Совершенствование системы менеджмента качества ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

В процессе производственной практики были получены сведения об организационной структуре предприятия ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт», осуществляемых центром услугах.
Ознакомились с документацией, разработанной по системе менеджмента качества на предприятии: руководством по качеству, стандартами предприятия, положениями о подразделениях, должностными инструкциями, рабочими инструкциями.
Проанализировав действующую систему качества предприятия, пришли к выводу, что система качества соответствует требованиям СТ РК ИСО 9001-2001, это подтверждено сертификатами.
В связи с прекращением действия СТ РК ИСО 9001-2001 и внедрением СТ РК ИСО 9001-2008 система менеджмента качества нуждается в доработке. Для этого был проведен сравнительный анализ требований СТ РК ИСО 9001-2001 и СТ РК ИСО 9001-2008. Данный анализ показал основные отличия элементного и процессного подхода.
Руководствуясь соответствующей литературой, была проведена работа по описанию двух процессов (анализ со стороны руководства, внутренние проверки) в соответствии с требованиями СТ РК ИСО 9001-2008.

Содержание

Введение
3

1
Роль и значение качества продукции
4

2
Краткая характеристика ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»
10

2.1
Система менеджмента качества
11

3
Анализ функционирования системы менеджмента качества по элементам ответственность руководства и внутренние проверки


12

4
Обоснование и выбор направления улучшений
14

4.1
Преимущества МС ИСО 9001:2008
14

5
Описание процессов системы менеджмента качества
16

5.1
Ответственность руководства
18

5.2
Внутренние проверки
21

6
Критерии и методы оценки качества функционирования процессов
25


Заключение
26


Список использованной литературы
28

Вложенные файлы: 1 файл

СМК.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

     Формирование  годового плана внутренних аудитов  осуществляется с учетом предложений Совета директоров, генерального директора, руководителей подразделений и внутренних аудиторов на основе принципа систематических аудитов подразделений.

     При планировании учитываются:

      1) статус и важность проверяемых областей, процессов и видов деятельности;

      2) результаты предыдущих проверок;

      3) изменение организационной структуры, политики и задач в области качества;

      4) внедрение новых технологических процессов;

      5) освоение новых видов продукции и т.д.

     Все процессы системы менеджмента качества и подразделения должны быть проверены  в течение года не менее одного раза.

     План  аудита разрабатывает отдел сертификации и контроля, утверждает генеральный директор в срок до первого января планируемого года проверок.

     Изменения в годовой план аудита вносятся начальником  отдела сертификации и контроля, с учетом предложений от высшего руководства, руководителей проверяемых подразделений.

     Начальник отдела сертификации и контроля назначает руководителя проверки из числа специалистов включенных в реестр аудиторов предприятия.

     Составляются  группы проверки. В группы проверки включаются специалисты из реестра аудиторов. В группы проверки могут включаться специалисты предприятия в зависимости от специфики проверяемого объекта, представитель заказчика. Не допускается участие лиц, работающих в проверяемом подразделении.

     Распределение процессов и элементов проверки среди членов группы, определение  состава рабочих документов по проверке и анализ результатов предыдущей проверки. Разработка вопросника и программы проверки.

     Совещание проводится при участии руководителя проверяемого подразделения и заместителя, а при необходимости и специалистов этого подразделения, руководителя ОСК, аудиторов, проверяющих данное подразделение. Присутствие на вводном совещании заместителя генерального директора по качеству особенно полезно при проведении первых аудитов, т.к. свидетельствует об их внимании к этой работе и способствует укреплению статуса аудитора.

     Цель  предварительного совещания: представление группы проверки, изложение методов, задач и целей проверки, установление связи  между группой проверки и проверяемым подразделением, уточнение деталей программы, даты итогового совещания.

     Руководитель  проверяемого подразделения обязан обеспечить:

      1) группы проверки необходимыми ресурсами и назначить сопровож-дающего;

      2) объективность и независимость процесса проверки, конфиденциаль-ность результатов.

      Проведение  проверки включает:

      1) опросы, экспертиза документов, сбор доказательств и наблюдения на проверяемом участке;

      2) документальное оформление каждым проверяющим своих наблюдений по форме;

      3) предварительный анализ полученных результатов и принятие решения о включении их в отчет.

     Изложение выявленных несоответствий в порядке их значимости. Оформление протокола, который хранится вместе с отчетом.

