Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение, осмысление и систематизация наиболее важных механизмов, критериев, способов подбора и отбора персонала для формирования трудового коллектива, как части управления персоналом любой организации, а также анализ кадровой политики в ЗАО «Медтроникс».
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты подбора и отбора персонала
показать необходимость правильного подхода к подбору и отбору персонала;
установить преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по подбору и отбору персонала;
провести анализ группового состава персонала и кадровой политики предприятия ЗАО «Медтроникс»
провести анализ системы подбора и отбора персонала в организации ЗАО «Медтроникс»
сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение
1. Исследование теоретических аспектов подбора и отбора персонала
1.1 Понятие и методы подбора и отбора персонала
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
1.3 Типичные ошибки при подборе и отборе персонала
2. Исследование системы подбора и отбора персонала на предприятии КГУП «Примтеплоэнерго»
2.1 Характеристика и описание финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ группового состава персонала предприятия
2.3 Анализ кадровой политики предприятия
2.4 Анализ системы подбора персонала в КГУП «Примтеплоэнерго»
2.4.1 Окончательная оценка соискателя
2.4.2 Использование психологических методик подбора персонала
2.4.5 Анализ существующего процесса стажировки принятого персонала
2.4.6 Преимущества и недостатки существующей системы подбора и отбора персонала
2.4.7 Анализ текучести кадров на предприятии КГУП «Примтеплоэнерго»
3. Совершенствование процесса отбора и подбора персонала в организации
3.1 Анкетирование при приёме на работу
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы отбора и подбора персонала
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности направлений совершенствования системы подбора и отбора персонала.
3.4 Правовое сопровождение совершенствования системы подбора и отбора персонала
3.5 Документационное сопровождение системы отбора и подбора персонала
Заключение
Список литературы
Введение
персонал отбор анкетирование
Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Подбор и отбор работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха.
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики предприятия и одним из ключевых элементов не только системы управления персоналом, но и всей системы управления деятельностью коллектива.
Хороший, дееспособный и сплочённый персонaл - основной залог долговременного успехa, высокоэффективное нaпрaвление вклaдывaния капитaлa. Сегодня чeловeк - это глaвный стрaтeгический ресурс любой компании в борьбe с конкурeнтами.[ 21]
Удачно подобрать трудовой коллектив - одна из основных задач руководства любого предприятия. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, принимать и реализовывать общие замыслы. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.
Именно человеческий капитал, а не заводы, оборудование и производственные запасы являются краеугольным камнем конкурентоспособности, экономического роста и эффективности.
Кадры являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого во многом зависят все экономические результаты его деятельности.
Поэтому политика предприятия по отбору и набору персонала является приоритетной для любой фирмы, поскольку она играет важную роль для достижения миссии и целей организации, т.е. формирование трудового коллектива, занимает ведущее место в системе управления любого предприятия.
Персонал, работающий в организации, чтобы приносить максимальную пользу, должен соответствовать определенным требованиям. И только эффективно налаженная система методов подбора и отбора персонала будет способствовать решению этой проблемы.
Сегодня современный руководитель осознаёт, что человек - важнейший фактор производства, а значит, подбор эффективного персонала не менее важен, чем снижение издержек или маркетинг. Прибыль организации, прежде всего, приносит высококвалифицированный персонал и подход к нему должен быть не просто как к средству для функционирования организации.
В настоящее время актуальность этих вопросов уже бесспорна и разбираться в вопросах управления персоналом очень важно и нужно менеджеру любого уровня. Ведь для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов.[ 23 ]
Именно поэтому обозначенная тема и была мною выбрана для изучения в виде данной курсовой работы.
Целью курсовой работы является рассмотрение, осмысление и систематизация наиболее важных механизмов, критериев, способов подбора и отбора персонала для формирования трудового коллектива, как части управления персоналом любой организации, а также анализ кадровой политики в ЗАО «Медтроникс».
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты подбора и отбора персонала
показать необходимость правильного подхода к подбору и отбору персонала;
установить преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по подбору и отбору персонала;
провести анализ группового состава персонала и кадровой политики предприятия ЗАО «Медтроникс»
провести анализ системы подбора и отбора персонала в организации ЗАО «Медтроникс»
сделать выводы и разработать рекомендации.
Объектом исследования работы выступает персонал ЗАО «Медтроникс».
Предмет исследования - инструменты и механизмы подбора и отбора персонала в организации.
В первой главе данной работы производится описание теоретической базы подбора и отбора персонала, рассматривается порядок действий, начиная от постановки целей и заканчивая оценкой результатов их применения.
Во второй главе на основе собранной информации проведен анализ кадровой деятельности предприятия ЗАО «Медтроникс» с целью выявления возможностей по ее совершенствованию.
В заключительной главе рассматриваются вопросы по совершенствованию кадровой политики организации.
При написании курсовой работы были использованы труды профессорного преподавательского состава кафедры «Экономка и Управление Организацией» Самарского Государственного Технического Университета.
