Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:51, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ мотивационной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ и современных тенденций развития мотивационной политики организации;
- характеристика объекта исследования;
- анализ мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат";
- разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат".
Введение
Теоретические аспекты изучения мотивации персонала
Генезис мотивационных теорий
Понятие мотивационно-стимулирующего воздействия
Проектирование мотивационной политики организации
Методы мотивации персонала
Анализ мотивационной политики ОАО «Жировой комбинат»
Общая характеристика деятельности ОАО «Жировой комбинат»
Анализ структуры персонала
Анализ управления мотивационной политикой
Оптимизация системы управления мотивацией персонала
Выводы по результатам исследования
Рекомендации по совершенствованию сложившейся системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г
Сегодня ОАО "Жировой комбинат"
является одним из крупнейших российских
предприятий своей отрасли. Это
современное, динамично развивающееся
предприятие с большим
Правовое положение ОАО "Жировой комбинат", права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "Об акционерных обществах". Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общим собранием акционеров выбран совет директоров во главе с генеральным директором. Организационная структура управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней.
Организационная структура управления имеет выраженную линейно-функциональную структуру управления. (Приложение Б).
Достоинствами представленной
организационной структуры
Основная цель в процессе организации системы управления персоналом – регламентация деятельности работника, которая определяется должностным регламентом и инструкцией
В настоящее время
По обслуживанию основных цехов работают шестнадцать вспомогательных служб.
ОАО "Жировой комбинат" обладает
высоким техническим
Номенклатура продукции
Ежемесячный выпуск продукции составляет 2 тыс. тонн майонеза, 40 тонн подсолнечного масла, до 2000 тонн маргарина, 400-450 тонн мыла.
Рисунок 10 - Структура сбыта продукции ОАО "Жировой комбинат"
Динамика годового выпуска в 2007-2008 годах по видам продукции в натуральном выражении приведена на рис. 11.
В 2008 году у предприятия наблюдался рост производства маргарина, майонеза, жиров и туалетного мыла. Наибольший прирост произошел по туалетному мылу, что обусловлено усовершенствованием технологии производства данного продукта и повышением потребительского спроса на него.
Вся продукция вырабатывается по передовым технологиям, утвержденной нормативно-технической документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2007 году предприятие завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".
Рисунок 11 - Динамика выпуска продукции ОАО "Жировой комбинат" по видам продукции, тонн
При постоянном улучшении качества и внешнего вида продукции и с вводом нового оборудования растет уровень продаж основных видов продукции ОАО "Жировой комбинат", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных и отечественных производителей.
Предприятие динамично завоевывает рынки сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в своем регионе, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований майонез предприятия занимает — 90% рынка продукта в г. Нижний Новгород.
Основные экономические
Таблица 1.Основные экономические показатели производственной деятельности ОАО "Жировой комбинат"
Показатель |
2007 год |
2008 год |
Абс. отклон. |
Темп роста, % |
Общий объем производства
продукции в натуральном |
||||
Маргарин |
18339 |
19325 |
986 |
105,4 |
Майонез |
23286 |
23432 |
146 |
100,6 |
Подсолнечное масло |
501 |
490 |
-11 |
97,8 |
Горчица |
442 |
410 |
-32 |
92,8 |
Жиры |
17796 |
19085 |
1289 |
107,2 |
Мыло туалетное |
4397 |
6600 |
2203 |
150,1 |
Общий объем производства в стоимостном выражении, тыс. руб. |
524984 |
562320 |
37336 |
107,1 |
Общий объем продаж, тыс. руб. |
529769 |
555150 |
25381 |
104,8 |
Объем продаж на 1 работающего, тыс. руб. |
593 |
601 |
8 |
101,4 |
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
140266 |
143423 |
3157 |
102,3 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. |
117313 |
121075 |
3762 |
103,2 |
Среднегодовая списочная численность, чел. |
893 |
923 |
30 |
103,4 |
Балансовая прибыль |
82709 |
86672 |
3963 |
104,8 |
Рентабельность реализованной продукции |
15,61 |
15,61 |
0,00 |
100,0 |
Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. |
83,72 |
82,05 |
-1,67 |
98,0 |
В 2008 году у предприятия произошел прирост объема производства на 7%, объема реализации на 5 % по сравнению с уровнем прошлого года. Объем продаж на одного работающего вырос на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной численности сотрудников на 30 человек. Объем среднегодовой стоимости активов в 2008 году увеличился, как за счет роста среднегодовой стоимости основных средств, так и за счет роста среднегодовой стоимости оборотных активов. Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн. руб. или 5,0 %, уровень рентабельности реализованной продукции существенных изменений не претерпел. Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на 2 %, составив в 2008 году 82,05 коп.
Анализ финансовых результатов по данным Отчета о прибылях и убытках ОАО «Жировой комбинат», показал, что в первом квартале 2008 г. прибыль комбината от продаж меньше примерно в три раза чем в аналогичном квартале 2007 г., что было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2008г. прибыль комбината оказалась больше чем за четвертый квартал 2007г. Превышение результатов за отчетный период 2008г., по сравнению с аналогичным периодом 2007г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).
