Ситуационное управление организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследование ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;
- изучить ситуационные модели лидерства;
Объектом исследования является теории управления в менеджменте.
Предметом исследования является ситуационный метод в теории управления.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 62.39 Кб (Скачать файл)

Конкретный выбор факторов, точно  так же как и в случае с функциями  управления, находит разную интерпретацию  у разных авторов, но и большинство  из них сходятся во мнении, что существует не более десятка факторов, которые  можно сгруппировать по двум основным классам внутренних и внешних [19, с 86].

В управленческой мысли представление  о значении внешнего окружения и  необходимости учитывать силы, внешние  по отношению к организации, появилось  в конце 50-х гг. это стало одним  из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку  подчеркивалась необходимость для  руководителя рассматривать свою организацию  как целостность, состоящую из взаимосвязанных  частей, в свою очередь, опутанных  связями с внешним миром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счет разработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в данной ситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами, характеризующими организацию и влияющими не нее соответствующим образом [5, с 63].

Ситуационные взгляды на вещи привлекли  внимание как реакция на изменения, в возрастающей мере влиявшие на успешность действий организации. Сегодняшние  изменения во внешнем мире заставили  обратить на внешнюю среду ещё больше внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг: «Внешнее окружение организации всё больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организаций».

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям  всё равно пришлось бы учитывать  среду, поскольку организация как  открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит  выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы  в окружении, которые повлияют на его организацию [11, с 234].

Внешняя среда состоит из социальных, политических и экономических факторов, которые могут влиять на организацию [6, с 62].

Внутренняя среда является средой внутри организации. 
Согласно ситуационному подходу, менеджеры должны знать о взаимодействии между этими двумя средами. Завод, производящий автомобили имеет внутреннюю среду, состоящую из всех подразделений, вовлеченных в сборку автомобиля. Но менеджер может быть также связан с внешней средой, которая влияет на производство автомобилей. Например, потребность общества в охране окружающей среды потребовала изобретения безопасных и эффективных топливных выхлопных систем. Внешняя среда, конечно, не ограничивается "окружающими представлениями"? Она включает все факторы (исключая вовлеченные во внутреннюю деятельность компании), которые могут воздействовать на фирму, в том числе многообразные правительственные воздействия [15, с 269].

Менеджеры, которые используют ситуационный подход, должны знать об ограничивающих или сдерживающих факторов, которые существуют внутри их собственных организаций. Ситуационный подход признает три основных ограничения: технологическое, человеческое и ограничение в постановке задачи. Технологические ограничения определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров или услуг. Различные типы организации требуют различных видов технологических ресурсов. Машины и оборудование в производстве стали, например, обходится очень дорого. Из-за столь огромных капитальных расходов таким компаниям трудно быстро изменить технологию, чтобы приступить к удовлетворению новых потребностей. Технология во многом определяет и степень взаимозависимости среди различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства [8, с 140].

Ограничение в постановке задачи возникает  из фактического характера работ, выполняемыми рабочими. Некоторые работники могут  работать в методической манере с  небольшой вариацией в своих  действиях. Как в случаях сборочного конвейера. Другие могут быть вовлечены  в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, как выполнение проверки телеаппаратуры, где рабочие должны устранять самые различные дефекты в изделиях.

Человеческие ограничения отражают уровни компетенции людей, работающих в организации. Один из случайных  факторов здесь состоит в определении  мотивации групп рабочих. Интересуются ли они заработной платы и гарантией  работы? Или работники больше заинтересованы в продвижении, личном развитии и в отношении к их личности? 
Системный подход придает особое значение объединению связей между различными организациями. Заостряя свое внимание на характере этих связей, ситуационный подход актуализировал эту проблему. В результате ситуационный подход сегодня является передовым подходом в управленческой мысли. Однако и этот подход подвергается критики. Некоторые считают, что у него недостаточно теоретическое обоснование, которое проявляется в отсутствии базы для познания, недостаточной прогностической способности и инициативности. С другой стороны, его защитники утверждают, что одним из наиболее полезных ответов на вопросы "Как мы будем делать это?" и "Что мы будем делать дальше?" является: "Это все зависит от...". Это заметно контрастирует с ранними подходами, которые имели тенденцию к универсальным принципам, которые часто были неприменимы к специфическим ситуациям. Прежде чем принять какой - либо подход, современные менеджеры должны проанализировать ситуацию, а затем, посмотрев все разнообразные школы управленческой мысли, определить какая комбинация управленческих методов оказывается наиболее подходящей. 

