Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - исследование ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;
- изучить ситуационные модели лидерства;
Объектом исследования является теории управления в менеджменте.
Предметом исследования является ситуационный метод в теории управления.
Конкретный выбор факторов, точно так же как и в случае с функциями управления, находит разную интерпретацию у разных авторов, но и большинство из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних [19, с 86].
В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь, опутанных связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими не нее соответствующим образом [5, с 63].
Ситуационные взгляды на вещи привлекли внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду ещё больше внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг: «Внешнее окружение организации всё больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организаций».
Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям всё равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию [11, с 234].
Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию [6, с 62].
Внутренняя среда является средой
внутри организации.
Согласно ситуационному подходу, менеджеры
должны знать о взаимодействии между этими
двумя средами. Завод, производящий автомобили
имеет внутреннюю среду, состоящую из
всех подразделений, вовлеченных в сборку
автомобиля. Но менеджер может быть также
связан с внешней средой, которая влияет
на производство автомобилей. Например,
потребность общества в охране окружающей
среды потребовала изобретения безопасных
и эффективных топливных выхлопных систем.
Внешняя среда, конечно, не ограничивается
"окружающими представлениями"? Она
включает все факторы (исключая вовлеченные
во внутреннюю деятельность компании),
которые могут воздействовать на фирму,
в том числе многообразные правительственные
воздействия [15, с 269].
Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи. Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей. Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства [8, с 140].
Ограничение в постановке задачи возникает из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут работать в методической манере с небольшой вариацией в своих действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.
Человеческие ограничения
Системный подход придает особое значение
объединению связей между различными
организациями. Заостряя свое внимание
на характере этих связей, ситуационный
подход актуализировал эту проблему. В
результате ситуационный подход сегодня
является передовым подходом в управленческой
мысли. Однако и этот подход подвергается
критики. Некоторые считают, что у него
недостаточно теоретическое обоснование,
которое проявляется в отсутствии базы
для познания, недостаточной прогностической
способности и инициативности. С другой
стороны, его защитники утверждают, что
одним из наиболее полезных ответов на
вопросы "Как мы будем делать это?"
и "Что мы будем делать дальше?" является:
"Это все зависит от...". Это заметно
контрастирует с ранними подходами, которые
имели тенденцию к универсальным принципам,
которые часто были неприменимы к специфическим
ситуациям. Прежде чем принять какой -
либо подход, современные менеджеры должны
проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев
все разнообразные школы управленческой
мысли, определить какая комбинация управленческих
методов оказывается наиболее подходящей.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:
Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественного методов принятия решений.
Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, и сравнительные характеристики в случаи, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики и концепции. Приведу простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
В-третьих, руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
В-четвертых, руководитель должен уметь
увязывать конкретные приемы, которые
вызвали бы наименьший отрицательный
эффект и таили бы меньше всего
недостатков, с конкретными ситуациями,
тем самым обеспечивая
3 Ситуационные модели
Ситуационный подход - предполагает,
что в эффективности
Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
Отношение между руководителями и членами коллектива. Подразумевает лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, чёткость и формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
Должностные полномочия - это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.
Одной из наиболее популярных
в 80-е гг. системных концепций
менеджмента является теория «7-S», разработанная
исследователями
Исследования данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S» [1, с 386].
Ключевыми составляющими являются следующие:
- стратегия – планы
и направления действий, определяющие
распределение ресурсов, фиксирующие
обязательства по
- структура – внутренняя
композиция организации,
- системы – процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
- штат – ключевые
группы персонала,
- стиль – способ, каким
руководители управляют
- квалификация – отличительные возможности ключевых людей в организации;
- разделенные ценности – смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.
Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.
Отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.
Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководитель, ориентированный на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой (Таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Определение лидерского стиля
Недружественен |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Дружественен |
Приятный |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Неприятный |
Все отвергающий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Все принимающий |
Напряженный |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Расслабленный |
Из 8ми ситуаций - первая является наиболее
благоприятной для
Стили руководства, ориентированные
на человеческие отношения наиболее
эффективны в умеренно благоприятных
для руководителя ситуациях. Преимущества
стиля, ориентированного на человеческие
отношения - это увеличение возможности
руководителя влиять на подчинённых, забота
о подчинённых улучшает отношения
между руководителем и