Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:23, дипломная работа
Основная цель данной работы − повышение эффективности управления мотивацией персонала в ООО «База строительных материалов».
Задачи:
- Изучить теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности;
- Изучить систему управления персоналом на предприятии;
- Выявить формы и методы мотивации персонала, применяемые на данном предприятии;
- Проанализировать преимущества и недостатки существующих форм и методов мотивации персонала;
- Определить возможные направления работы по повышению мотивации труда.
Введение
1. Теоретические аспекты мотивации
1.1. Общая характеристика мотивации трудовой деятельности
1.2. Содержательные концепции мотивации
1.3. Процессуальный подход к мотивации
1.4. Экономические мотивы деятельности людей и стимулирование трудовой деятельности на предприятии
1.5. Неэкономические способы мотивации
2. Анализ мотивационного механизма на предприятии
2.1. Краткая характеристика ООО «База строительных материалов»
2.2. Анализ форм и методов мотивации персонала, применяемых на предприятии, выявить преимущества и недостатки
3. Совершенствование системы управления мотивацией персонала ООО «База строительных материалов»
Заключение
Список литературы
Приложения
Увеличение
количества работников на 10 человек
обусловлено возрастающей конкуренцией
на рынке строительных материалов.
Руководству приходится увеличивать
свой ассортимент за счет новых товаров,
руководству приходится набирать новых
работников из–за возросшего объема работ.
Расширение ассортимента в свою очередь
влечет увеличение прибыли, что обеспечивает
предприятию удерживать конкурентоспособную
позицию на рынке строительных материалов.
2.2. Анализ форм и методов
мотивации персонала,
применяемых в ООО «База
строительных материалов»,
выявить преимущества
и недостатки
Целью анализа действующей системы мотивации персонала является выявление ее недостатков и в случае их выявления путем целенаправленных мер попытаться изменить положение к лучшему. Данные, полученные в результате этого анализа должны нам дать представление о том, как работники на себе чувствуют действие этой системы, и соответствует ли она их ожиданию.
В данной организации труд у рабочих однороден по своей сущности: погрузка, разгрузка и т.п. У рабочих данного предприятия нет особых стимулов к труду, кроме получения премиальных, а величина премиальных зависит от величины прибыли полученной организацией, а прибыль в свою очередь зависит от количества клиентов.
Важным
стимулом в ООО «БСМ» является
организация труда. Кабинеты менеджеров
отвечают современным требованиям,
оснащены современной офисной мебелью.
Созданы все условия для
С целью оценки уровня групповой мотивации на разных уровнях управления на предприятии был проведен тест Розановой В.А.(см. приложение 1). Всего было опрошено 33 человека это 4 – менеджера, 3 – бухгалтера, 6 – работников магазина и 20 - грузчиков. Данный тест составлен по типу семантического дифференциала. Он может применяться как для индивидуального пользования, так и для коллективной оценки факторов, относящихся к формированию общегрупповой мотивации. Работнику был предложен тест, содержащий 25 факторов (положительных и отрицательных). Возле каждого пункта опросника имеется шкала оценок в баллах от 1 до 7, который нужно оценить и обвести кружком.
После выполнения этого задания всеми членами группы был получен средний результат оценок – 83 балла.
Оценка результатов:
25 – 48 баллов – группа отрицательно мотивирована;
49 – 74 баллов – группа слабо мотивирована;
75 – 125 баллов – группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов;
126 – 151 баллов – группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности;
152
– 175 баллов – группа положительно
мотивирована на успех в
Отсюда следует, что группа недостаточно мотивирована на получение положительных результатов. Следует отметить тот факт, что во многом средний бал получился таким низким всего 83 балла из – за рабочих занятых погрузкой, разгрузкой, которые составляют основную массу среди работников. Если брать менеджеров, бухгалтерию и продавцов, то их групповая мотивация существенно выше – 129 баллов, что означает, группа в достаточной степени мотивирована на достижение успеха в деятельности.
Итак, для того, чтобы выяснить какие же факторы наиболее мотивируют работников к трудовой деятельности, мы проведем следующее задание. Оно позволит определить, почему в предыдущем тесте рабочие набрали такой низкий балл всего 83, что означает, что группа недостаточно мотивирована на достижение положительных результатов.
В
следующем задании для
Таблица 1
Результаты проведенного опроса
№ | Название мотива | Кол – во чел. | % |
1 | Материальная мотивация сотрудников | 30 | 90 |
2 | Условия труда, комфорт | 25 | 83 |
3 | Психологическая атмосфера в коллективе | 20 | 60 |
4 | Возможность карьерного роста | 17 | 51,5 |
5 | Надежность, конкурентоспособность предприятия | 15 | 45 |
6 | Уважение со стороны руководства | 14 | 42 |
7 | Интересная деятельность | 10 | 30 |
8 | Гибкий рабочий график | 5 | 15 |
Отметим
тот факт, что большинство опрошенных
выбравших «материальную
Рис.4.
