Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:23, дипломная работа
Основная цель данной работы − повышение эффективности управления мотивацией персонала в ООО «База строительных материалов».
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности;
- Изучить систему управления персоналом на предприятии;
- Выявить формы и методы мотивации персонала, применяемые на данном предприятии;
- Проанализировать преимущества и недостатки существующих форм и методов мотивации персонала;
- Определить возможные направления работы по повышению мотивации труда.
Введение
1. Теоретические аспекты мотивации
1.1. Общая характеристика мотивации трудовой деятельности
1.2. Содержательные концепции мотивации
1.3. Процессуальный подход к мотивации
1.4. Экономические мотивы деятельности людей и стимулирование трудовой деятельности на предприятии
1.5. Неэкономические способы мотивации
2. Анализ мотивационного механизма на предприятии
2.1. Краткая характеристика ООО «База строительных материалов»
2.2. Анализ форм и методов мотивации персонала, применяемых на предприятии, выявить преимущества и недостатки
3. Совершенствование системы управления мотивацией персонала ООО «База строительных материалов»
Заключение
Список литературы
Приложения
Тема Мотивация труда
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты мотивации
1.1. Общая характеристика мотивации трудовой деятельности
1.2. Содержательные концепции мотивации
1.3. Процессуальный подход к мотивации
1.4. Экономические мотивы деятельности людей и стимулирование трудовой деятельности на предприятии
1.5. Неэкономические способы мотивации
2. Анализ мотивационного механизма на предприятии
2.1. Краткая характеристика ООО «База строительных материалов»
2.2. Анализ форм и методов мотивации персонала, применяемых на предприятии, выявить преимущества и недостатки
3. Совершенствование
системы управления мотивацией
персонала ООО «База
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошло в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был «метод кнута и пряника». В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногим, избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения.
Очень часто люди задаются вопросами, почему люди работают, отчего одни выполняют сравнительно легкую работу и остаются, недовольны, а для других даже тяжелая работа доставляет удовольствие, что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее, какие механизмы вызывают желание и потребность работать. Подобные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность
темы данной работы заключается в
том, что путь к эффективному управлению
человеком лежит через
Основная цель данной работы − повышение эффективности управления мотивацией персонала в ООО «База строительных материалов».
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности;
- Изучить систему управления персоналом на предприятии;
- Выявить формы и методы мотивации персонала, применяемые на данном предприятии;
- Проанализировать преимущества и недостатки существующих форм и методов мотивации персонала;
- Определить возможные направления работы по повышению мотивации труда.
Объектом исследования является предприятие ООО «База строительных материалов».
Предметом исследования является мотивация в системе управления персоналом ООО «База строительных материалов».
Предполагается, что развитию мотивации способствует не столько материальное вознаграждение, сколько правильно поставленная система мотивации.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
-
монографический: изучение
- тестирование;
- анкетирование
В процессе написания данной работы были использованы следующие источники:
-
Конституция Российской
- Федеральные законы Российской Федерации;
- Устав ООО «База строительных материалов»;
- специальная литература;
-
конкретные данные по
Работа состоит из трёх глав, введения и заключения. В первой главе раскрыты теоретические аспекты мотивации, во второй рассмотрена организация системы мотивации на предприятии ООО «БСМ», в третьей главе даны практические рекомендации возможного направления работы по повышению мотивации труда на предприятии.
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью [1,с.165].
Мотивы
могут быть внутренними и внешними;
последние обусловлены
По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь, последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой грани между ними не существует; на практике они тесно переплетены, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходящи, так что их просто невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то дополнительных материальных благ, но известности, уважения, почета.
Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов, называется стимулированием.
Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий, наступающих при отклонении от заданных параметров, устраивающих организацию, или заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону [2,с.128].
Для
успешного руководства людьми каждый
менеджер должен хотя бы в общих
чертах представлять, чего хотят и
чего не хотят его подчиненные, каковы
внешние и внутренние мотивы их поведения,
в каком соотношении они
В зависимости оттого, что именно необходимо стимулировать — саму деятельность или ее результат, мотивация выступает в двух формах: текущего поощрения (наказания) или вознаграждение (наказания) по итогам.
Текущее поощрение (наказание) предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся работы, и таким образом относится к тому поведению, которое уже есть, поэтому при отсутствии какой бы то ни было деятельности, прекращается.
Величина вознаграждения должна быть минимальной, чтобы постоянно поддерживать заинтересованность в продолжение нужной деятельности и при этом не истощать ресурсы организации. Нужно иметь в виду: важна не столько величина, сколько форма, способ, режим вознаграждения. Так, оно может быть регулярным, эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того и другого). Иногда целесообразным бывает даже поощрение "авансом", обязывающее человека работать лучше. Однако всегда подкрепление должно быть своевременным и конкретным, чтобы человек знал, с чем оно связано, и как ему быть дальше.
Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад в него, быть справедливым, создавать у человека стремление в будущем работать еще лучше [3,с.79].
Различные
теории мотивации разделяются на
две категории: содержательные и
процессуальные.
1.2.Содержательные
концепции мотивации
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.
В основе содержательных концепций мотивации находятся потребности человека, то есть ощущение нехватки чего-то, без чего он ощущает состояние дискомфорта, внутреннего и внешнего неравновесия, которое он желает преодолеть. Потребности могут быть врожденными, первичными (естественного происхождения) и приобретенными (социальными). К первым относятся потребности в пище, воде, тепле; ко вторым — в общении, получении знаний, самореализации [2,с.171].
При осознании потребностей у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, интерес к тому, что позволит это сделать. Однако интерес становится мотивом для активных действий только в том случае, если человек уверен в том, что достичь желаемого ему по силам.
Первым представителем содержательного подхода к концепции мотивации, основанного на стремлении людей к удовлетворению своих потребностей, стал уже известный нам Ф. Тейлор, выступивший с ее классическим вариантом, а его основу он положил научно обоснованную систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций — так называемых квот, ориентированных на самых сильных, а главное, сноровистых работников.
При
достижении более высокой
Другим вариантом содержательного подхода к мотивации стала концепция иерархии потребностей, известного американского социолога А. Маслоу, сформулированная им в 1940 г. и уточненная впоследствии психологом Г.Мурреем.
В соответствии с этой концепцией люди постоянно испытывают различные потребности, которые можно объединить в группы, находящиеся в иерархическом отношении друг к другу. Маслоу выделил пять таких групп и расположил их в виде структуры, графически изображаемой как пирамида. Она показана на схеме 1. Модель Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку, чем более высокое место занимают потребности в иерархии, тем для меньшего числа людей они становятся реальными мотиваторами поведения [2,с.169].
Неудовлетворенные потребности, по мнению Маслоу, побуждают людей к активным действиям, а удовлетворенные перестают мотивировать, и их место занимают другие неудовлетворенные потребности. При этом потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения, и лишь после того, как оно будет в основном достигнуто, начинают действовать потребности следующего уровня, удовлетворить которые можно гораздо более разнообразными способами.
К первому уровню потребностей Маслоу отнес физиологические, удовлетворение которых обеспечивает человеку элементарное выживание - в пище, жилье, отдыхе и пр. Для этого необходим минимальный уровень заработной платы и сносные условия труда.