Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:18, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение, осмысление и систематизация наиболее важных механизмов, критериев, способов подбора и отбора персонала для формирования трудового коллектива, как части управления персоналом любой организации, а также анализ кадровой политики в ЗАО «Медтроникс».
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты подбора и отбора персонала
показать необходимость правильного подхода к подбору и отбору персонала;
установить преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по подбору и отбору персонала;
провести анализ группового состава персонала и кадровой политики предприятия ЗАО «Медтроникс»
провести анализ системы подбора и отбора персонала в организации ЗАО «Медтроникс»
сделать выводы и разработать рекомендации.
Введение
1. Исследование теоретических аспектов подбора и отбора персонала
1.1 Понятие и методы подбора и отбора персонала
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
1.3 Типичные ошибки при подборе и отборе персонала
2. Исследование системы подбора и отбора персонала на предприятии КГУП «Примтеплоэнерго»
2.1 Характеристика и описание финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Анализ группового состава персонала предприятия
2.3 Анализ кадровой политики предприятия
2.4 Анализ системы подбора персонала в КГУП «Примтеплоэнерго»
2.4.1 Окончательная оценка соискателя
2.4.2 Использование психологических методик подбора персонала
2.4.5 Анализ существующего процесса стажировки принятого персонала
2.4.6 Преимущества и недостатки существующей системы подбора и отбора персонала
2.4.7 Анализ текучести кадров на предприятии КГУП «Примтеплоэнерго»
3. Совершенствование процесса отбора и подбора персонала в организации
3.1 Анкетирование при приёме на работу
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы отбора и подбора персонала
3.3 Оценка социальной и экономической эффективности направлений совершенствования системы подбора и отбора персонала.
3.4 Правовое сопровождение совершенствования системы подбора и отбора персонала
3.5 Документационное сопровождение системы отбора и подбора персонала
Заключение
Список литературы
. Основные этапы процесса
подбора и используемые методы
зависят от того, из каких источников
- внешних или внутренних - организация
предполагает привлечь
5. Выбор методов (тестирование,
собеседование и т.д.), на основании
которых организация будет
. Выбор технологий, используемых
при отборе, направлен на то, чтобы
применяемая батарея методов
позволяла с максимальной
1.2 Основные этапы процесса отбора персонала
Определение потребности в персонале является начальным этапом процесса отбора персонала. Он базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.[ ] Процесс такого планирования включает в себя три шага:
. Оценка наличных ресурсов.
. Расчет будущих потребностей.
. Программа удовлетворения потребностей в персонале (набор и отбор).
На первом шаге руководство (отдел персонала и руководитель соответствующего отдела) проводит оценку наличных ресурсов, другими словами, рассчитывает, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели, и анализирует, насколько качественно каждый из них ее выполняет.
Второй шаг - прогнозирование численности персонала, необходимого для реализации поставленных целей организации.
Третий шаг представляет собой программу удовлетворения потребности в персонале, которая включает в себя конкретные, подробно разработанные мероприятия по привлечению, отбору, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
При планировании процесса подбора учитываются как количественная, так и качественная потребность в персонале.
Схематично данный процесс можно представить намного шире и помнить, что он носит системный характер:
Таблица 1.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В
ПЕРСОНАЛЕ Какая и сколько рабочей силы
будет в заданной временной точке? Где
в ней нуждаются? Какие и сколько имеется
рабочих мест?ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА РАБОТУ
Внешнее планирование Внутреннее планирование
Откуда, как и когда будут Какие и сколько
сотрудников, дополнительно приниматься
когда и на какое время должно быть на
работу сотрудники? перемещено по службе,
повышено в должности?ПЛАНИРОВАНИЕ СОКРАЩЕНИЯ
КАДРОВ Какая и сколько рабочей силы должно
быть оставлено на предприятии? Какие
мероприятия проводятся?ПЛАНИРОВАНИЕЗАТРАТ
НА ПОДБОР И ОБУЧЕНИЕ КАДРОВ Какие расходы
по статьям предусматриваются на формирование
и развитие персонала организации?
Каждая организация использует кадровое планирование, явно или неявно. Некоторые организации проделывают в этом плане серьезные исследования, другие ограничиваются поверхностным вниманием в отношении планирования персонала.
Как бы там ни было, но долговременный успех любой организации несомненно зависит от наличия необходимых работников в необходимое время на правильно выбранных должностях. Недобросовестно выполненное, и тем более - вовсе проигнорированное, кадровое планирование способно спровоцировать серьезные проблемы уже в самое короткое время.
Следующим этапом процесса отбора персонала является - сбор информации о кандидатах.(Таблица 2).