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как  следует поступать в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

Во-первых, Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального  управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и  контроля и количественного методов  принятия решений.

Во-вторых, каждая из управленческих концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны, и  сравнительные характеристики в  случаи, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные  последствия, - как положительные, так  и отрицательные, - от применения данной методики и концепции. Приведу простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.

В-третьих, руководитель должен уметь  правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие  факторы являются наиболее важными  в данной ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких переменных.

В-четвертых, руководитель должен уметь  увязывать конкретные приемы, которые  вызвали бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше всего  недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих обстоятельств [8, с 209].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Ситуационные модели

 

 

Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности руководства  решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы  включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды. Главной  идеей ситуационного подхода  было предположение, что поведение  руководителя должно быть разным в различных ситуациях.

Разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться  в сложностях процесса руководства. Ситуационная модель руководства Фидлера  явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила  внимание на ситуации и выявила три  фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

Отношение между руководителями и  членами коллектива. Подразумевает  лояльность, проявляемую подчинёнными, их доверие своему руководителю и  привлекательность личности руководителя для исполнителей.

Структура задачи. Подразумевает привычность  задачи, чёткость и формулировки и  структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. 

Должностные полномочия - это объём законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а так же уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория «7-S», разработанная  исследователями консультативной  фирмы «МакКинзи». Это Томас Питерс и Роберт Уотерман – авторы известной книги «В поисках эффективного управления», и Ричард Паскаль и Энтони Атос – авторы известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления привели  их к выводу, что эффективная организация  формируется на базе семи взаимосвязанных  составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует  соответствующего изменения остальных  шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S» [1, с 386].

Ключевыми составляющими  являются следующие:

- стратегия – планы  и направления действий, определяющие  распределение ресурсов, фиксирующие  обязательства по осуществлению  определенных действий во времени  для достижения поставленных  целей;

- структура – внутренняя  композиция организации, отражающая  распадение организации на подразделения,  иерархическую субординацию этих  подразделений и распределение  власти между ними;

- системы – процедуры  и рутинные процессы, протекающие  в организации;

-  штат – ключевые  группы персонала, существующие  в организации и охарактеризованные  по возрасту, полу, образованию и  т.п.

- стиль – способ, каким  руководители управляют организацией; сюда же относится организационная  культура;

- квалификация – отличительные  возможности ключевых людей в  организации;

- разделенные ценности  – смысл и содержание основных  направлений деятельности, которые  организация доводит до своих  членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации  могут эффективно функционировать  и развиваться, в которых менеджеры  могут содержать в гармоничном  состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

Фидлер считал, что хотя каждой ситуации соответствует свой стиль руководства, стиль того или  иного руководителя остаётся, в целом, постоянным.

Отношения между руководителем и членами коллектива, которые могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими или малыми.

Различные сочетания этих трёх размерностей могут дать восемь потенциальных  стилей руководства. Руководитель, ориентированный  на задачу, наиболее эффективен в ситуациях 1, 2, 3 и 8, в то время, как руководитель, ориентированный на человеческие отношения лучше всего работает в ситуациях 4, 5 и 6. В ситуации 7 хорошо работать могут как тот, так и другой (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Определение  лидерского стиля

Недружественен

1

2

3

4

5

6

7

8

Дружественен

Приятный

8

7

6

5

4

3

2

1

Неприятный

Все отвергающий

1

2

3

4

5

6

7

8

Все принимающий

Напряженный

1

2

3

4

5

6

7

8

Расслабленный


 

Из 8ми ситуаций - первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия больше, а  отношения между руководителем  и подчинёнными хорошие ,что создаёт максимальную возможность для оказания внимания. В противоположность этому, ситуация 8- наименьше благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчинёнными плохие и задача не структурирована. Самым эффективным стилем руководства в обоих этих случаях будет ориентация на задачу.

Стили руководства, ориентированные  на человеческие отношения наиболее эффективны в умеренно благоприятных  для руководителя ситуациях. Преимущества стиля, ориентированного на человеческие отношения - это увеличение возможности  руководителя влиять на подчинённых, забота о подчинённых улучшает отношения  между руководителем и подчинёнными, стимулируется личная заинтересованность исполнителей, уменьшается необходимость  в строгом надзоре, минимизирован  риск потери контроля.

Информация о работе Ситуационное управление организацией