Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель работы - исследование ситуационного подхода в менеджменте.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- дать историко-теоретическую характеристику ситуационного подхода к управлению;
- изучить ситуационные модели лидерства;
Объектом исследования является теории управления в менеджменте.
Предметом исследования является ситуационный метод в теории управления.
Ситуационный подход имеет, прежде всего, прикладной характер: он использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Определяющим его фактором выступает ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Ценностью данного подхода является
возможность заранее
Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
Методологию ситуационного подхода
можно рассматривать как
- ознакомление менеджера с очевидно эффективными средствами профессионального управления. Для этого требуется знание процесса управления, способность к анализу индивидуального и группового поведения, владение методами системного анализа, планирования и контроля, а также использование количественных методов принятия решений;
- способность предвидения менеджера вероятных последствий от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;
- своевременная и адекватная реакция менеджера на ситуацию, правильное вычленение наиболее важных факторов, прогноз развития ситуации в случае изменения одной или нескольких переменных;
- способность к выбору тех приемов, которые вызовут наименьший отрицательный эффект в возникшей ситуации.
Ситуационный подход внес большой
вклад в развитие теории управления.
Он содержит конкретные рекомендации,
касающиеся применения научного положения
к практике управления в зависимости
от сложности ситуации и условий
внешней и внутренней среды организации.
Используя ситуационный подход, менеджеры
могут понять, какие методы и средства
будут наилучшим образом
Однако, применяя ситуационный подход
в управлении, компания обеспечивает
соответствие между внутренней и
внешней средой организации только
на короткий период времени. Установить
же такое соответствие на длительный
период можно с помощью
Успех ситуационного подхода в значительной мере зависит от точного определения наиболее значимых факторов или переменных, влияющих на организацию и процесс принятия управленческих решений. Если это не будет сделано, то невозможно полностью оценить какой-либо метод управления и приспособить его к ситуации. Оценка ситуации является важным этапом решения любых организационных проблем.
Список использованных источников и литературы
I. Специальная литература:
1. Виханский, О.С. Менеджмент. 3-е изд. М.: Гардарика, 2008. 528с.
2. Виханский О.С. Российский менеджмент: Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: учебное пособие для вузов. Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе, 2007. 473с.
3. Гончаров. В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. М: ИНФРА-М, 2008. 210с.
4. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления. 2-е изд. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2011. 528с.
5. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих задач. М.: Прогресс, 2009. 128с.
6. Менеджмент: конспект лекций. Под ред. А.В. Земцова. М.: Издательство «ПРИОР», 2010. 192 с.
7. Переверзев. М.П. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2009. 288с.
8. Питерс. Т. В поисках эффективного управления. М., 2011. 215с.
9. Семенов, А.К. Основы менеджмента. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 300с.
10. Семенова, И.И. История менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 222с.
11. Коробко В. И. Теория управления. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 384с.
12. Теория управления. Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2010. 608 с.
13. Уткин, Э.А. Курс менеджмента. М.: Зерцало, 2011. 175с.
14. Василенко В.А., Шостка В.И. Ситуационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2008. 285с.
15. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. М.: Юнити, 2009. 258с.
16. Шаш Н.Н.Обучение персонала. Ситуационный менеджмент. М.: ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2007. 276с.
17. Герчикова И.Н. Управление персоналом: Учебник. М.: «Высшая школа», 2009. 358с.
18. Майкл М., Майкл А., Франклин Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2008. 720с.
19. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. М.: Питер, 2011. 272с.
Приложение
Применения модели ситуационного лидерства «путь-цель»
Ситуация |
Стиль лидера |
Воздействие на подчиненного |
Результат | |
1. |
Амбициозное задание |
Директивный стиль |
Обеспечивает направленности и ясность в действиях |
Прилагается больше усилий |
2. |
Недостаточное вознаграждение |
Директивный стиль |
Разъясняет путь к вознаграждению или увеличивает вознаграждение |
Прилагается больше усилий |
3. |
Утомительная и неинтересная работа |
Поддерживающий стиль |
Увеличивает интерес к работе |
Прилагается больше усилий |
4. |
Неуверенность в силах |
Поддерживающий стиль |
Облегчает понимание роли и усиливает ожидание вознаграждения |
Прилагается больше усилий |
5. |
Отсутствие возможности отличиться |
Стиль, ориентированный на достижения |
Обеспечивает напряженные и делающие вызов цели |
Прилагается больше усилий |
6. |
Задача или цель не определены |
Участвующий стиль работы |
Выясняются цели и параметры |
Прилагается больше усилий |