Совершенствование структуры управления органов управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование различных аспектов централизованной и децентрализованной структуры управления и разработка предложений по усовершенствованию структуры управления организации.
Задачами исследования являются: изучения сущности и значения централизации и децентрализации, выявления факторов определяющих степень централизации и децентрализации в организации, анализ организационной структуры на предприятии, рассмотрение возможных структур в рамках централизованных и децентрализованных организаций, разработка предложений по совершенствованию организационной на предприятии.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты централизации и децентрализации в структуре органов
управления организацией…………………………………………………………………….... 5
1.1 Понятие централизации и децентрализации в управлении деятельности организации…... 5
1.2 Факторы определяющие степень централизации и децентрализации управления
организацией………………………………………………………………………………….... 8
1.3 Преимущества централизации и децентрализации управления……………………………. 12
2 Исследование централизованных и децентрализованных структур управления
организацией………………………………………………………………………………….... 15
2.1 Анализ соотношения централизованных и децентрализованных структур управления…. 15
2.2 Проблемы централизации и децентрализации в управлении организацией……………… 18
2.3 Организационные структуры управления в рамках централизованных и
децентрализованных организаций…………………………………………………………… 21
3 Совершенствование структуры управления органов управления организации………….. 27
3.1 Краткая характеристика организации ОАО «Курский Хлебокомбинат»…………………. 27
3.2 Анализ степени централизации и структуры управления на предприятии ОАО
«Курский Хлебокомбинат»…………………………………………………………………… 29
3.3 Предложения по усилению децентрализации организационной структуры ОАО
«Курский Хлебокомбинат»…………………………………………………………………… 33
Заключение……………………………………………………………………………………... 38
Список использованной литературы………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 149.70 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Курский Хлебокомбинат»

Предприятие «Курский Хлебокомбинат» является одним из основных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий в Курске и Курской области, имеет репутацию стабильно работающего, платежеспособного завода. Торговая марка «Курский Хлебокомбинат» широко известна за пределами Курска.

Предприятие «Курский Хлебокомбинат» было основано в 1985 году.

В настоящее время торговая марка работает на фирму, ее знают  в 450 лучших магазинах во многих городах Курской области , таких как Курчатов, Фатеж, Льгов, Обоянь, Щигры. За 2009 год было отмечено порядка 7 миллионов покупателей продукции ОАО «Курский Хлебокомбинат»

Для успешного продвижения  и работы на рынках сбыта, где предприятие  контролирует 15%, «Курский Хлебокомбинат» имеет разветвленную дилерскую сеть в 8 районах Курской области.

Важным этапом в развитии предприятия стал 2007 год. ОАО «Курский Хлебокомбинат» завоевал несколько золотых медалей «За высокое качество продукции»  на смотре качества хлеба и хлебобулочных изделий в Москве, а также звание «Лучший товар года» в областном смотре-конкурсе «Покупаем Курское»  получил хлеб «Черноземье»

На сегодняшний день общая  численность работников ОАО «Курский Хлебокомбинат» составляет около 500 человек. Среди них рабочие производственной и непроизводственной сферы, работники торговой сферы, отдела маркетинга, специалисты, административный аппарат и обслуживающий персонал.

Предприятие имеет два производственных цеха: кондитерский и булочный.

ОАО «Курский Хлебокомбинат» занимает ведущее место по выпуску хлебобулочных изделий в Курске и Курской области.

ОАО «Курский Хлебокомбинат» имеет свой автопарк, насчитывающий 20 автомобилей, водители транспортного отдела, в основном имеют 1 или 2 класс и опыт работы по специальности, что так необходимо при перевозке столь хрупкого груза как торты.

Основными направлениями деятельности ОАО «Курский Хлебокомбинат» являются:

  • производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • коммерческая, торгово-закупочная, посредническая деятельность по реализации товаров народного потребления, услуг, недвижимости, ценных бумаг и интеллектуальной собственности различных видов;
  • осуществление иных видов хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащим предмету и основным задачам деятельности организации.

Местонахождение предприятия: 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 169

Основные экономические  показатели, характеризующие деятельность ОАО «Курский Хлебокомбинат» за период 2007-2010 годы, представлены в приложении 1.

По данным приложения 1 можно сделать вывод о росте объемов реализации продукции ОАО «Курский Хлебокомбинат» за 2007-2010 гг. Увеличение объемов реализации связано в первую очередь с увеличением количества заказов на изготовляемую организацией продукцию. Можно отметить тенденцию к увеличению показателей численности работников предприятия, их производительности труда, фондоотдачи, фондовооруженности, балансовой и чистой прибыли предприятия, что расценивается положительно в работе организации.

