Совершенствование мотивационной политики организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:51, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ мотивационной политики предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ и современных тенденций развития мотивационной политики организации;
- характеристика объекта исследования;
- анализ мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат";
- разработка рекомендаций по совершенствованию мотивационной политики ОАО "Жировой комбинат".

Содержание

Введение
Теоретические аспекты изучения мотивации персонала
Генезис мотивационных теорий
Понятие мотивационно-стимулирующего воздействия
Проектирование мотивационной политики организации
Методы мотивации персонала
Анализ мотивационной политики ОАО «Жировой комбинат»
Общая характеристика деятельности ОАО «Жировой комбинат»
Анализ структуры персонала
Анализ управления мотивационной политикой
Оптимизация системы управления мотивацией персонала
Выводы по результатам исследования
Рекомендации по совершенствованию сложившейся системы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Приложение Г

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом3.doc

— 5.57 Мб (Скачать файл)

Сегодня ОАО "Жировой комбинат" является одним из крупнейших российских предприятий своей отрасли. Это  современное, динамично развивающееся  предприятие с большим потенциалом  и перспективами.

Правовое положение ОАО "Жировой  комбинат",  права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом "Об акционерных обществах". Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Общим собранием акционеров выбран совет директоров во главе с генеральным директором. Организационная структура управления построена таким образом, что при умеренном спросе на продукцию управление персоналом можно осуществить эффективно при минимуме управленческих уровней. 

Организационная структура управления имеет выраженную линейно-функциональную структуру управления. (Приложение Б).

Достоинствами представленной организационной структуры являются:

  • Единство и чёткость распорядительства (даже при выполнении несвойственной или незапланированной работы);
  • Согласованность действий исполнителей;
  • Чётко выраженная ответственность;
  • Оперативность в принятии решений;
  • Простота управления (выдача задания, распоряжения от одного руководителя и сдача выполненного заказа  в один адрес);    
  • Личная ответственность начальника отдела за результат проделанной работы (если не выполнена работа по какой-либо причине, то отвечает исполнитель работы, не принявший своевременных мер по устранению недоработок).

Основная цель в процессе организации  системы управления персоналом – регламентация деятельности работника, которая определяется должностным регламентом и инструкцией

В настоящее время производственные мощности комбината представлены четырьмя производственными цехами:

  • гидрорафинационный,
  • маргариновый,
  • майонезный,
  • мыловаренный.

По обслуживанию основных цехов  работают шестнадцать вспомогательных  служб.

ОАО "Жировой комбинат" обладает высоким техническим потенциалом. Продукция вырабатывается на высоко автоматизированных поточных линиях известных  иностранных фирм. Для изготовления полимерной тары также используются передовые технологии и импортное оборудование. Оборудование, необходимое производству поставляется из-за рубежа, главным образом из Германии. Комбинат в течении многих лет сотрудничает с корпорацией "Sidel" и большинство недавно приобретенных аппаратов принадлежит именно этой фирме. Так же предприятие сотрудничает с такими поставщиками оборудования, как "Альфа Лаваль" (Швеция), "Спомаш" (Польша), "Кирхфельд", "Шредер" (Германия), "Джонсон" (Великобритания), ОКБ "Технология" (Россия) и др.  Технологическое сырье (клей, полиэтилен и др.) поступает из-за границы, а некоторые виды производятся в Российской Федерации. Пищевое сырье поступает из различных регионов нашей страны, однако очень часто комбинат заключает сделки с американскими фирмами на поставку яичного порошка, сухого молока и томатной пасты.

Номенклатура продукции предприятия  включает майонезы, маргарины, подсолнечное масло, кетчуп, горчица, жиры, мыло. В  целом  ассортимент продукции  включает в себя около 50 наименований. Структура сбыта предприятия в 2007 году представлена на рис. 10.

Ежемесячный выпуск продукции составляет  2 тыс. тонн майонеза, 40 тонн подсолнечного  масла, до 2000 тонн маргарина,  400-450 тонн мыла.

 

Рисунок 10 - Структура сбыта продукции ОАО "Жировой комбинат"

 

Динамика годового выпуска в 2007-2008 годах по видам продукции в натуральном выражении приведена на рис. 11.

В 2008 году у предприятия наблюдался рост производства маргарина, майонеза,  жиров и туалетного мыла. Наибольший прирост произошел по туалетному мылу, что обусловлено усовершенствованием технологии производства данного продукта и повышением потребительского спроса на него.

Вся продукция вырабатывается по передовым  технологиям, утвержденной нормативно-технической документации и отвечающей высокому научно-техническому уровню, что подтверждается многочисленными наградами. В 2007 году предприятие завоевало две платиновых и одну золотую медали, смотра-конкурса "Всероссийская марка (III тысячелетие) Знак качества XXI век".

