Совершенствование управления персоналом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблемных вопросов управления персоналом. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
анализ деятельности предприятия;
анализ управления персоналом;
поиск путей совершенствования управления.

Вложенные файлы: 1 файл

пример диплома.doc

— 731.00 Кб (Скачать файл)

Функции по проведению аттестации распределяются между директором магазина и менеджером по персоналу.

Таблица 21

Функции по проведения аттестации

 

Директор

Менеджер

 

Основываясь на кадровой политике, разрабатывает общие принципы оценки персонала

Консультирует по выделению существенных параметров оценки

Разрабатывает нормативные и методические материалы

 

Организует аттестационные процедуры

 

Обучает эффективной работе в рамках аттестационных процедур и собеседований

Участвует в аттестационных процедурах в качестве эксперта, готовит индивидуальные оценочные материалы (анкеты, характеристики, рекомендации) для аттестуемых

 

Участвует в работе аттестационных комиссий

Контролирует реализацию аттестационных процедур

 

Обрабатывает и анализирует данные

 

Осуществляет хранение и использование кадровой информации (в частности, для формирования резерва и планирования карьеры)


 

Таким образом, в проведении аттестации принимают участие не только менеджер по персоналу, но и директор.

Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников отдела, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным отделом.

С учетом целей аттестации можно говорить о двух ее составных частях: оценке труда и оценке персонала.

Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда с планируемым результатом труда, который представлен в технологических картах, планах и программах работы. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда.

При проведении аттестации руководителей имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда.

Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста.

Анализ практики управления показывает, что предприятия используют в большинстве случаев одновременно оба вида оценки деятельности персонала, т. е. оценку труда и оценку качеств, влияющих на достижение результатов. Оценочная форма включает два соответствующих раздела, в каждом из которых от руководителя наряду с балльной оценкой обычно требуются развернутые обоснования. Аттестационные процедуры предусматривают индивидуальное обсуждение итогов оценки с подчиненным, который удостоверяет это подписью, а также может зафиксировать несогласие с выводами начальника и особые обстоятельства, повлиявшие на результаты труда.

В большинстве предприятий оценка и аттестация организуются ежегодно, в отдельных предприятиях (особенно если они применяют упрощенные процедуры оценки) — каждые полгода. Кроме того, проводятся неформальные собеседования и в промежутке между ежегодными формальными оценками обсуждаются результаты труда и обязательного текущего наблюдения за деятельностью персонала. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, целесообразно проводить оценочные мероприятия чаще, например в конце каждой недели, месяца, квартала. Хотя эти мероприятия не являются аттестационными, но могут давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и отделений в целом.

Особенно тщательно контроль осуществляется за вновь принятыми на работу и за получившими новое назначение. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. Работника, не справляющегося с обязанностями, в короткий срок переводят на менее ответственную работу или увольняют. Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности.

Сведение и обработка данных, как правило, проводятся по окончании аттестации. Для подведения обобщенных итогов в магазине «Фора»:

  • составляются сравнительные таблицы эффективности работников;
  • выделяются группы риска (неэффективно работающих или работников с неоптимальным уровнем развития профессионально важных качеств);
  • выделяются группы роста (работников, ориентированных и способных к развитию и профессиональному проведению);
  • готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

Проведение собеседований по результатам аттестации. Кроме обратной связи с аттестуемым, в ходе беседы проводятся уточнение данных и сбор дополнительной кадровой информации. Затем новые и уточненные данные вводятся в обобщенные формы и анализируются.

Организация хранения данных. Чтобы кадровой информацией можно было воспользоваться при принятии кадровых и иных решений, необходимо правильно организовать хранение информации по результатам аттестации. Следует разработать особую форму ввода и хранения информации (по персоналиям, отделам, уровням иерархии, направлениям деятельности подразделений). Необходимо также иметь возможность поиска информации и по этим параметрам, и по параметрам качества и количества труда.

