Совершенствование мотивационной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ мотивационной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ и современных тенденций развития мотивационной политики организации;
- характеристика объекта исследования;
- анализ мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат";
- разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат".

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения мотивации персонала
Генезис мотивационных теорий
Понятие мотивационно-стимулирующего воздействия
Проектирование мотивационной политики организации
Методы мотивации персонала
Анализ мотивационной политики ОАО «Жировой комбинат»
Общая характеристика деятельности ОАО «Жировой комбинат»
Анализ структуры персонала
Анализ управления мотивационной политикой
Оптимизация системы управления мотивацией персонала
Выводы по результатам исследования
Рекомендации по совершенствованию сложившейся системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом3.doc

— 5.57 Мб (Скачать файл)

Переменная часть оплаты труда разделяется на следующие  компоненты:

- премиальная система  для исполнительских звеньев  - бонус (оперативный уровень);

- премиальная система  для высшего управленческого  звена и высших служащих (стратегический  уровень) - тантьема ;

- премиальная система  для среднего управленческого  звена (тактический уровень) –  "бонус-тантьема";

- премиальная система,  стимулирующая прогрессивных для  организации нововведений (рацпредложений, перспективных идей и т.п.) –  Прогресс-Бонус (ПБ) ("плоскость" рационализации).

Бонус  – это дополнительное вознаграждение работника, выплачиваемое  по факту (подтвержденному актом  или накладной и счетом фактуры), либо раз в месяц, либо раз в  квартал, за результаты своей деятельности значимые для организации. Это могут быть: повышение объема реализации продукции, совершенствование качества продукта, повышение производительности труда, увеличение количества продукта без ущерба для качества, уменьшение издержек производства, выполнение дополнительной задачи сверх запланированной и т.п.

В силу различной специфики  деятельности представителей разных профессий и специальностей бонус подразделяется на:

- коммерческий (для работников  коммерческого звена предприятия);

- производственный (для  работников производственного звена предприятия);

сервисный (для работников звеньев, обслуживающих базовый  процесс на предприятии).

Механизм расчета бонусов для работника каждого из этих звеньев, естественно, должен быть свой, в силу принципиального отличия специфики деятельности этих звеньев организации.

Кроме того,  бонус  может быть Личный и Командный.

Личный Бонус (ЛБ) –  вознаграждения, поощряющие высокие  индивидуальные заслуги работника  в деле решения стратегических и  тактических задач предприятия (достижение более высоких индивидуальных результатов, вклад в снижение издержек производства, в увеличение объемов реализуемой продукции/услуги, экономию ресурсов и т.п.)

Командный Бонус (КБ) –  премиальное вознаграждение группы за достижение целей своего подразделения, стратегически или тактически значимых для организации в целом (увеличение продаж, повышение конкурентоспособности, повышение прибыли, рост производительности в подразделении  и пр.)

Тантьема - это дополнительное вознаграждение (премия) представителей высшего управленческого звена, которое выплачивается за вклад руководителя на стратегическом (принципиальном) уровне в существенное улучшение общих финансово-хозяйственных и корпоративно-командных показателей. (Например, повышение общей прибыли предприятия, продвижение и закрепление нового товара/услуги на рынке, успешную реализацию стратегических установок, существенное снижение величины издержек производства, значительную экономию ресурсов, повышение эффективности производства и т.п.)

Механизм стимулирования менеджеров среднего звена до сих пор остается проблемной зоной поиска. [26, C.35]. Суть проблемы сводится к следующему. Если премирование среднего менеджера осуществлять по линии бонус, то менеджер может ограничить круг своих усилий продуктивностью деятельности только управляемого им подразделения.

Однако не всегда высокая продуктивность работы только одного звена ведет к эффективности деятельности всего предприятия. Кроме того, легко представить себе высокопродуктивную деятельность одного подразделения, не реализующего при этом стратегические приоритеты предприятия. Например, коммерческий отдел может давать высокие объемы продаж продукции, которую, по каким-то причинам, планируют снять с производства. При этом данный коммерческий отдел может плохо реализовывать ту продукцию предприятия, которая стратегически приоритетна. Понятно, что бонус в таких случаях будет стимулировать работу среднего менеджера, лежащую за пределами стратегического "русла" компании.

С другой стороны, если работу среднего менеджера поощрять по системе "тантьема", менеджер будет "кровно" заинтересован в реализации стратегических установок своим подразделением. Но буквальная реализация этих стратегических установок, может вступать в противоречие с премиальной системой исполнителей по линии "бонус". Как следствие, могут возникнуть серьезные противостояния интересов между менеджером (премируемого тантьемой)  и его исполнителями (премируемых бонусом).

           Для снятия этой дилеммы, автором был разработан синтетический подход премирования средних менеджеров. Изложим основные характеристики этого подхода.

Премия среднего менеджмента  –  премиальное вознаграждение среднего состава менеджеров состоящее из двух основных частей Командного Бонуса и Тантьемы, при успешной деятельности управляемого подразделения в рамках стратегии организации. Таким образом, первая часть в бонус-тантьеме черпается из Командного Бонуса; вторая часть в бонус-тантьеме пополняется за счет Тантьемы.

Часть Командного Бонуса в БОНУС-ТАНТЬЕМЕ среднего руководителя вычисляется как фиксированный (ранее согласованный) процент от Командного Бонуса (величина получаемого бонуса, как правило, не превышает минимального уровня бонуса исполнителей). Бонус среднему руководителю направлен на стимулирование организационно-управленческой работы в группе для повышения эффективности ее деятельности. Выплачивается не чаще чем раз в квартал. Данные премиальные не выплачиваются среднему менеджеру при низких показателях деятельности вверенного ему подразделения.

