, домохозяйки, беженцы и т.п. Но они имеют право регистрироваться в качестве безработных или пользоваться услугами служб занятости. Вместе с тем представители каждой из названных категорий могут либо быть охвачены специальной государственной программой, осуществляемой через службу занятости (например, профессиональная адаптация выпускников учебных заведений, не имеющих опыта работы), либо стать объектом внимания соответствующих ведомств: миграционной службы, отделов социального обеспечения и социальной помощи.

       2. Субъектом страхования является  фонд социального страхования от безработицы, средства которого будут аккумулироваться на уровне Федерации и перераспределяться между регионами в зависимости от уровня безработицы.

       3. Источниками формирования фонда  социального страхования от безработицы являются отчисления работодателей, государства и работников. Финансовое участие государства возможно в рамках специальных программ (например, финансирование содержания штата сотрудников служб занятости, технического оснащения центров и т.п.).

       Новый подход к региональному регулированию рынка труда заключается в том, что в политике занятости необходимо перенести акцент на содействие ускорению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов в экономике и роста эффективности труда. С социальной точки зрения это болезненно, так как предполагается ускорение высвобождения излишней численности работающих и существенный, но кратковременный всплеск безработицы, которая начнет снижаться по мере экономического роста и создания новых рабочих мест. Ближайшую перспективу следует рассматривать как своего рода переходный этап от одного состояния занятости и рынка труда, когда их динамика носила в основном стагнационный характер, к другому, когда на передний план начинают выдвигаться факторы повышения производительности труда и эффективности производства. В этот период необходимо обеспечить взвешенность в политике занятости, с тем чтобы, с одной стороны, не допустить застоя безработицы, а с другой – не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

       С учетом нового подхода к политике занятости на рынке труда ее основными направлениями должны стать:

       - обеспечение прогрессивных сдвигов  в отраслевой структуре занятости населения;

       - переориентация экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

       - стремление к сбалансированности  предложения рабочей силы и  числа рабочих мест;

       - сокращение массовой безработицы  на территориальных рынках труда;

       - повышение эффективности существующих и создание новых рабочих мест;

       - развитие кадрового потенциала  путем совершенствования системы  обучения, переобучения, переподготовки  и повышения квалификации кадров;

       - рост мобильности трудовых ресурсов.

       К ключевым интегрированным направлениям действий по управлению рынком труда относятся:

       - преодоление дефицита рабочих  мест посредством проведения  сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

       - экономическое стимулирование развития  малого и среднего бизнеса,  индивидуальной предпринимательской  деятельности, прежде всего на  территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

       - разработка механизма прогнозирования  спроса на рабочую силу;

       - оптимизация масштабов занятости  в негосударственном секторе  экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

       - разработка специальных программ  по стабилизации занятости на  территориях с напряженной ситуацией на рынке труда;

       - развитие гибких форм занятости;

       - последовательная стабилизация  уровня жизни, усиление адресности  социальной поддержки населения;

       - дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

       - улучшение качества рабочей среды,  включая вопросы условий труда,  заработной платы и использования  рабочего времени;

       - сохранение на предприятиях кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

       - проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения,  обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

       - развитие и повышение эффективности  программ и услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение массовой безработицы и возвращение лиц, не имеющих работы, к активному труду;

       - создание мобильного резерва  рабочей силы.

       Учитывая  значительные различия в ситуации на рынке труда городов и районов, имеющие место в нашем регионе, управление территориальными рынками  труда области должно быть направлено:

       - на повышение роли органов местного самоуправления в решении специфических территориальных проблем рынка труда;

       - реализацию мер по сдерживанию  безработицы на территориях с  напряженной ситуацией на рынке труда;

       - осуществление мер по смягчению  отрицательных последствий массовой безработицы и социальной поддержке безработных граждан;

       - разработку и реализацию мер  по совершенствованию работы  региональных органов службы занятости с предприятиями и организациями в части согласования их кадровой политики с политикой занятости, проводимой в рамках конкретной территории;

       - проведение экспертизы инвестиционных  программ с целью определения их влияния на состояние рынка труда;

       - разработку на территориальном  уровне программы экономического  развития и занятости;

       - участие в создании свободных экономических зон на территории области.

       Необходимо  учитывать, что на территориях с  преобладанием моноэкономической структуры производства, в малых городах, политика занятости должна быть преимущественно ориентирована на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных, разработку соответствующих программ развития.

       На  занятость населения, проживающего в сельской местности, существенное влияние оказывает ряд специфических моментов:

       - ограниченность сферы приложения  труда;

       - территориальная разбросанность сельских поселений;

       - отсутствие нормального транспортного  сообщения, снижающего возможность поиска работы и трудоустройства в других населенных пунктах;

       - сезонные колебания в спросе  на рабочую силу в агропромышленном  комплексе.

       Содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, будет способствовать принятие и реализация следующих мер:

       - создание благоприятных условий  для развития частных и кооперативных форм деятельности в сфере социально-бытового обслуживания;

       - расширение системы имеющихся социально-деловых центров, бизнес-инкубаторов, центров развития бизнеса для выполнения функций менеджмента в целях развития сельского предпринимательства;

       - организация специального обучения  сельских жителей, изъявивших  желание заняться предпринимательской деятельностью и самозанятостью;

       - распространение всех форм и  методов государственной поддержки  малого бизнеса на развитие  ремесленных производств и народных  промыслов;

       - осуществление подготовки кадров  по интегрированным профессиям  для аграрного комплекса, социальной сферы с ориентацией на их профессиональную мобильность;

       - внедрение в сельской местности  дистанционных форм обучения  безработных граждан и незанятого населения.

       Таковы  основные положения программы содействия занятости на среднесрочную перспективу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       В заключении необходимо отметить, что  именно занятость создает необходимые  предпосылки эффективного использования  трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Поэтому при разработке конкретных мер по управлению занятостью населения и регулированию регионального рынка труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально - экономического развития, но и качественные характеристики, обусловившие эти различия, а также наличие у региона внутренних резервов для перелома экономической динамики, зависимость решения внутренних проблем от поддержки на федеральном уровне и от политики местных властей. Лишь осуществление комплекса мероприятий на каждом вышеназванном уровне при условии их согласования может привести к эффективной занятости, что в итоге будет способствовать росту производительности труда, конкурентоспособности отечественной продукции и предприятий.

       Ориентация  государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

Информация о работе Рынок труда. Государственная политика занятости