Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - исследование ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;
- изучить ситуационные модели лидерства;
Объектом исследования является теории управления в менеджменте.
Предметом исследования является ситуационный метод в теории управления.
Введение
Радикальная перестройка управления
национальной экономикой резко обострила
ряд экономических, социальных, правовых,
политических и иных проблем. Современная
экономика характеризуется
Подготовка
Важным моментом в успешной деятельности
менеджера является учет такого весьма
существенного факта, который заключается
в том, что нет двух совершенно
одинаковых организаций. Попытки руководить
на основании каких-то общих принципов,
игнорируя все, что делает учреждения
или фирмы непохожими друг на друга,
неизбежно оборачиваются
В связи с этим, особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода к менеджменту, т. к. он интегрирует в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.
Вместе с тем было бы преждевременным
утверждать, что проблема принятия
управленческих решений в свете
ситуационного подхода
Цель работы - исследование ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;
-
- изучить ситуационные модели лидерства;
Объектом исследования является теории управления в менеджменте.
Предметом исследования является ситуационный метод в теории управления.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
1 История возникновения ситуацио
В основе роста социально-экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции и услуг, успеха отдельной организации и человека лежат процессы управления. Практически всё население Земли испытывает на себе влияние управляющих воздействий, являясь гражданином государства, налогоплательщиками, бизнесменами или наёмными работниками, членами общественных организаций и т.д. именно управлении определяет уровень жизни населения в любой стране.
Основными историческими предпосылками управления (менеджмента) служат становление рыночного типа хозяйствования, развитие индустриальной организации производства, переход к менеджменту на основе и с помощью времени.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления: с позиций выделения различных школ, процессный, системный и ситуационный.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически пять разных подходов. Здесь управление рассматривается с пяти различных точек зрения. Это школы научного менеджмента, административного управления, человеческих отношений, науки о поведении, а также науки управления и количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Системный подход подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации [1, с 257].
Рассмотрим более подробно историю становления и развития ситуационного подхода в менеджменте.
«Ситуационность» означает, что
действия людей определяются контекстом,
в котором они осуществляются.
Это понятие лежит в основе
ситуационной теории управления, изучающей
зависимость эффективности
Теория ситуационности в управлении утверждает, что не может быть единственного универсального набора принципов менеджмента, одинаково эффективных всегда и везде, потому что в разных условиях лучшие результаты приносит использование разных стратегий. Фирмой в кризисной ситуации нельзя управлять так же, как в момент становления, развития или стабильного ограничения роста [13, с 96].
Рассмотрение ситуаций не является
новым в теории менеджмента. Еще
в 20-е годы ХХ в. Мери Паркер Фоллетт
выдвинула «закон ситуации». Она
отмечала, что различные ситуации
требуют различных типов
В 1948 г. Ральф Стогдилл пришел к выводу, что именно ситуация во многом определяет, какие черты и навыки нужны руководителю.
Одним из основоположников ситуационного подхода является крупный американский специалист в области менеджмента И. Ансофф.
Первой работой в области
ситуационного подхода
«Механическая структура основана на глубоком разделении труда и широком применении регламентирующих документов. Для «органической» структуры свойственно изменение целей, задач и прочее, в зависимости от меняющейся обстановки, ситуации.
Однако превращение
В 1970-х гг. за счет привлечения основных положений теории открытых систем, результатов ориентированных на практику исследований и применения многовариантной статистики были сделаны новые шаги. Возникшая в результате концепция объясняла свойства организационной структуры спецификой ее адаптации к внутренней и внешней окружающей среде.
Конечной целью исследований было описать алгоритм конструирования структуры, которая в наибольшей степени отвечала бы требованиям данной ситуации. В число этих факторов разные ученые включали: технология и организационная структура (Джоан Вудворд); состояние окружающей среды (Том Берне, Джордж Сталкер, Пол Лоуренс и Джей Лорш); размеры организации (Дерек Пью, Дэвид Хиксон, Питер Блау, Ричард Шенхер) и ее стратегию (Альфред Чэндлер).
В области изучения лидерства также наблюдается поворот в сторону ситуационных теорий. Первая модель такого рода, устанавливавшая связи между эффективностью стилей лидерства и благоприятностью ситуации, была предложена в 1967 г. Фредом Фидлером. Вскоре эта тема оформилась в самостоятельную область исследований, в которой возникло несколько новых теорий.
Отметим, что ситуационный подход
не утверждает, что концепции имеющихся
подходов не верны. Он увязывает конкретные
приемы и концепции с возникающими
конкретными ситуациями для того,
чтобы достичь целей
Важно отметить, что ситуационный
подход несколько изменил
Согласно ситуационному
Метод ситуаций положен в основу методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса - самой престижной в США [10, с 86].
В данной курсовой работе использованы
индуктивные и дедуктивные
2 Характеристика ситуационного подхода к управлению
Согласно ситуационной теории, менеджерам
необходимо определить подход, который
будет легче всего служить
им в данной ситуации и поможет
достигнуть их управленческих целей. Например,
столкнувшись с задачей увеличения
выпуска продукции обувной
На примере обувной фабрики показано, что ситуационный подход предполагает использования такого метода, который лучше всего отвечает потребностям возникшей ситуации. Ситуационный подход также фокусирует внимание менеджеров на отношениях между внутренней и внешней средой организации [2, с 320].
Успех или неуспех ситуационного
подхода в значительной степени
зиждется не третьем шаге, определяющем
переменные ситуации и их влияние. Если
это не будет сделано правильно,
нельзя полностью оценить
Невозможно, однако, определить все факторы, влияющие на организацию. Буквально каждая грань человеческого характера и личности, каждое предыдущее управленческое решение и всё, что происходит во внешнем окружении организации, определенным образом влияет на решение организации. Для практических целей менеджеры могут рассматривать только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые, скорее всего, могут повлиять на её успех. Устранив тысячи малозначимых различий между организациями и ситуациями, мы сокращаем число переменных до разумных пределов без ощутимой потери точности.