Рынок труда. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Специфика политики занятости РФ…………………………………………..5
1.1. Сущность, принципы и основные направления политики занятости…...5
1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости…..10
II. Основные направления развития государственной системы занятости….15
2.1. Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..15
2.2. Государственные программы занятости …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Рынок труда. Гос политика занятости..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)
 

       Несмотря  на то, что в 2010 году уровень безработицы  вырос (Январь 2010-9,2%) последние три  месяца (март, апрель, май) наблюдается  уменьшение числа безработных. Так, газета Ведомости сообщает: “Снижение  безработицы продолжается третий месяц подряд, к 12 мая в государственных службах занятости было зарегистрировано 2 122 275 безработных, что на 1,1% (23 817 человек) меньше, чем неделей ранее, сообщает Минздравсоцразвития. Для сравнения: в аналогичный период 2009 г. снижение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляло 0,3%.

       Снижение  безработицы зарегистрировано в 73 регионах Федерации.

       С начала кризиса (октября 2008 г.) общая  численность официально уволенных  работников достигла 1 121 943 человека, из них было трудоустроено 339 539 человек, в том числе 194 588 — в прежних организациях”.[13]

       Что касается безработицы по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

       Это связанно с тем, что во многих республиках  Северо-Кавказского Федерального округа экономика является дотационной, с  высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни. 

         

       2010 – это год осмысления кризиса  и поиска различных способов  выхода из него. Самый сильный  пик кризиса пришелся на 2009 года.

       На  сегодняшний день рынок оживает, люди не боятся менять работу в поисках  лучших условии. Конечно, общая ситуация за январь-март не так впечатляет, как показатели начала 2008 года, но в целом тенденции положительные.

       Таким образом, ситуация в российской экономике  стабилизировалась и наметился  определенный рост, ожидать быстрого восстановления рынка труда не приходится.

       Что касается государства, то можно сказать, что велась активная помощь гражданам  потерявшим работу во время кризиса. Службы занятости регистрировали безработных и помогали гражданам в поисках работы, выплачивались пособия по безработице. Также правительство уделяло большое внимание малому предпринимательству, т.к. это привело бы к увеличению числа занятых в экономике.

       Если  еще в 2007 году спрос на многие специальности  на российском рынке труда многократно  превышал предложение, и предприятия  были вынуждены порой переманивать друг у друга даже не очень опытных  и квалифицированных специалистов, то во время кризиса 2008-2009 года начались сокращения персонала в финансовом и банковском секторе, а также в строительстве, и продолжались повсеместно.[14]

       Вместо  повсеместного сокращения персонала, многие российские компании сокращают  заработные платы сотрудников. Таким образом, удается сохранить рабочие места и специалистов, а также избежать серьезных потрясений в социальной сфере. Правительство так же препятствовало массовым увольнениям работников.

       В целом кризис 2008-2009 года в России негативно повлиял на рынок труда, но на сегодняшний день ситуация стабилизируется. 

       2.2. Государственные  программы занятости

       России  еще предстоит освоить функции, необходимые для налаживания работы цивилизованного рынка труда. Его основы уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности ее мобильности, возникли гибкие формы занятости. Тем не менее неразвитость существующего рынка труда очевидна, что можно в определенной степени объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Государственное управление вносит упорядоченность, урегулированность и стабильность в процесс формирования и функционирования рынка труда.

       Государственное управление рынком труда – это  целенаправленное, планомерно организованное воздействие государства на рынок  труда с целью его оптимального функционирования и развития.

       В современных условиях исходным постулатом стратегии государства на рынке труда должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах.

       Социально допустимый уровень безработицы  определяется по двум критериям:

       - финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного государственного Фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы обеспечивают финансирование программ содействия занятости населения;

       - социальному, в соответствии с  которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной политики занятости.

       Функции государственного управления рынком труда  заключаются в обеспечении государством нормальной работы его институтов, инфраструктуры, а также современной корректировки действий внутренних рыночных механизмов и внешних факторов с учетом складывающейся ситуации.

       В связи с этим государство осуществляет на рынке труда следующие основные функции:

       - гарантии занятости населения;

       - активное противодействие безработице;

       - социальная защита безработных.

       Главным приоритетом экономической политики государства в части регулирования  рынка труда в настоящее время  становится обеспечение скоординированного функционирования рынка труда и капитала, отлаживание механизма государственного регулирования процессов формирования и движения инвестиций по территории России с учетом интересов занятости.