Рисунок 11 - Динамика выпуска продукции ОАО "Жировой комбинат" по видам продукции, тонн

 

При постоянном улучшении качества и внешнего вида продукции и с  вводом нового оборудования растет уровень  продаж основных видов продукции ОАО "Жировой комбинат", несмотря на возрастающую конкуренцию со стороны зарубежных и отечественных производителей.

Предприятие динамично завоевывает  рынки сбыта, его продукция пользуется большим спросом как в своем  регионе, так и за его пределами, осваиваются рынки ближнего зарубежья. По данным маркетинговых исследований майонез предприятия занимает — 90% рынка продукта в г. Нижний Новгород.

Основные экономические показатели  деятельности  ОАО "Жировой комбинат"  приведены в табл.1.

 

 

Таблица 1.Основные экономические показатели  производственной деятельности  ОАО "Жировой  комбинат"

 

Показатель

2007 год

2008 год

Абс. отклон.

Темп роста, %

Общий объем производства продукции в натуральном выражении, т

       

Маргарин

18339

19325

986

105,4

Майонез

23286

23432

146

100,6

Подсолнечное  масло

501

490

-11

97,8

Горчица

442

410

-32

92,8

Жиры

17796

19085

1289

107,2

Мыло туалетное

4397

6600

2203

150,1

Общий объем производства в стоимостном выражении, тыс. руб.

524984

562320

37336

107,1

Общий объем продаж, тыс. руб.

529769

555150

25381

104,8

Объем продаж на 1 работающего, тыс. руб.

593

601

8

101,4

Среднегодовая стоимость  ОПФ, тыс. руб.

140266

143423

3157

102,3

Среднегодовая стоимость  оборотных фондов,  тыс. руб.

117313

121075

3762

103,2

Среднегодовая  списочная  численность, чел.

893

923

30

103,4

Балансовая прибыль

82709

86672

3963

104,8

Рентабельность реализованной  продукции

15,61

15,61

0,00

100,0

Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп.

83,72

82,05

-1,67

98,0


В 2008 году у предприятия произошел  прирост  объема производства на 7%, объема реализации на 5 % по сравнению  с уровнем прошлого года.  Объем продаж на одного работающего вырос на 1,4 %, что обусловлено ростом наряду с объемом реализации среднесписочной численности сотрудников на 30 человек. Объем среднегодовой стоимости активов в 2008 году увеличился, как за счет роста среднегодовой стоимости  основных средств, так и за счет роста среднегодовой стоимости   оборотных активов.  Рост балансовой прибыли составил 3,963 млн. руб. или 5,0 %, уровень рентабельности реализованной продукции  существенных изменений не претерпел.  Уровень затрат на 1 рубль товарной продукции упал на 2 %, составив в 2008 году 82,05 коп.

Анализ финансовых результатов  по данным Отчета о прибылях и убытках  ОАО «Жировой комбинат», показал, что в первом квартале 2008 г. прибыль комбината от продаж меньше примерно в три раза чем в аналогичном квартале  2007 г., что было вызвано тем, что продукция по стоимости была выше, чем у конкурентов, и спрос на нее уменьшился. К третьему кварталу увеличивается прибыль предприятия примерно в два раза. В четвертом квартале 2008г. прибыль комбината оказалась больше чем за четвертый квартал 2007г. Превышение результатов за отчетный период 2008г., по сравнению с аналогичным периодом 2007г. связано с тем, что была уменьшена себестоимость продукции, а также уменьшение операционных расходов превышает уменьшение операционных доходов предприятия. Также сравнивая финансовые показатели можно выделить уменьшение практически в половину, внереализационных расходов. Чистая прибыль предприятия на конец года увеличилась больше чем в половину за прошлый год и составила 36267 тыс. руб. Это вызвано расширением ассортимента продукции, увеличение сервисного обслуживания клиентов (реклама продукции, доставка автотранспортом комбината).            

На предприятии целенаправленно  осуществляется техническое перевооружение и реконструкция действующих цехов, внедряется новая техника, модернизируется оборудование, ведется строительство производственных объектов. В 2007 г. инвестировано в развитие производства около двух миллионов долларов. Разумная ценовая политика, правильное направление финансовых потоков, минимизация издержек позволяют наращивать показатели прибыльности предприятия и вести реконструкцию и модернизацию производства на собственные средства. В 2009 году на техническое перевооружение и реконструкцию планируется израсходовать более 60 процентов чистой прибыли предприятия.

Несмотря на широкий ассортимент  выпускаемой продукции. "Жировой  комбинат" не останавливается на достигнутом. Изменение рыночных условий, рост конкуренции, повышение требований потребителей к качеству товаров, поступающих в торговлю, вызывает необходимость системно заниматься вопросами расширения ассортимента вырабатываемой продукции, делать ее более привлекательной для покупателя по внешнему виду. Так в 2007 - 2008 гг. освоено производство новых видов продукции 10 наименований.

