Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:45, курсовая работа
В процессе производственной практики были получены сведения об организационной структуре предприятия ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт», осуществляемых центром услугах.
Ознакомились с документацией, разработанной по системе менеджмента качества на предприятии: руководством по качеству, стандартами предприятия, положениями о подразделениях, должностными инструкциями, рабочими инструкциями.
Проанализировав действующую систему качества предприятия, пришли к выводу, что система качества соответствует требованиям СТ РК ИСО 9001-2001, это подтверждено сертификатами.
В связи с прекращением действия СТ РК ИСО 9001-2001 и внедрением СТ РК ИСО 9001-2008 система менеджмента качества нуждается в доработке. Для этого был проведен сравнительный анализ требований СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ИСО 9001-2008. Данный анализ показал основные отличия элементного и процессного подхода.
Руководствуясь соответствующей литературой, была проведена работа по описанию двух процессов (анализ со стороны руководства, внутренние проверки) в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2008.
Введение
3
1
Роль и значение качества продукции
4
2
Краткая характеристика ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»
10
2.1
Система менеджмента качества
11
3
Анализ функционирования системы менеджмента качества по элементам ответственность руководства и внутренние проверки
12
4
Обоснование и выбор направления улучшений
14
4.1
Преимущества МС ИСО 9001:2008
14
5
Описание процессов системы менеджмента качества
16
5.1
Ответственность руководства
18
5.2
Внутренние проверки
21
6
Критерии и методы оценки качества функционирования процессов
25
Заключение
26
Список использованной литературы
28
Продолжение таблицы 3.1 – Реализация требований стандарта СТ РК ИСО 9001
1 | 2 |
Ответственность и полномочия | Ответственность, полномочия и взаимодействие руководителей всех рангов в вопросах качества по направлению их основной деятельности определены в должностных и иных инструкциях, а также в Положениях о подразделениях. Порядок их разработки и управления определен СТП 4.1.01 «Система менеджмента качества. Порядок разработки должностных инструкций и положений о подразделениях». |
Ресурсы | Руководством предприятия определены требования к ресурсам. предприятие обеспечено соответствующими ресурсами, в том числе персоналом для руководства, выполнения работы и проверок, включая внутренние проверки качества. |
Представитель руководства | Из числа администрации назначен представитель руководства (заместитель генерального директора по лицензированию и сертификации). По вопросам качества ему подчиняются все заместители генерального директора и руководители подразделений |
Анализ со стороны руководства | Анализ системы
качества руководством предприятия
проводится два раза в год на основе
результатов внутренних и внешних аудитов,
а также претензий потребителей
Недостаток: В качестве входных данных для анализа не используется информация о реализации политики и достижение целей в области качества. |
Внутренние проверки качества | |
Внутренние проверки качества | Разработан
стандарт предприятия, который определяет
основные принципы и устанавливает
порядок проведения внутренних проверок
системы менеджмента качества в подразделениях
предприятия.
Для проведения проверок системы качества на предприятии подготовлен персонал, включенный в реестр аудиторов предприятия. Ежегодно, в соответствии со стандартом предприятия, составляется план внутренних проверок. По результатам проверок составляется отчет, с указанием всех недостатков в порядке их значимости. Отчет по проверке доводится до персонала проверяемого подразделения. По результатам проверки разрабатывается план корректирующих мероприятий. |
Вопросы функционирования элементов системы качества, наряду с другими, рассматриваются при проведении Дней качества, заседаний ПДКК, производственных и иных совещаний.
Оценка эффективности функционирования СМК или отдельных ее процессов проводится на предмет достижения целей, определенных политикой в области качества.
Стандарт СТ РК 9001-2001 определяет требования к 20 ключевым параметрам, которые организация должна соблюдать для предоставления качественных товаров и услуг своим потребителям. Главная цель – гарантировать покупателю, что сертифицированная организация выпускает изделия ожидаемого уровня качества. Соблюдать требования стандарта СТ РК 9001-2001 просто - «документируйте все, что делаете; делайте то, что указано в документах, и будьте готовы это доказать».
Модель управления качеством в СТ РК 9001-2008 совершенно иная. В основе лежат не 20 ключевых элементов, а модель процесса. Меньшая степень конкретизации упрощает следование стандарту предприятиям любых видов деятельности. С другой стороны, несмотря на то, что новая модель, возможно, проще и демократичнее своей предшественницы, ее требования представляют собой качественный скачок вперед, соответствующий новым прогрессивным тенденциям в области управления качеством.
Учет
мнения потребителя. Даже поверхностный
анализ графического представления модели
процесса управления качеством на рисунке
1 показывает, какое влияние в соответствии
с новым стандартом может иметь потребитель.
Все определяется двумя факторами: «Требованиями
потребителя» на входе и «Удовлетворением
потребителя» на выходе. Организации понадобятся
методы описания контроля потребителя
в отношении каждого заказа, а также процессы
и измерения и анализа степени удовлетворенности
потребителя.
Рисунок 4.1 – Система управления качеством
Постоянное улучшение (в соответствии с СТ РК ИСО 9001-2008 для организации уже недостаточно просто измерять степень удовлетворенности потребителя – нужно будет повышать эту степень; кроме этого придется измерять и совершенствовать качество внутренних процессов; постоянное улучшение – основное положение новой версии ИСО 9000, изначально присущее модели «планируй – делай – проверяй – действуй».
Постоянное улучшение – одна из основных задач управления качеством. Постоянное улучшение продукции с последующим повышением степени удовлетворенности потребителя – вот суть модели Деминга и системы комплексного управления качеством.