На предприятии
Несмотря на широкий ассортимент выпускаемой продукции. "Жировой комбинат" не останавливается на достигнутом. Изменение рыночных условий, рост конкуренции, повышение требований потребителей к качеству товаров, поступающих в торговлю, вызывает необходимость системно заниматься вопросами расширения ассортимента вырабатываемой продукции, делать ее более привлекательной для покупателя по внешнему виду. Так в 2007 - 2008 гг. освоено производство новых видов продукции 10 наименований.
Большое внимание уделяется контролю технологических процессов и отбору высококачественного сырья. Строжайший и постоянный бактериологический контроль, использование лабораторного комплекса стоимостью 150 тысяч долларов гарантируют абсолютную безопасность товара, его безукоризненное соответствие стандартам, что обеспечивает продукции предприятия высокое качество. Еще в 2001 году лабораторией комбината были получены аттестаты аккредитации аналитической лаборатории в системе СОАЛ, испытательной лаборатории в системе сертификации ГОСТ Р, что свидетельствует о высокой технической компетентности лаборатории.
В целом можно сказать, что предприятие занимает довольно большую долю на рынке масложировой промышленности, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий. Данное преимущество позволяет эффективно и без дополнительных затрат получать максимальный финансовый результат от реализации продукции основного производства. Ориентируясь на работу с постоянными клиентами, комбинат наладил прочные коммерческие связи, что позволяет в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую деятельность. В связи с наладкой производства самых разнообразных сортов и модификаций продукта, реализация осуществляется в различных сегментах рынка и таким образом удовлетворяются потребности широкого круга покупателей.
Между тем, для дальнейшего развития предприятия существенное значение имеет использование его кадрового потенциала, повышение эффективности системы управления персоналом и мотивации производительности работы коллектива.
Для анализа структуры
персонала определим и сравним
удельный вес каждой категории работников
в общей среднесписочной
Таблица 2 – Состав и структура персонала на предприятии
Категории работающих |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |||
Состав, чел. |
Структура, % |
Состав, чел. |
Структура, % |
Состав, чел. |
Структура, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Руководители |
113 |
10,1 |
122 |
10,8 |
124 |
9,7 |
Специалисты |
145 |
13,0 |
147 |
13,0 |
156 |
12,2 |
Служащие |
22 |
2,0 |
21 |
1,9 |
25 |
1,9 |
Основные рабочие |
300 |
26,9 |
300 |
26,6 |
348 |
27,2 |
Вспомогательные рабочие |
535 |
48,0 |
537 |
47,7 |
627 |
49,0 |
ИТОГО |
1115 |
100,0 |
1127 |
100,0 |
1280 |
100,0 |
Из данных таблицы 2 видно, что численность персонала с каждым годом увеличивается. В 2008 году численность работающих увеличилась на 165 человек (14,8%) по сравнению с 2006 годом и на 153 человека (13,6%) по сравнению с 2007 годом. при этом незначительно изменилась структура работающих – уменьшился удельный вес руководителей на 0,4% по сравнению с 2006 годом и на 1,1% по сравнению с 2007 годом, специалистов на 0,8%, в то же время увеличилась численность рабочих на 1,3% по сравнению с 2006 годом, и на 1,9% по сравнению с 2004 годом.
Соотношение ИТР и рабочих к среднесписочной численности в 2008 году составляет 23,8% и 76,2%. (в 2006году – 25,1% и 74,9%; в 2007 году – 25,7% и 74,3%).
Рабочие по характеру участия в производственном процессе подразделяются на основных, непосредственно участвующих в производстве, и вспомогательных, занятых во вспомогательных производствах и всеми видами обслуживания. И в процессе анализа представляется весьма важным выяснить, каково их соотношение, установить тенденцию изменения этого соотношения, из таблицы 2 мы видим, что оно не в пользу основных рабочих. В структуре рабочих удельный вес вспомогательных рабочих 64,1% в 2006 году, 64,2% в 2007 году, 64,4% в 2008 году, что говорит о незначительном уровне автоматизации труда. Сокращение вспомогательных рабочих может быть достигнуто за счет концентрации и специализации вспомогательных работ: по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствования труда этих рабочих.
Структуру персонала предприятия по категориям в 2008 году представим графически (рис. 12)
Рисунок 12 – Структура персонала по категориям в 2008 год
Проанализируем состав и структуру персонала по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования.
Данные для анализа состава и структуры персонала по возрасту приведены в таблицах 3 и 4:
Таблица 3 – Состав и структура персонала по возрасту
Возрастные категории |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |||
Состав, чел. |
Структура, % |
Состав, чел. |
Структура, % |
Состав, чел. |
Структура, % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
до 30 лет |
131 |
11,7 |
161 |
14,3 |
242 |
18,9 |
30-39 лет |
163 |
14,6 |
192 |
17,0 |
185 |
14,5 |
40-49 лет |
438 |
39,3 |
418 |
37,1 |
402 |
31,4 |
50-59 лет |
341 |
30,6 |
310 |
27,5 |
398 |
31,1 |
60 лет и старше |
42 |
3,8 |
46 |
4,1 |
53 |
4,1 |
ИТОГО |
1115 |
100,0 |
1127 |
100,0 |
1280 |
100,0 |
Информация о работе Совершенствование мотивационной политики организации