Факторы, наиболее значимые для опрошенных.
Итак, в результате проведенного анкетирования, выяснилось, что на разных уровнях управления, важными являются разные факторы мотивации. Для рядовых работников это финансовые вознаграждения, условия труда, комфорт. Для работников более высокой должности это возможность карьерного рост, психологическая атмосфера в коллективе. В итоге, делаем вывод, что для каждого уровня управления нужен свой подход.
На
предприятии очень остро стоит
вопрос текучести кадров. Текучесть
кадров как движение рабочей силы,
обусловлено
Проанализируем, сколько работников и по какой причине было уволено с предприятия за последние 3 года (см. таблицу 2).
Таблица 2
Уволенные с предприятия за период с 2004 по 2006 год
Наименование | 2004 (чел) | 2005 (чел) | 2006 (чел) |
Всего:
- Из них по собственному желанию - За прогулы и появления на работе в нетрезвом состоянии |
7
6 1 |
11
11 - |
16
14 2 |
Стоит отметить, что почти все работники, уволенные с предприятия за три года, ушли по собственному желанию и все они рядовые сотрудники. Это означает, что условия созданные руководством для работников не удовлетворяют их потребности.
Для
расчета текучести кадров и сравнения
ее по годам воспользуемся следующей
формулой:
Кт
= Рв / р * 100, где
Кт – коэффициент текучести;
Рв – численность работников, уволенным по причине текучести;
Р – среднесписочная численность работающих;
За 2004 год Кт – 7 / 32 * 100 = 21,8
За 2005 год Кт – 11 / 36 * 100 = 30,5
За 2006 год Кт – 16 / 42 * 100 = 38
Таким образом, исходя из этих расчетов, мы видим, что по сравнению с 2004 годом в 2006 году коэффициент текучести вырос почти в два раза. Руководству следует задуматься, как изменить данное положение в лучшую сторону и снизить уровень текучести кадров, а иначе руководство будет нести большие потери в связи с:
-
оформлением приема и
- излишними затратами на набор, отбор и подготовку персонала;
-
потерями из – за пониженной
производительности труда в
-
оплатой сверхурочных работ
В
процессе исследования проблемы влияния
стимулирующей функции
В
опросе участвовали 4 руководителя, 20 рабочих
и 9 служащих. По возрастной категории
работники предприятия
Из проведенного анализа анкеты выяснилось, что наиболее актуальными в данный момент потребностями являются материальные потребности. Также выяснилось, что в основном заработная плата не устраивает рабочих 18(54,5%) человек, служащих 5(15%) человек, в то время как заработная плата, руководителей вполне устраивает. Стоит отметить, что заработная плата рабочих и служащих не зависит от количества проделанной работы, в отличие от менеджеров у которых заработная плата зависит от количества заключенных договоров. Из этого можно сделать вывод, что для рабочих и служащих заработная плата не является стимулирующим фактором. У большинства работников заработная плата удовлетворяет лишь половину их реальной потребности в деньгах.
На вопрос устраивает ли Вас условия труда, ответы распределились так: – 17(51,5%) рабочих ответили, что их не устраивают условия труда и лишь два человека из числа служащих ответили, что их не устраивают условия труда. Как и ожидалось среди руководителей, все довольны условиями труда, созданными для их работы.
На
вопрос насколько справедливо
Необходимо обратить внимание на то, что на вопрос: совпадает ли призвание сотрудников с занимаемой ими должностями? Оказалось, что 25(75%) человек занимаются не тем, чем бы им хотелось заниматься. Следовательно, работа в данной организации для них является вынужденной, они здесь работают от безысходности, их здесь держит только возможность получать заработную плату, поэтому для них основным мотивом является заработная плата.
И, наконец, на важнейший вопрос: что побудило бы Вас работать лучше?, подавляющее большинство выбрало:
- повышение заработной платы – 25(75%) человек;
- лучшие условия труда – 17(51,
- более уважительное отношение
со стороны руководства – 8(24%
Эти данные показывают, что на мотивацию труда сотрудников в большей степени влияет высокая заработная плата и хорошие условия труда, чем отношение со стороны руководства.
Еще
одним важным фактором стимулирования
является моральное стимулирование.
К моральным методам
В системе мотивации персонала в ООО «База строительных материалов» заработная плата в полной мере не выполняет своей стимулирующей функции, так как работники не довольны уровнем заработной платы на предприятии.
Итак, в результате проведенного анализа, выяснилось, что на разных уровнях управления, важными являются разные факторы мотивации. Для рядовых сотрудников это финансовые вознаграждения, также не последним является для них условия труда, комфорт. Для служащих это больше психологическая атмосфера в коллективе, признание со стороны руководства. В итоге делаем вывод, что для каждого уровня управления нужен свой подход.