Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:21, контрольная работа
Целью работы является изучение сущности процесса муниципального управления, а также его элементов (объекта и субъекта), системы органов муниципального управления в Российской Федерации.
Задачи работы: дать полную информацию о системе муниципального управления; рассмотреть и проанализировать элементы муниципального управления, объекты и субъекты.
Введение 3
Система местного самоуправления. Место муниципального управления в системе местного самоуправления 4
Элементы системы муниципального управления 9
Субъект и объект муниципального управления 12
3.1 Структура субъекта муниципального управления 12
3.2 Структура объекта муниципального управления 16
Заключение 20
Литература 21
Лица,
осуществляющие службу на должностях
в органах местного самоуправления,
являются муниципальными служащими. Правовая
регламентация муниципальной
Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Следовательно, муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.
Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:
а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;
б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);
в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;
г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
вывод, что муниципальное управление
осуществляют только органы муниципального
управления, наделенные для этого
соответствующими полномочиями, и соответственно
выходит, что понятие “муниципальное
управление” не тождественно понятию
“местное самоуправление”. Понятие
“местное самоуправление” гораздо
шире по своему содержанию, т.к. включает
в себя все формы реализации местного
самоуправления (непосредственной демократии,
ТОС, органы местного самоуправления),
а муниципальное управление является
только его частью, которая реализуется
органами муниципального управления (рис.7.).
2. Элементы системы муниципального управления
“Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации”.2
Для
муниципального управления системное
представление его компонентов,
элементов и их взаимосвязей имеет
принципиальное теоретическое и
методологическое значение, от того, что
понимается под системой муниципального
управления, какие и в каком
порядке включаются в нее управленческие
проявления, как они соотносятся
между собой и реально
Прежде
всего, имеется в виду, взаимосвязь
субъекта муниципального управления (органов
муниципального управления) с управляемой
подсистемой (муниципальным образованием)
(рис.8). Однозначно можно сказать, что
определенный субъект муниципального
управления не может существовать без
соответствующих управляемых
а) организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);
б) структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым объектом – муниципальным образованием (прямые и обратные связи);
в)
компоненты управляемой подсистемы
и их отдельные элементы, которые
создают во взаимосвязи структуру
управляемой подсистемы и непосредственно
воспринимают управленческие воздействия.
Субъект муниципального управления (ОМС) | |
|
|
(управляющее воздействие) | (информация об изменениях) |
Объект муниципального управления (МО) |
Рис
.8. Система муниципального
управления
Доминантой элементов муниципального управления является его самоуправленческая природа. Именно она воспринимает объективные основы и субъективный фактор муниципального управления, непосредственно связана с управляемыми объектами и в свою очередь влияет на элементы муниципального управления (цели, функции, организацию и т.д.) как напрямую, придавая им определенные качества, так и косвенно, через внутренние взаимозависимости самих элементов. В результате в муниципальном управлении создается логическая последовательность, имеющая следующий вид на рис.9. Здесь законы, закономерности и принципы в отличие от других элементов муниципального управления олицетворяют определенные теоретические выводы и научные положения. Остальные элементы реализованы в самом муниципальном управлении.
При описании системных связей муниципального управления в таком виде надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной, многоуровневой и иерархической организацией, проявляют себя в виде определенных подсистем: подсистемы целей и задач, функциональная структура, организационная структура, подсистема управленческой деятельности и, конечно, подсистема законов, закономерностей и принципов. Поэтому, во всем многообразии ее трудно изобразить схематически, но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, представляет, что с каким бы единичным элементом управления он не имел дело – компетенцией органов местного самоуправления, формами и методами их деятельности, их решениями или организационными мероприятиями – этот элемент вписан через группу соответствующих элементов в подсистему управленческих элементов муниципального управления.
Законы, закономерности и принципы | ||||||||
|
||||||||
Процесс | ||||||||
|
||||||||
|
Структура | |||||||
|
||||||||
|
Функции | |||||||
|
||||||||
Цели и задачи | ||||||||
|
||||||||
Природа муниципального управления |
Рис .9.
Подсистема управленческих
элементов муниципального
управления
Муниципальное управление – это явление субъективное. Значить, проникая в объективное, стремясь способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести исходную информацию, знания и умения персонала, различные ресурсы, планы и их экспертизу, управленческие решения, определенные действия муниципальных служащих и других участников управленческого процесса, а также субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное существование потребностей и интересов, но и их отражение в мыслях и чувствах людей. Все эти субъективные элементы проявляют себя в управлении в определенной логически последовательности, имеющей следующий вид на рис. 10.
В этой подсистеме субъективных элементов муниципального управления содержится логика управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач. Исходная информация служит началом управленческого цикла, далее необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями, ориентироваться на правовые нормы и процедуры, учитывать имеющиеся человеческие, материальные и финансовые ресурсы, организационные формы, оптимизировать планы через экспертизу, на их основе принимать окончательные решения, вызывающие необходимые действия и в конечном итоге – приводящие к желаемым результатам. И так каждый раз по множеству проблем, связанных с удовлетворением потребностей населения.
В
совокупности и во взаимосвязи система
субъективно-объективных
Информация | ||||
|
||||
Ресурсы | ||||
|
||||
План | ||||
|
||||
Действия | ||||
|
||||
Результаты |
Рис. 10.
Подсистема субъективных
элементов муниципального
управления
Системное содержание муниципального управления предполагает, что среди элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность муниципального управления и решать какую-либо управленческую задачу. Чтобы понять и практически реализовать управленческий смысл любого элемента муниципального управления, следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют, на него влияют и которые оно как бы включает в себя и передает по цепи элементов, а, с другой, те, которые следуют за ним и в которых оно реализует свои потенциальные возможности.
Здесь, имеются в виду не только собственно управленческие характеристики элементов муниципального управления, но и их отражение в сознании участников управленческих процессов, их субъективный аспект. Последнее особенно актуально, поскольку по причине все еще низкой политической и управленческой культуры множества лиц, как в органах местного самоуправления, так и за их пределами, вследствие ограниченной управленческой информации и т.д., широко распространено непонимание содержания и назначение различных элементов муниципального управления, а иногда и превратное, извращенное их понимание (самоуправление подменяется государственным местным управлением, исполнительная становится над представительной властью). В результате используются не те элементы, которые пригодны для решения соответствующих управленческих задач, а если и используются, то не в рациональном и оптимальном их сочетании. В сущности муниципальное управление – это единство знаний, искусства и опыта.
Следовательно,
необходимым методологическим требованием
при описании любой подсистемы муниципального
управления (и любого его звена) –
от управляемого объекта (муниципального
образования в целом, определенной
сферы, конкретного предприятия, организации,
учреждения) и до органов муниципального
управления является учет всего многообразия
взаимодействующих элементов и
представление их в виде единой,
объективно существующей системы.
3. Субъект и объект муниципального управления
3.1 Структура субъекта муниципального управления
Субъект
муниципального управления имеет сложную
организационную структуру, представляет
собой совокупность организационно
оформленных групп людей (муниципальных
служащих), соединенных соответствующими
связями и управленческими
В отличие от местного самоуправления, где население выступает и как субъект и как объект в одном лице, субъект муниципального управления – органы муниципального управления (местного самоуправления).
“Правовой статус органов местного самоуправления (муниципального управления - В.А.А.) в самом общем виде характеризуется тем, что:
а)
они отделены от государства, не входят
в систему органов
б) их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены законами;
Информация о работе Система и элементы, объект и субъект муниципального управления