Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:33, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.
Но для того, чтобы планирование на промышленном предприятии выполняло присущие ему функции, необходимо комплексное внедрение новых подходов к управлению и изменения методологии ведения плановой работы на предприятии с целью обеспечения соответствия системы планирования рыночному механизму хозяйствования
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Планирование и его место в системе управления организации 5
1.2. Организация планирования на предприятии 10
1.3. Концепции и этапы планирования и управления производственными запасами 14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 20
2.1. Характеристика предприятия, цели и виды деятельности, структура управления 20
2.2. Анализ планирования и управления производственными запасами на ООО «Типографский комплекс «Девиз» 22
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ НА ООО «ТИПОГРАФСКИЙ КОМПЛЕКС ДЕВИЗ» 28
3.1. Совершенствование системы планирования материально-технического обеспечения производства 28
3.2. Разработка системы контроллинга при планировании и управлении производственными запасами 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночные условия, сложившиеся в России к началу XXI века, предъявляют высокие требования к организации управления промышленными предприятиями. Динамичное изменение внешней среды требует совершенствовать инструменты и технологии управления предприятиями и компаниями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности и максимизации прибыли. Одной из важнейших управленческих функций является планирование. Значение планирования подтверждает то, что 70% циркулирующей на предприятии информации управленческого характера связано с различными стадиями планирования его деятельности. От того, насколько эффективна плановая деятельность предприятия, зависит своевременность и адекватность всех решений, связанных с работой предприятия на рынке.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.
Но для того, чтобы планирование на промышленном предприятии выполняло присущие ему функции, необходимо комплексное внедрение новых подходов к управлению и изменения методологии ведения плановой работы на предприятии с целью обеспечения соответствия системы планирования рыночному механизму хозяйствования. В условиях рынка три элемента, включаемые в процесс планирования, которые в условиях административно-командной системы выполняло государство - функции заказчика, поставщика и инвестора - представляют собой неуправляемые и частично неопределенные факторы.
Целью курсовой работы является анализ и совершенствование системы планирования как функции управления предприятием.
Для реализации цели необходимо последовательное решение следующих задач:
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы зарубежных и отечественных авторов, посвященные вопросам управления предприятием, регулирования и планирования деятельности промышленных предприятий.
В курсовой работе использовался системный подход, анализ и классификация, статистические методы обработки данных.
Сущность планирования состоит в том, что оно позволяет оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей. Такое согласование имеет два основных аспекта [4, c.18].
Во-первых — это
функциональное разделение
Во-вторых — хронологическое
распределение задач
В первом случае
решается вопрос, что будут делать
исполнители; во втором —
Таким образом, назначение планирования, как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть, по возможности, все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт, сервис. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.
Место планирования в системе управления предприятием целесообразно представить в виде рис. 1. [8, c.9].
Рис. 1. Место планирования в системе управления предприятием
Первый компонент системы планирования – входы системы планирования: к входам системы планирования относятся информация, служащая основой процесса планирования – цели организации, как результат функции целеполагания, и прогнозы развития среды, как результат функции прогнозирования. Как было отмечено выше, целеполагание – обособленный процесс, имеющий свои закономерности
Второй компонент системы планирования – среда: представляет собой совокупность факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. Набор факторов зависит от организационной формы предприятия, масштабов деятельности и состояния внешней среды. В свою очередь процесс планирования направлен только на факторы внутренней среды организации, что отражает сущность понятия «внутрифирменное» планирование, так как воздействие на факторы внешней среды в процессе планирования в рамках системы управления организацией невозможно.
Третий компонент системы планирования – выходы системы планирования: под выходами мы понимаем конечные планы, разработанные в процессе планирования. План является результатом процесса планирования и представляет собой детальный набор мероприятий, подлежащих реализации, и их исполнителей.
Четвертый компонент системы планирования – непосредственно процесс планирования: реализация планирования как функции управления, то есть «разработка и принятие управленческих решений».