     Итоговый  отчет оформляется, не позднее одного месяца после проведения итогового совещания. Отчет идентифицируется и регистрируется в ОСК. Подлинник отчета хранится в ОСК в течение пяти лет, в проверяемом подразделении копия отчета хранится до очередной проверки.

     Копия отчета направляются в проверяемое  подразделение, представителю руководства по СМК и заинтересованные подразделения (при необходимости) разрешения проверяемого подразделения.

     Руководители  проверяемых подразделений обеспечивают незамедлительное выполнение действий по устранению несоответствий и их причин. План разрабатывается в течение 10 дней после получения отчета, согласовывается с руководителем проверки и утверждается вышестоящим руководителем. Подлинник хранится в ОСК вместе с отчетом.  

Таблица 5.2 –  Индикаторы процесса внутренней проверки

Процесс Цели  в области качества Индикаторы  процесса
В физическом выражении В денежном выражении
Внутренние  проверки Внутренние проверки призваны обеспечить подтверждение того, что СМК:
  • соответствует запланированным требованиям по обеспечению выполнения требований ГОСТ Р ИСО 9001:2001 и требований к СМК, разработанным предприятием.
  • поддерживается в рабочем состоянии.
  • количество выявленных несоответствий;
  • количество повторно выявленных несоответствий;
  • отклонение от установленных сроков проведения проверки;
  • отклонение от установленных сроков составления отчёта;
  • отклонение от установленных сроков составления мероприятий и корректирующих действий;
  • отклонение от установленных сроков выполнения корректирующих действий;
  • отклонение от установленных сроков выполнения годовой программы в срок.
Экономический эффект от корректирующих и предупреждающих мероприятий.

     Аудиторы  могут разработать рекомендации по совершенствованию деятельности проверяемого подразделения, которые после согласования с руководителем подразделения включаются в план корректирующих и предупреждающих мероприятий. 

      6 Критерии и методы оценки качества функционирования процессов

 

     Одним из принципиально важных (и в месте  с тем слабо изученных) вопросов менеджмента процессов является разработка методов и подходов измерения процессов. Требования и рекомендации по измерению процессов содержатся в международных стандартах ИСО серии 9000:2000 и в различных моделях премий по качеству.

     Несмотря  на наличие специальной и нормативно-методической литературы, на практическом уровне ещё не создана общепринятая методика измерения процессов.

     Для целей измерения процессов необходимо сформировать структуру показателей (критериев), позволяющих оценивать все элементы входа и выхода любого процесса. Для этого выделим четыре области измерений входов и выходов процессов, которые могут быть конкретизированы, например, с помощью следующих показателей:

     1) качества – производительность, мощность, степень качества, уровень соответствия или несоответствия требованиям и т.д.;

     2) количества – тонны, метры, объемы, условные единицы, перечень предоставляемых услуг и т.д.;

     3) затрат – затраты ресурсов, затраты на управление, бюджет процесса, себестоимость, цена;

     4) времени – скорость ответа на запрос, длительность цикла, время и точность поставки в срок и т.д.

     Далее определяют четыре типа показателей  измерения качества и эффективности (по перечисленным выше показателям), которые могут выражаться в относительных единицах, баллах или процентах. Таким образом, получается структура оценочных показателей любого процесса, которая образует матрицу из 16 элементов. 

 

Заключение

 
 

      Процессный  подход, как инструмент создания и совершенствования систем менеджмента качества на основе СТ РК ИСО 9001-2008 обладает высоким организационно-методическим потенциалом. Полноценное внедрение процессного подхода обеспечивает предприятию ряд возможностей и преимуществ. Оно позволяет:

      1) развертывать цели по всем процессам вплоть до рабочих мест и управлять процессами по степени достижения поставленных целей;

      2) взаимно увязывать и согласовывать все процессы;

      3) строго обосновывать и выделять необходимые ресурсы;

      4) четко обосновывать структуры процессов, обеспечивая их адекват-ность целям предприятия;

      5) реализовывать новое качество управления предприятием, основанное на прозрачности механизма функционирования и управления процессами, и получать на этой основе дополнительные возможности постоянного совершенствования;

      6) получить сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2008.