Ответственность
руководства. В предыдущей версии СТ РК
ИСО 9000 роль руководящего персонала организации
заключалась в выработке политики в отношении
качества, выделении необходимых ресурсов,
проведения экспертизы и назначений представителя
администрации, контролирующего систему
управления качеством. Однако в условиях
СТ РК ИСО 9001-2001 ответственность за систему
управления качеством ложилась по большей
части на специалистов по качеству. Новый
стандарт отводит администрации более
значимую роль. Административная ответственность
расширяется до рамок осуществления руководства
всей многоэтапной разновидности процесса
«Планируй–Делай–Проверяй–
Процессный подход, как инструмент создания и совершенствования систем менеджмента качества на основе СТ РК ИСО 9001-2008 обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение процессного подхода обеспечивает предприятию ряд возможностей и преимуществ. Оно позволяет:
1) развертывать корпоративные цели по всем процессам и субпроцессам вплоть до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных целей;
2) взаимно увязывать и согласовывать все процессы;
3) строго обосновывать и выделять необходимые ресурсы;
4) четко обосновывать структуры процессов, обеспечивая их адекватность корпоративным целям;
5) реализовывать новое качество управления предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования;
6) получить сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2008.
Сущность процессного подхода кратко можно охарактеризовать, как адекватное представление деятельности предприятия в области качества в виде сети взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и управления процессами на основе цикла PDCA: планирование процесса – реализация процесса – контроль процесса – анализ результатов и совершенствование процесса.
Первая задача, как следует из требований СТ РК ИСО 9001-2008, – выявить процессы, необходимые для системы менеджмента качества. Очевидно, что под эту формулировку подпадают все производственные и административные процессы, а также процессы менеджмента предприятия, оказывающие прямое или косвенное влияние на качество. Чтобы выделить эти процессы из совокупности всей деятельности предприятия, принят следующий подход.
Для каждого основного процесса определяется руководитель, который возглавляет всю дальнейшую работу по определению подведомственного процесса. Под определением процесса понимается установление состава процессов системы менеджмента качества и разработка моделей процессов, отражающих:
1) структуру процессов;
2) ресурсы для обеспечения надлежащего функционирования;
3) индикаторы для оценки функционирования.
Первоначальная задача руководителей процессов – выделить субпроцессы и поддерживающие (вспомогательные) процессы, которые необходимы для функционирования руководимых ими процессов. Эта работа необходима, чтобы сформировать примерный состав процессов Системы менеджмента качества, назначить их владельцев и организовать под их руководством работу по определению процессов применительно к своей области ответственности.
Практика
идентификации процессов
Определению структуры процесса – состава и содержания отдельных его шагов – способствует применение специально разработанных стандартных форм, а также карт процессов.
В стандартных формах приводятся сведения о входах и выходах, их поставщиках и потребителях, содержании процесса и его составных частях (субпроцессах). Заполнение стандартных форм рекомендуется производить в рамках комплексных рабочих групп, объединяющих специалистов из подразделений, которые обеспечивают качество входов и ресурсов для процесса, реализуют процесс и используют его результаты.
Карты процессов – это графическое представление процесса в виде блок-схем, при которых шаги процесса изображаются в предопределенных столбцах, соответствующих участникам процесса. Карты процессов, по моему мнению, должны разрабатываться лично владельцами процессов с обязательным привлечением руководителей и специалистов, задействованных в них подразделений предприятия.
С помощью текстовых описаний, стандартных форм и карт процессов участниками процессов осуществляется идентификация собственной деятельности в рамках системы менеджмента качества. Очевидно, потребуется несколько попыток, прежде чем удастся получить удовлетворительное описание процесса.
Аналогичная работа проводится и по поддерживающим процессам. Состав поддерживающих процессов определяется владельцами основных процессов.
Описанный процесс подвергается анализу на предмет соответствия его структуры требованиям Системы менеджмента качества. Во-первых, это требования СТ РК ИСО 9001-2001. Во-вторых, требования самого предприятия ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт». Реализуются они посредством включения в состав процесса соответствующих шагов, направленных на выполнение конкретных требований стандарта, например, идентификации и прослеживаемости, регистрации записей о качестве, корректирующих и предупреждающих действий и т.п. Так, в рамках процедуры предупреждающих действий должны быть идентифицированы внутренние и внешние риски процесса с точки зрения качества и оценено наличие в его составе шагов, направленных на избежание или снижение рисков.
Уместно подчеркнуть, что для того, чтобы действия по выполнению требований СТ РК ИСО 9001-2001 были корректно интегрированы в процессы, необходимо, чтобы к моменту «обустройства» процесса все документиро-ванные процедуры по реализации требований СТ РК ИСО 9001-2001 уже были разработаны.
На данном этапе могут и должны быть использованы наработанные процедуры по соответствующим элементам Системы качества СТ РК ИСО 9001-2001, поскольку значительная часть этих процедур в новой версии стандартов концептуальных изменений не претерпела. Очевидно, что применять следует те процедуры, ценность которых подтверждена практикой. Если процедуры и соответствующие им документы были адекватны целям и требованиям системы качества, реально работали и доказали свою эффективность, то для них, скорее всего, потребуются незначительные доработки. Если же процедуры носили формальный характер и предназначались в основном для представления в орган сертификации, то их лучше и легче разработать заново.
Информация о работе Совершенствование системы менеджмента качества ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»