Ассортимент вырабатываемой продукции фирмы ОАО «Курский Хлебокомбинат» широк и разнообразен, насчитывает до 180 наименований. Это хлеб, булочные изделия, кондитерские изделия, бараночные, пряничные, конфеты в ассортименте, неженка, мармелад, рулеты, торты, пирожные, восточные сладости мучнистые и типа вязких конфет. Для наиболее полного удовлетворения спроса населения предусмотрено дальнейшее расширение и обновление ассортимента продукции ОАО «Курский Хлебокомбинат»

ОАО «Курский Хлебокомбинат» является крупным поставщиком хлебобулочных изделий. Предприятие поставляет продукцию, кроме Курских магазинов, в Курчатов, Льгов, Фатеж и другие районы курской области. Завод также обеспечивает своей продукцией около 20 бюджетных организаций Курской области (дома-интернаты, детские дошкольные учреждения, школы, больницы и др.). Поскольку тортовые изделия, кроме ОАО «Курский Хлебокомбинат», вырабатывают предприятия ООО «Курский хлебозавод» и другие фирмы по производству хлебобулочных изделий, предприятие крупные партии тортов поставляет на торговые предприятия других городов.

Для наиболее полного представления  о результатах производства продукции  ОАО «Курский Хлебокомбинат» рассмотрим приложение 2.

Из приложения 2 наблюдаем постоянное увеличение объемов как реализованной, так и товарной продукции предприятия, в целом, за 2008-2010 года товарная продукция предприятия возросла на 57,9%, что в стоимостном выражении составляет 175321 тыс.руб.

 

3.2 Анализ структуры управления на предприятии ОАО «Курский Хлебокомбинат»

При анализе и проектировании организаций следует рассматривать  отношения их элементов, структуру, механизм взаимодействия этих элементов  в рамках определенных целей и заданной структуры организации, а также исследовать сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (табл. 1) Организационная структура и организационный механизм образуют организационные формы управления.

 

Таблица 1

Матрица «Swot анализ» предприятия ОАО «Курский Хлебокомбинат»

S(сильные стороны)

W(слабые стороны)

1.Развитая инфраструктура(разного  вида цеха, автопарк, сеть магазинов)

2.Квалифицированный персонал

3.Поставка продукции в другие близлежащие города

4.Высокое качество выпускаемой  продукции

1.Не развитая система  контроля производства

2.Устаревшее оборудование в  некоторых цехах

3.Практически отсутствует маркетинговая  политика

O(возможности)

T(угрозы)

1.Получение субсидий  или других финансовых вложений

2.Перспектива выйти на новый уровень производства и кол-ва продаж

3.Улучшение благосостояние населения

1.Нестабильная экономическая  или политическая ситуации в  регионе или стране

2.Рейдерство

3.Предприятие конкурент выйдет  на доминирующую позицию на  рынке сбыта


 

Далее рассмотрим организацию  управления на предприятии ОАО «Курский Хлебокомбинат». Большое значение для хозяйственного руководства имеет установление рациональной производственной структуры предприятия. Организационная структура производства ОАО «Курский Хлебокомбинат» предст авлена на рис. 7.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7  Организационная структура производства ОАО «Курский Хлебокомбинат»

 

На предприятии ОАО «Курский Хлебокомбинат»структура управления имеет линейно-функциональный вид (рис. 8). При данном типе организационной структуры предприятия (линейно-функциональная) линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.


Рис. 8 Структура управления ОАО «Курский Хлебокомбинат»

 

Управление предприятием осуществляется директором на основе единоначалия. Структура управления имеет централизованный линейно-функциональный вид. Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия.

 

Как у любой организационной  структуры у линейной структуры  управления есть свои достоинства и недостатки. В табл. 1 приведены слабые и сильные стороны используемой линейной организационной структуры ОАО «Курский Хлебокомбинат».

 

Таблица 2

Сильные и слабые стороны  организационной структуры ОАО «Курский Хлебокомбинат»

Сильные стороны

Слабые стороны

Относительная простота подбора руководителей  каждого из уровня руководителей

Разобщенность горизонтальных связей в производственных системах

Оперативность принятия и реализация управленческих решений

Отсутствие функции контроля на предприятии

Относительная простота реализации функций  управления

Не полное информирование начальника производства о сбыте продукции  и о наличии денежных средств

 

Возможность излишней жесткости в  управлении

 

Ограниченная пригодность в  условиях диверсификации производства


 

Управление предприятием осуществляется в соответствии с  законодательством РФ и Уставом.

В пределах своей компетенции  директор ОАО «Курский Хлебокомбинат» являясь руководителем верхнего уровня, организует всю работу и несет полную ответственность за его состояние и деятельность.

Все подразделения предприятия  действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной  деятельности четко определены регламент  работы каждого звена, методы и формы  их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность  каждого работника. При этом достигается  рационализация процессов управления с применением технических средств  и вычислительной техники.