Часть тантьемы в бонус-тантьеме среднего руководителя определяется как фиксированный процент, вычисляемый от чистой годовой прибыли предприятия (величина получаемой тантьемы, как правило, не превышает минимального уровня тантьемы высших руководителей). Данная премия стимулирует тактическое соответствие работы управляемого подразделения стратегическим сверхзадачам организации. Тантьема среднему руководителю не выплачивается либо в случае минимальности прибыли по итогам за год, либо при расхождении тактики работы его подразделения со стратегией предприятия.

Двойной источник премиального фонда среднего менеджмента, при  условии подбора оптимального соотношения  этих частей, дает возможность стимулировать работу менеджера, направленную на решение его подразделением оперативных и тактических задач, стимулировать работу менеджера, направленную на стратегическую вписанность работы управляемого подразделения.

 

 1.4. Методы мотивации персонала

Методы мотивации персонала  могут быть самыми разнообразными и  зависят от проработанности  системы  мотивации на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. 

  Методы мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности делятся на:

  • Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения  экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов связано с формированием плана работы, контролем за его осуществлением, а также   экономическим стимулированием труда, то есть с рациональной  системой оплаты труда, предусматривающей поощрение за определенное  количество  и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.
  • Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях.  Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по  должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают  организационное планирование, организационное нормирование,  инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация играет весьма существенную  роль: она предполагает не только безусловное соблюдение законов и нормативных актов, принятых на  государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей  руководителей и подчиненных, при которых исполнение распоряжения руководства обязательно для подчиненных. Властная мотивация создает необходимые условия для организации и взаимодействия,  а сами организационно-распорядительные методы призваны обеспечить  эффективную деятельность управления любого уровня на основе его научной организации.
  • Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности  сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов  включает  в себя разнообразный арсенал способов и приемов, разработанных социологией, психологией и другими науками, изучающими человека. К числу этих методов относятся анкетирование, тестирование, опрос, интервью и т.п. "Применение социально-психологических методов в менеджменте в торговле рассматривается в двух аспектах: в традиционном аспекте их применения при руководстве персоналом и с точки зрения управления поведением покупателя (при выборе социальной мишени торговой фирмой, в рекламной деятельности и др.)". [38, С.128].

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные  методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо  использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на  достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием   рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов,  что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы  с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов мотивации, зачастую приводит к снижению внимания к социально–психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала. [6, 12, 24].

Приведенная схема классификации  методов мотивации является классической.  В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивации. Укрупнено все методы мотивации можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические стимулы  всех типов (зарплата во всех  ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).

Успешность их воздействия  определяется тем, насколько коллектив  понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям.  Эта система широко используется  в США и предусматривает установление  для личности или группы цепи  целей, способствующих решению  главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда  - эта система в большей степени  относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия  в настоящее время существует  в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В рамках этих групп методов сегодня  разрабатываются  отдельные методики и системы мотивации персонала. [37].

Система мотивации персонала представляет собой сложное образование, интегративной  основой которого являются потребности. Знание потребностной структуры сотрудников, а также умение использовать инструменты мотивации для достижения целей, позволит руководству организации повысить уровень удовлетворенности персонала трудом, выявить и использовать ресурсы, обеспечивающие  высокий уровень  профессиональной и личностной компетенции, что, в  свою очередь, обеспечит успешность функционирования организации.

 

 

Глава 2. Анализ мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат"

 

2.1.  Общая характеристика  деятельности ОАО "Жировой комбинат"

Открытое акционерное общество "Жировой комбинат" является в  настоящее время частным предприятием.  Организационно-правовая форма предприятия  – открытое  акционерное общество. Если несколько лет назад в  собственности государства был определенный пакет акций, то в настоящее время оно не осуществляет никакого контроля над деятельностью предприятия в качестве акционера.

ОАО "Жировой комбинат" является одним из крупнейших предприятий  пищевой промышленности Нижегородской  области. На протяжении всего своего существования комбинат производит и реализует продукцию масложировой промышленности. Основными направлениями деятельности предприятия является выработка майонеза, маргарина, растительного масла, мыла.

История комбината начинает свой отсчет с 1959 года, когда была пущена первая очередь, рассчитанная на выпуск маргарина и саломаса. Постоянно ориентируясь на расширение ассортимента и увеличения объема выпускаемой продукции, комбинат развивался. В 1971 году построен мыловаренный цех, в 1996 году вступили в строй цеха по фасовке растительного масла, производству майонеза и горчицы. В период перехода к рыночной системе хозяйствования на предприятии была сделана ставка на техническое перевооружение предприятия, на совершенствование и автоматизацию производственных процессов. В 2007 году на эти цели было израсходовано 12,7 млрд. руб., а в 2008 году эта сумма составила - 23,8 млрд. руб. Многие работы по технической реконструкции, разработке, изготовлению и ремонту оборудования осуществляются собственными силами - работниками механического цеха, конструкторского отдела, служб главного механика, главного энергетика и других не менее важных подразделений. Правильным тактическим ходом стало внедрение самых современных технологий, основанных на последних достижениях науки и техники. Все это позволило комбинату решить две основные задачи. Во-первых, добиться высокой эффективности поточного, массового производства и тем самым сделать свою продукцию недорогой, доступной покупателю с любым достатком. Во-вторых, использование высокого уровня техники, компьютерного управления процессами, жесткое соблюдение всех технологических тонкостей, строгий бактериологический контроль, позволило создать конкурентоспособную, высококачественную, экологически чистую продукцию мирового уровня.

Информация о работе Совершенствование мотивационной политики организации