Таблица 2. Источники информации о претенденте на вакантную должность
ИсточникСодержание информации
и ее значениеЗаявление о приемеПервое
общее впечатление о кандидатеФотографияДает
представление о внешностиБиографияНаглядно
показывает процесс становления, позволяет
узнать «детали» личностиЛичная анкетаСодержит,
собирает и систематизирует самую важную
информацию о поступающем, позволяет не
забывать информациюАттестат зрелостиДает
сведения об успеваемости в школе; о профессиональной
квалификацииТрудовая книжкаПодтверждает
места работы, указанные в биографии, освещает
прежние сферы деятельности, иногда ограничена
из-за терминологии, возможна квалифицированная
характеристика.
Первый шаг - анализ представленных резюме. Оценивается не только его содержание, но, самое главное, правдивость указанных фактов. Особенно это необходимо для защиты организации от криминалитета.
Второй - предварительное собеседование. Оно до сих пор является наиболее широко применяемым методом отбора персонала. При этом выбираются самые различные принципы ведения, вплоть до стрессовых. Участвовать в них могут от работодателя несколько человек, представляющих разные службы: психологи, экономисты, технический персонал и т.д.
Третий шаг - испытательный срок. В период испытательного срока кандидат исполняет должностные обязанности в полном объеме, получает вознаграждение, однако, может быть уволен по его окончании без каких - либо последствий для организации.
Отдельный этап отбора - решение о найме
Решение о найме, о зачислении кандидата на работу является самым важным моментом, кульминацией процесса отбора. Оно должно быть максимально объективным, и надо предпринять все, чтобы прийти к верному решению. Принять такое решение помогает анализ работы и продуманная система оценки деловых и личностных качеств кандидата.[13 ]
Если во время испытательного срока работник зарекомендовал себя как специалист с хорошими знаниями и способностями, его переводят в разряд постоянных работников.
Критериев отбора не должно быть слишком много, иначе он окажется затруднительным. Основными считаются: образование, опыт, деловые качества, профессионализм, физические характеристики, тип личности кандидата, его потенциальные возможности.
Сегодня начинает складываться
новая модель отбора персонала. Кандидаты
рассматриваются на предмет их соответствия
не только требованиям рабочего места,
но и организации в целом, ее традициям,
культуре. Поэтому принимаются во внимание
как их профессионально-
На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление кандидатов, способных выполнять требуемые функции, максимальное сужение круга претендентов и формирование из них резерва, с которым и проводится в дальнейшем более тщательная работа. Довольно надежным способом проверки претендентов является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, зрительную память, владение смежными операциями, аналитичность мышления, аккуратность, умение быстро ориентироваться, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные склонности и т.д.
Формой проверки поступающих на работу может быть письменная характеристика или рекомендательное письмо с последнего места работы. В целом их достоверность и надежность весьма невысоки (как свидетельствует западный опыт, 25% характеристик и рекомендательных писем - ложные), поэтому обычно их содержание мало кого интересует - главное общий вывод, а то и просто сам факт их наличия.
Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу и штатного психолога на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них.
Из всего выше сказанного можно сказать что, прием на работу представляет собой сложную систему взаимосвязи между работодателем и соискателем. И чтобы получить работу требуется пройти множество этапов отбора.
1.3 Типичные ошибки при подборе и отборе персонала
Перед тем как анализировать основные ошибки при приеме на работу, следует определить, в каком случае прием на работу следует считать ошибочным. Как правило, работодатели называют ошибкой при приеме на работу такого сотрудника, который не оправдал их ожиданий в выполнении им соответствующих профессиональных задач, как в содержательной части, так и в результативности. Кроме того, под ошибкой подразумевается отсутствие (или наоборот наличие) у нового сотрудника определенных морально - психологических качеств, не позволяющих позитивно влиять на развитие отдельного подразделения компании или компании в целом.
Все ошибки работодателей в приеме новых сотрудников на работу условно можно разделить на две основные группы - случайные ошибки и систематические ошибки. Случайные ошибки вызваны теми или иными (иногда до смешного) недоразумениями. Случайные ошибки, как правило, встречаются достаточно редко и не имеют столь решающего значения, которое имеют систематические ошибки.
Систематическая составляющая ошибки в приеме нового сотрудника на работу является совокупностью отдельных ошибок и неточностей, таких как:
1.Ошибка в постановке
задачи на подбор персонала («постановочная
ошибка»). Эта ошибка вызвана
2.Ошибка, вызванная неполнотой
предоставленной (полученной) информации
о претендентах на должность («информационная
ошибка»). По важности данная ошибка
в наибольшей степени влияет
на совокупную систематическую
составляющую ошибки приема
1-я составляющая
- «исходная ошибка». Работодател
Некоторые компании подходят к вопросу формирования перечня и сбора знаний о кандидате значительно более серьезно, готовя специальные опросные листы и проводя специальные, профессиональные тесты. Ошибки в отборе кандидатов в таких компаниях значительно меньше.
2-я составляющая
- «рекомендационная ошибка». Кри
Информация о работе Совершенствование подбора и отбора персонала в организации