       Основными формами государственного регулирования  рынка труда являются:

       - сохранение, поддержание и создание  рабочих мест;

       - регулирование и регламентация  высвобождения рабочей силы;

       - предоставление государственных  гарантий занятости.

       Инструментом  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы содействия занятости населения.

       Регулируемый  рынок труда предполагает проведение гибкой государственной политики занятости, которая должна быть направлена на создание новой модели занятости.

       Основными стратегическими направлениями  деятельности государства по созданию новой модели занятости должны стать:

       - содействие становлению многосекторного  хозяйства, расширяющего масштабы  занятости и возможности выбора  работниками соответствующих видов занятости, отвечающих способностям и интересам каждого;

       - целенаправленное формирование  государственного сектора экономики, его предпринимательского и непредпринимательского сегментов для сохранения рабочих мест;

       - реальная и повсеместная поддержка малого и среднего предпринимательства;

       - становление и развитие муниципальной  собственности;

       - совершенствование законодательства  в сфере занятости;

       - разработка комплексной и региональных  программ создания и сохранения рабочих мест, подготовка организационных и нормативно-правовых основ для их реализации;

       - введение обязательной социальной  экспертизы всех разрабатываемых  программ для оценки их влияния  на условия занятости и смягчения  социальных проблем регионов;

       - совершенствование отношений социального партнерства за счет включения в договоры всех уровней мероприятий по созданию и сохранению рабочих мест, содействие адаптации персонала к изменению их структуры и качества, расширение практики общественных работ.

       Основное  направление корректировки стратегии управления рынком труда состоит в ее переориентации с изыскания источников финансовых средств для социальной помощи малообеспеченным (пассивная политика предполагает неизбежность роста безработицы) на активную политику обеспечения занятости населения, поддержания создания и сохранения экономически эффективных рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы деградации населения. В большинстве западных стран на активные мероприятия, главным образом на создание рабочих мест и переквалификацию, приходится 25–30 % всех расходов, осуществляемых в рамках политики на рынке труда (в Швеции в начале 90-х годов эта цифра приблизилась к 70 %).

       Только  комплексный подход различных органов  государственной власти и управления может реально решить проблемы становления рынка труда.

       Мировой опыт свидетельствует о наличии  двух форм воздействия государства на рынок труда: активной и пассивной.

       Активная  политика на рынке труда – совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает:

       - мероприятия, связанные с предотвращением  увольнений работников;

       - обучение, переподготовку и повышение  квалификации лиц, ищущих работу;

       - активный поиск и подбор рабочих  мест;

       - субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);

       - организацию новых рабочих мест  через систему общественных работ.

       В конечном счете, активная государственная  политика должна быть направлена не столько  на существующую безработицу, сколько на создание экономических условий для формирования более совершенной модели занятости.

       Новая модель занятости заключается в  переходе от избыточной занятости с низкой производительностью труда к сочетанию низкого уровня безработицы с высокопроизводительной занятостью. Поэтому при разработке стратегии активной политики занятости необходимо обратить внимание на повышение качества рабочей силы.

       Исходя  из этого, приоритетные направления  активной политики занятости предполагают следующие меры:

       - уделять особое внимание повышению  качества рабочей силы на рынке труда, совершенствовать систему начального, среднего, высшего и дополнительного образования, ее ориентацию на потребности работодателей и изменения спроса и предложения на рынке труда;

       - снижать риск безработицы среди  выпускников учебных заведений,  корректировать объемы и профили  подготовки кадров в образовательных  учреждениях;

       - обеспечить выделение работодателями  необходимых средств на подготовку кадров, а также опережающую переподготовку высвобожденных работников для новых сфер приложения труда;

       - обеспечить развитие и совершенствование  гибкой, ориентированной на трудоустройство,  системы профессионального обучения  безработных граждан и незанятого  населения, адекватную потребностям  рыночной экономики;

       - развивать систему непрерывного  образования, включая обучение  на рабочем месте, развитие  возможностей самообучения;

       - развивать систему профориентации  и психологической поддержки  населения;

       - уделять особое внимание сохранению  эффективно используемых и созданию новых рабочих мест, включая льготные налогообложение и кредитование, поддержку конкурентоспособных производств, поддержку малого бизнеса, стимулирование предпринимательской деятельности населения;

       - в соответствии с программой  структурной перестройки экономики предусмотреть меры по переподготовке и трудоустройству высвобожденных работников;

Информация о работе Рынок труда. Государственная политика занятости