 

3.3 Предложения по усилению децентрализации организационной структуры ОАО «Курский Хлебокомбинат»

Существующая структура  на предприятии ОАО «Курский Хлебокомбинат» представляет собой традиционную линейно-функциональную структуру с высоким уровнем централизации, с единственной линейной сферой деятельности – производством.

Генеральному директору  непосредственно подчиняется 4 основные службы (подразделения организации), что нарушает нормы управляемости  и лишает его возможности заниматься стратегическими вопросами. Диапазоны  ответственности четко не определены и вследствие этого часто пересекаются, а некоторые функции не выполняются  вообще, наблюдаются слабые связи  между подразделениями. В связи с чем рекомендуется предоставление некоторого перечня полномочий этим подразделениям, что будет способствовать уменьшению степени централизации управления в данной организации.

В результате анализа действующей  организационной структуры управления можно сделать следующие выводы.

  • Организационная структура предприятия не отвечает современным рыночным условиям, требует принципиальной переработки – развития рыночных блоков и повышения гибкости.
  • Недостаточно удовлетворяются потребности рынка, требующего принципиально новых товаров и модернизации существующих.
  • Предприятие не использует всех маркетинговых возможностей, не учитывает жизненные циклы изделий, не уделяет достаточного внимания качеству и технологии производства продукции.
  • Существующая система распределения полномочий направлена в основном на оперативную работу и не позволяет перейти к стратегическому управлению.
  • Не определена общая цель деятельности предприятия.
  • Отсутствует политика по сохранению кадрового потенциала, не задействованы эффективные механизмы мотивации работников.
  • Не разработана стратегия развития предприятия и финансовая политика, не проводится учет и контроль финансовых потоков, что ухудшает финансовое состояние предприятия.
  • Отсутствует официально сформулированная и утвержденная организационная культура предприятия.
  • Недостаточное использование среднего и низового звеньев управления.

Первой задачей на пути формирования новой организационной  структуры управления является определение  таких сфер деятельности предприятия, которые непосредственно и существенно  влияют на достижение стратегических целей предприятия. Если прежде к  такой сфере относилось только производство, то в условиях рыночной экономики  сюда относятся маркетинг, финансы, производство, персонал. А это значит, что вся организационная структура  управления должна строиться вокруг них.

Вторая задача при формировании организационной структуры состоит  в том, чтобы перейти от традиционного, к стратегическому управлению предприятием. Это в первую очередь задачи генерального директора. Поэтому необходимо было освободить его от текущей, оперативной  работы, сосредоточив внимание на стратегии, финансах, персонале. В то же время  следует учесть, что переход на стратегическое управление меняет характер работы руководителей всех уровней  и каждого подразделения, а также  характер мотивационных механизмов, направленных теперь на развитие, инновации, научно-технический прогресс. Рекомендуется передать разработку схем мотивации работникам непосредственного отдела, что будет способствовать повышению эффективности их работы. 

Следующая задача новой организационной  структуры – обеспечить высокую  гибкость системы управления, способность  отслеживать быстрые изменения  внешней среды. Для этого необходимо создание стратегического центра, а  также формирование гибкой системы  распределения полномочий.

Стратегический центр  подчиняется непосредственно генеральному директору. Его задачи: сбор и обработка  информации для разработки и реализации стратегии; разработка и внедрение  инновационных проектов в различных  сферах деятельности предприятия путем  создания временных творческих коллективов; планирование и координация работы временных проектных структур. Это  позволяет значительно повысить гибкость и адаптивность предприятия  к быстроменяющимся внешним условиям.

Значительное развитие необходимо получить блоку заместителя директора  по финансам. В новой структуре  полномочия бывшего помощника директора  по финансам – главного экономиста – будут расширены до заместителя  директора по финансам, которому будет  подчинен развитый блок финансового  менеджмента.

Из-за отсутствия налаженной системы управления финансами предприятие  ежегодно теряет от 10 до 20% своих доходов  – нехватка полноценной и оперативной  финансовой информации приводит к ошибочным, запоздалым управленческим решениям, многие объекты финансового управления уходят из внимания руководителей. Дефицит  оборотных средств, рост кредиторской задолженности, низкая оборачиваемость  капитала, чрезмерные затраты на производство и реализацию продукции – такие  показатели постоянно волнуют руководство  предприятия. Именно разработка и внедрение  финансового менеджмента должны стать ключевыми для стабилизации состояния предприятия, поскольку  рационально организованные финансовые потоки позволяют функционировать  экономической структуре во всех сферах хозяйственной деятельности – снабжении, производстве, сбыте, трудовых отношениях. В блоке финансового  директора введена должность  менеджера по финансовой стратегии, который будет заниматься разработкой  системы финансового менеджмента  в целях организации эффективного функционирования предприятия.

Информация о работе Совершенствование структуры управления органов управления организации