1. Исследование
теоретических аспектов
.1 Понятие и
методы подбора и отбора
Основной задачей при найме на работу персонала является удовлетворение спроса на работников в качественном и количественном отношении. При этом следует ответить на вопрос: где и когда потребуются работники?
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией. С привлечения на работу начинается управление персоналом.[ 28 ]
К определению кадровой политики организации существуют неоднозначные подходы.[12 ]
Дятлов В.А., Травин В.В. в своей работе «Основы кадрового менеджмента» дают следующее определение отбора персонала:
Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. Приподборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Основные этапы отбора и подбора персонала можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1. Процессы отбора и подбора персонала
Подбор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация в дальнейшем сделает отбор наиболее подходящих для нее работников.
Основными предпосылками, определяющими эффективность работы по подбору и отбору персонала, являются:
постановка четких целей организации
разработка эффективной организационной структуры управления, позволяющей обеспечить достижение этих целей; наличие планирования персонала, являющегося связующим звеном между целями организации и организационной структурой управления.
Другими словами - подбор и отбор персонала являются лишь частью работы любой организации в процессе управления коллективом, который, в свою очередь, лишь одно из звеньев целостной системы комплексных мероприятий в деятельности организации.
При подборе и отборе персонала следует иметь в виду три основные положения:
.Подбор и отбор персонала
не должны рассматриваться как
просто нахождение подходящего
человека для выполнения
. Необходимо принимать
во внимание не только уровень
профессиональной
. Полный учет всех требований
трудового законодательства и
обеспечения справедливого
Поэтому, как мне представляется, для того чтобы политика организации в области подбора и отбора персонала была эффективной, а работники полностью подходили по своим профессиональным, деловым и личностным качествам установленным требованиям, необходим комплексный подход. Не существует одного оптимального метода на все случаи жизни. Нужно владеть всем имеющимся арсеналом поиска нужных работников и использовать его в зависимости от конкретной задачи.
Методы подбора персонала могут быть активными и пассивными, а источники привлечения кадров - внешними и внутренними.
Активные методы подбора - к ним обычно прибегают в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение.
Прежде всего - это вербовка персонала, то есть, иначе говоря, налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы.
Сравнительно дешевле обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также осуществить набор (вербовку) кадров.
Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий уровень квалификации.
К пассивным методам подбора кадров прибегают, когда предложение рабочей силы на рынке труда превышает спрос. Одной из разновидностей пассивных методов привлечения персонала является размещение объявлений о вакантных должностях, уровне, требованиях к кандидатам, условиях оплаты труда.
К средствам внешнего подбора, которые чаще всего применяются, относятся:
. Объявление в средствах массовой информации - на телевидении, радио, в прессе и профессиональных журналах.
. Выезд работников организации в учебные заведения.
. Рекламные объявления .
. Государственные агентства занятости.
. Рекрутинговые агентства.
Немалая часть организаций предпочитают проводить подбор кадров на вакантные должности в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность и улучшает моральный климат.
Но в любом случае выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах.
Работа по поиску подходящих людей начинается на базе заранее сформулированных требований к кандидатам, основанных на уже существующих должностных инструкциях и требованиях к должности. Традиционно этой функцией занимаются кадровые службы организаций.
При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в фирме, на рабочее место попадают люди, которые хорошо знают организацию и тех, кто в ней работает, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы или к новой должности.
Такая политика повышает лояльность персонала и стимулирует их к большей отдаче в работе.
Преимуществом внутреннего набора перед внешним является его дешевизна. Но в то же время, выбор ограничен числом сотрудников организации, среди которых может не оказаться необходимых людей - это, пожалуй, главный недостаток внутреннего набора.
Рисунок 2. Эффективность различных методов подбора персонала.
Данные диаграммы показывают, что организации следует использовать всевозможные методы и пути формирования коллектива, поскольку ни один из существующих методов подбора персонала стопроцентной гарантии успеха не даёт. Далеко не простым является многоэтапный процесс отбора.
В первую очередь - это: предварительный отбор, заполнение заявлений и анкеты, собеседование, тестирование, проверка рекомендаций и послужного списка, в некоторых случаях медицинский осмотр и т. д. При этом, как правило, ориентируются на сильные, а не на слабые стороны человека и поиск не идеальных кандидатов, которых в природе не существует, а наиболее подходящих для данной должности. Одновременно учитывают исоответствие индивидуальных качеств претендента требованиям, предъявляемым содержанием работы (образование, стаж, опыт, а в ряде случаев пол, возраст) Сегодня маркетинг активно распространился не только на рынки товаров, но и на рынки труда. Задачи этого этапа найма ориентированы на формулирование привлекательных условий для необходимых фирме работников, поскольку она сможет конкурировать не только предлагая более высокую по сравнению с другими фирмами заработную плату, но и:
- более привлекательное место и время работы;
удобные транспортные возможности;
- дополнительные социальные услуги и т. п.
В целом же можно отметить шесть основных направлений современных подходов к подбору и отбору персонала:
1.Процедуры поиска и
отбора кадров должны
2.Поиск и отбор работников требует комплексного подхода.
3. Необходима четкая
Информация о работе Совершенствование подбора и отбора персонала в организации