      Применимость  процессного подхода для различных  областей менеджмента предприятия может быть эффективно использована для построения интегрированных систем менеджмента применительно к близким по идеологии областям и направлениям деятельности. К таким областям, в частности, можно отнести «менеджмент качества», «менеджмент окружающей среды» и «менеджмент охраны труда». Подобные интегрированные системы в настоящее время успешно осваиваются зарубежными предприятиями. Внедряя стандарты СТ РК ИСО 9001:2008, отечественным предприятиям с самого начала работ по созданию Систем менеджмента качества следует не только присматриваться к данному опыту, но и предусматривать в своей стратегии шаги по созданию процессно-интегрированных систем менеджмента качества, экологии и охраны труда.

      Сами  процессы менеджмента (применительно  не только к качеству, но и к любой  другой области) могут являться объектом применения процессного подхода.

      Хотя  процессный подход подлежит применению всеми предприятиями, внедряющими СТ РК ИСО 9001-2008, принять его во внимание и внедрять рекомендуется, в первую очередь, тем предприятиям, которые работают на внешний рынок, где законы конкурентной борьбы требуют наивысшей эффективности процессов предприятия и безукоризненного менеджмента качества.

      Чтобы разобраться со своими процессами предприятию, даже небольшому, требуется немало времени, и чем крупнее предприятие, чем сложнее его структура, тем этот процесс будет длительное. Поэтому, чем раньше начать эту работу и чем рациональнее выстроить стратегию ее проведения, тем больше шансов, что к моменту сертификации она даст ощутимые результаты.

      Применительно к производственным процессам разработка в рамках системы менеджмента качества их организационной составляющей во многих случаях должна быть поддержана также и совершенствованием технической (технологической) составляющей процессов. Такая увязка необходима потому, что обеспечить приемлемый уровень качества производимой продукции и эффективности производства. Многим предприятиям это удается только с колоссальными издержками, связанными с внутрипроизводственным браком, а удержаться в данной ситуации в рамках окупаемости – только за счет низкой стоимости рабочей силы.

      Стандарт  СТ РК ИСО 9001-2008 предоставляет предприятиям значительную свободу в выделении процессов системы менеджмента качества, а также в разработке их спецификаций, позволяющих, фактически, задавать качество процессов. Это обстоятельство порождает значительное разнообразие возможных моделей построения систем менеджмента качества, различающихся масштабами и глубиной охвата различных сторон деятельности предприятия, а также влиянием на эффективность бизнеса. Из этого следует, что внедрение стандарта СТ РК ИСО 9001-2008 предоставляет предприятиям, которые не удовлетворены своим местом в бизнесе, уникальную возможность в рамках работ по созданию либо модификации имеющейся систем менеджмента качества одновременно экономичным образом ставить и решать задачи совершенствования управления и бизнеса.

     В процессе выполнения курсовой работы была освоена система знаний об истории развития системы управления качеством, о техническом и функциональном качестве изделий, об этапах жизненного цикла изделия и необходимости их поддержки, о необходимости внедрения МС ИСО семейства 9000 в производство; об общих принципах и подходах построения СМК и модели СМК; о принципах и подходах построения СМК (восемь принципов по ИСО 9000:2000), о процессном и системном подходах в построении СМК; о документации СМК; о политике и цели предприятий в области качества; о роли высшего руководства в СМК; о постоянном улучшении СМК; о тотальном менеджменте качества (TQM); об обеспечении качества; о методах управления качеством, о сертификации и аудите СМК; о технологических системах организационного проектирования и управлении процессами предприятия; об информационном обеспечении СМК.  
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 
 

     1 Спицнадель В.Н. Системы качества. Учебное пособие. С-П. ИД «Бизнесс-Пресса». 2000. – 336 с.

     2 Подлипаев Л.Д. Технология внедрения  и постоянного улучшения СМК  на предприятии. М. ГелиосАРВ.2004. – 408 с.

     3 Подлипаев Л.Д и др. Высокие  технологии. Организация внедрения  СМК на предприятии. Т.1.М. Гелиос  АРВ. 2003. – 288 с.

     4 Подлипаев Л.Д и др. Высокие технологии. Организация внедрения СМК на предприятии. Т.2.М. Гелиос АРВ. 2003. – 376 с.

     5 Мазур Н.Н., Шапиро В.А. Управление качеством. Учебник. «Омега-Л», 2005. – 400 с.

     6 Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе? Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. М.: РИА «Стандарты и качество». 2003, – 272 с.

Информация о работе Совершенствование системы менеджмента качества ТОО НПЦЭС «Иртыш-Стандарт»