Процесс планирования в свою очередь также представляет собой систему, включающую [10, c.22]:
На основании рассмотренных научных источников, описывающих цели и задачи планирования, требования к результатам внутрифирменного планирования в текущей рыночной ситуации мы считаем необходимым дополнить принципы планирования принципом обеспечения устойчивости организации в процессе реализации плана и принципом минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации. Например, для стабилизации факторов внешней среды могут быть использованы следующие инструменты, делающие планы более устойчивыми к изменениям внешней среды:
Принцип минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации подразумевает такое распределение и использование ресурсов в процессе реализации плана, при котором возникает положительный синергетический эффект от взаимодействия различных подразделений организации и интенсификация производства. Данный принцип направлен на рациональное использование всех имеющихся у организации ресурсов.
Основным инструментом управления ресурсами в рамках внутрифирменного планирования является система планов. Фактически совокупность планов является подсистемой в системе внутрифирменного планирования. Виды планов появлялись по мере изменения экономической среды и потребностей управляющих предприятием органов.
Планирование на постоянной основе в настоящее время является одним из наиболее эффективных инструментов управленческого воздействия, позволяющих поддерживать конкурентоспособность организации в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Таким образом, исследование проблематики внутрифирменного планирования с точки зрения системного подхода позволяет уточнить место внутрифирменного планирования в системе управления организацией и выявить взаимосвязи планирования и прочих функций управления.
В связи с тем что в научной литературе не существует однозначной точки зрения на проблематику разделения понятий планирования и прогнозирования, мы уточнили данные понятия в статье, что позволило нам, с одной стороны, более точно раскрыть сущность дефиниции внутрифирменного планирования. С другой стороны – более четко определить отношение планирования к прочим функциям в системе управления организацией и выявить существующие взаимосвязи.
Кроме того, рассмотрение основополагающих принципов планирования, а также принципа обеспечения устойчивости организации в процессе реализации плана и принципа минимизации потребности во внешних ресурсах при максимизации эффективности использования внутренних ресурсов организации позволяет понять процесс функционирования системы внутрифирменного планирования и его значимость в системе управления организацией, что особенно актуально в текущей рыночной ситуации, когда волатильности внешней рыночной среды очень высока.
Система планирования на предприятии показана на следующей схеме, см. рис. 2. [11, c.23].
Рис. 2. Система планирование на предприятии
Задачи внутри фирменного планирования [12, c.5]:
1. Определение величины серии выпускаемой продукции.
2. Определение оптимальной цены реализации.
3. Выбор кредитной и инвестиционной политики.
4. Обеспечение рентабельности деятельности фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
При планировании необходимо учитывать внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
1) география и природные ресурсы
2) экология
3) экономические условия и конкуренция
4) факторы социальной и культурной сферы
5) влияние правительства и законодательства
6) технологические факторы.
Внутренняя среда:
1) неплатежи – финансовая неустойчивость;
2) не достаток оборотных средств;
3) состояние ОПФ, технологий, производственных мощностей;
4) кадры, состояние, подготовка и переподготовка.
Планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями роль внутрифирменного планирования возрастает.
Планирование – первый и наиболее значимый элемент менеджмента. Основной целью планирования является определение оптимальной серии производимой и реализуемой продукции.
Планирование :
Принципы и методы планирования.
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.
А. Файоль определил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность [15, c.19].
1) Принцип единства предполагает, что планирование должно носить системный характер, т.е. целое делится на взаимосвязанные и взаимозависимые части. При этом результат каждой части является исходным моментом последующей части, что касается процесса планирования. А с другой стороны организация также состоит из отдельных подразделений взаимосвязанных на основе корпорации и на горизонтальном уровне, т. е. на уровне подразделений.
При этом особо необходимо уделить внимание координации и интеграции.
Координация предполагает увязку планов каждого подразделения, а всякие изменения в планах одного из подразделений требуют внесения изменений в планы других.
Интеграция подразумевает, что в организации существует разнообразие относительно особых процессов и частных планов подразделений, т.е. Разнообразие подсистем планирования, но каждая подсистема действует исходя из общей стратегии фирмы.