Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:09, курсовая работа
С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.
Введение…………………………………………………………………………..3
I. Специфика политики занятости РФ…………………………………………..5
1.1. Сущность, принципы и основные направления политики занятости…...5
1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости…..10
II. Основные направления развития государственной системы занятости….15
2.1. Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..15
2.2. Государственные программы занятости …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32
Указанные принципы государственной политики в области занятости отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.
В
обеспечении занятости
- соблюдения условий договоров (контрактов), регулирующих трудовые отношения;
-
реализации мер,
-
оказание помощи в
-
создание условий для
Работодатели, согласно закону[5], должны постоянно контактировать с органами службы занятости, профсоюзными органами и предоставлять им информацию возможных массовых увольнениях трудящихся. Кроме того, они обязаны информировать службу занятости о наличии важнейших мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Государственная
политика занятости и рынка труда
в Росси характеризуется в
основном преобладанием пассивных
мер. Проводится сдерживание массовой
открытой безработицы, ведется регистрация
безработных, выплачиваются пособия по
безработице, разрабатываются программы
трудоустройства безработных. Активная
и превентивная политика по стимулированию
занятости и самозанятости населения,
профилактика безработицы, переподготовка
безработных и повышение их конкурентоспособности
носят пока второстепенный характер.
1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости
В
Российской Федерации создана
Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ.[6]
Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1957 - 1990.[7], Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» - не ратифицирована (1988г.) и др. конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда 1919-1990.[8] Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств.
В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным трудом».[9]
Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.
В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:
1)
активную государственную
2)
пассивную государственную
Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.
Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.
В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.
В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.[10]
Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.
Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения.[11]
Государственная
политика занятости как отражение
стратегии занятости - это часть социально-экономической
политики развития страны, нацеленная
на комплексное решение проблем занятости
в интересах полного и эффективного использования
трудового потенциала.
II. Основные направления развития государственной системы занятости
2.1 Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития.
2010
год уже воспринимается на
рынке как «посткризисный».
Численность экономически активного населения в марте 2010г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 74,6 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны, в их числе 68,2 млн.человек, или 91,4% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,4 млн.человек (8,6%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,2 млн.человек.
Уровень занятости населения Российской Федерации (%)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | март 2010 | |
Российская Федерация | 61,1 | 61,4 | 63,0 | 63,4 | 62,3 | 61,2 |
Таким
образом, уровень занятости населения
экономической деятельностью (
Уровень
безработицы населения
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | март 2010 | |
Российская
Федерация
|
7,2 | 7,2 | 6,1 | 6,3 | 8,2 | 8,6 |
Информация о работе Рынок труда. Государственная политика занятости