Большое внимание уделяется контролю технологических процессов и  отбору высококачественного сырья. Строжайший и постоянный бактериологический контроль, использование лабораторного  комплекса стоимостью 150 тысяч долларов гарантируют абсолютную безопасность товара, его безукоризненное соответствие стандартам, что обеспечивает продукции предприятия высокое качество. Еще в 2001 году лабораторией комбината были получены аттестаты аккредитации аналитической лаборатории в системе СОАЛ, испытательной лаборатории в системе сертификации ГОСТ Р, что свидетельствует о высокой технической компетентности лаборатории.

В целом можно сказать, что предприятие  занимает довольно большую долю на рынке масложировой промышленности, что позволяет продукции свободно и легко конкурировать с продукцией других предприятий. Данное преимущество позволяет эффективно и без дополнительных затрат получать максимальный финансовый результат от реализации продукции основного производства. Ориентируясь на работу  с постоянными клиентами, комбинат наладил прочные коммерческие связи, что позволяет в настоящее время избегать лишних затрат на маркетинговую деятельность. В связи с наладкой производства самых разнообразных сортов и модификаций продукта, реализация осуществляется в различных сегментах рынка и таким образом удовлетворяются потребности широкого круга покупателей.

Между тем, для  дальнейшего развития предприятия существенное  значение имеет  использование его кадрового  потенциала,  повышение эффективности системы управления персоналом и мотивации производительности работы коллектива.

2.2. Анализ  структуры персонала

Для анализа структуры  персонала определим и сравним  удельный вес каждой категории работников в общей среднесписочной численности персонала предприятия. Данные приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Состав и структура персонала на предприятии

Категории работающих

2006г.

2007г.

2008г.

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

1

2

3

4

5

6

7

Руководители

113

10,1

122

10,8

124

9,7

Специалисты

145

13,0

147

13,0

156

12,2

Служащие

22

2,0

21

1,9

25

1,9

Основные рабочие

300

26,9

300

26,6

348

27,2

Вспомогательные рабочие

535

48,0

537

47,7

627

49,0

ИТОГО

1115

100,0

1127

100,0

1280

100,0


 

Из данных таблицы  2 видно, что численность персонала с каждым годом увеличивается. В 2008 году численность работающих увеличилась на 165 человек (14,8%) по сравнению с 2006 годом и на 153 человека (13,6%) по сравнению с 2007 годом. при этом  незначительно изменилась структура работающих – уменьшился удельный вес руководителей на 0,4% по сравнению с 2006 годом и на 1,1% по сравнению с 2007 годом, специалистов на 0,8%, в то же время увеличилась численность рабочих на 1,3% по сравнению с 2006 годом,  и на 1,9% по сравнению с 2004 годом.

 Соотношение ИТР и рабочих  к среднесписочной численности  в 2008 году  составляет 23,8% и 76,2%. (в 2006году – 25,1% и 74,9%; в 2007 году – 25,7% и 74,3%).

Рабочие по характеру  участия в производственном процессе подразделяются на основных, непосредственно участвующих в производстве, и вспомогательных, занятых во вспомогательных производствах и всеми видами обслуживания. И в процессе анализа представляется весьма важным выяснить, каково их соотношение, установить тенденцию изменения этого соотношения, из таблицы 2 мы видим, что оно не в пользу основных рабочих. В структуре рабочих удельный вес вспомогательных рабочих 64,1% в 2006 году, 64,2% в 2007 году, 64,4%  в 2008 году, что говорит о незначительном уровне автоматизации труда. Сокращение вспомогательных рабочих может быть достигнуто за счет концентрации и специализации вспомогательных работ: по наладке и ремонту оборудования, повышению уровня механизации и совершенствования труда этих рабочих.

Структуру персонала предприятия по категориям в 2008 году представим графически (рис. 12)

 

Рисунок 12 – Структура персонала по категориям в 2008 год

 

Проанализируем состав и структуру персонала по таким  признакам, как возраст, пол, уровень  образования.

Данные для анализа состава и структуры персонала по возрасту приведены в таблицах 3 и 4:

 

Таблица 3 – Состав и структура персонала по возрасту

Возрастные категории

2006г.

2007г.

2008г.

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

Состав, чел.

Структура, %

1

2

3

4

5

6

7

до 30 лет

131

11,7

161

14,3

242

18,9

30-39 лет

163

14,6

192

17,0

185

14,5

40-49 лет

438

39,3

418

37,1

402

31,4

50-59 лет

341

30,6

310

27,5

398

31,1

60 лет и старше

42

3,8

46

4,1

53

4,1

ИТОГО

1115

100,0

1127

100,0

1280

100,0

Информация о работе Совершенствование мотивационной политики организации