Совершенствование систем управления персоналом в российских предприятиях характеризуется усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала. В таблице 22, построенной на основе зарубежных источников и отечественного опыта, даются характеристики применения.

Таблица 22

Характеристики применения различных методов

 

Характеристика метода

Аттеста- 
ционная комиссия

Ранжирова- 
ние

Оценочные шкалы

Оценка по результатам (МВО)

Социо- 
метрия

Assessment Center

Количественная определенность

Нет

Частично

Есть

Частично

Есть

Частично

Трудоемкость

Высокая

Низкая

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая

Приемлемость для сотрудников

Средняя

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Приемлемость для руководителя

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Полезность для обоснования вознаграждений

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Низкая

Низкая

Полезность для обсуждения с сотрудниками

Низкая

Низкая

Средняя

Очень высокая

Высокая

Высокая

Полезность для определения потенциала к росту

Средняя

Низкая

Низкая

Высокая

Высокая

Очень высокая


 

В рамках данной работы была проведена аттестация продавцов магазина «Фора». Основой для проведения аттестации явилось Положение о проведении аттестации продавцов, основные положения которого приведены ниже:

Общие положения

а) положение регламентирует порядок проведения аттестации, критерии оценок, нормативные документы, фиксирующие результаты аттестации.

б) основной целью проведения аттестации является: оценка персонала для установления количественной меры соответствия работников занимаемой должности.

в) основными критериями при проведении аттестации служат профессиональные знания, умения, навыки и результаты, достигнутые им при исполнении должностных обязанностей.

г) аттестации подлежат все продавцы магазина «Фора», отработавшие 6 месяцев.

д) периодичность проведения аттестации 2 раз в год.

Порядок подготовки и проведения аттестации

а) проведение аттестации делится на 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап включает:

  • информационную встречу с разъяснениями о целях и порядке проведения аттестации;
  • подготовку к аттестации (1 месяц);

Основной этап:

  • проведение аттестации в утверждённые сроки директором магазина;
  • интервью с участником аттестации.

Итоговый этап:

  • заполнение аттестационного листа; (написание резюме по итогам аттестации);
  • собеседование по результатам аттестации;
  • принятие решений по результатам аттестации;
  • выработка рекомендаций.

б) на каждого работника, принимающего участие в аттестации, готовится представление, содержащее всестороннюю информацию: возраст, образование, стаж работы, участие в обучение, продвижение и т.п.

в) конкретные сроки, а также график проведения аттестации, список аттестуемых и состав аттестационной комиссии утверждаются администрацией и доводятся до сведения аттестуемых работников.

Состав аттестационной комиссии и регламент их работы.

а) в состав аттестационной комиссии включаются:

  • председатель аттестационной комиссии – директор магазина;
  • менеджер по персоналу.

б) оценка деятельности сотрудника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третьей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. Результаты аттестации сообщаются работнику в течение 3-х дней после голосования.

в) результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре, и подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании. Аттестационный лист и результаты работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

г) по результатам проведённой аттестации, комиссия выносит заключение.

Итоговым заключением может быть:

  • соответствует занимаемой должности, включить в кадровый резерв;
  • соответствует занимаемой должности;
  • соответствует занимаемой должности при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии;
  • повторная аттестация (указывается срок);
  • не соответствует занимаемой должности.

д) во время собеседования по результатам аттестации идёт обсуждение:

  • достижений сотрудника и его личного вклада в развитие магазина;
  • сильных сторон и качеств, которые позволяют ему достигать результат;
  • основания для выработки заключения и рекомендаций.

е) в соответствии с заключением и результатами,. аттестационная комиссия, совместно с сотрудником вырабатывает и обсуждает рекомендации для дальнейшего совершенствования, развития и выполнения:

  • повышение сотрудника;
  • включение сотрудника в кадровый резерв для дальнейшего повышения;
  • обучение сотрудника;
  • повышение заработной платы и др.

В результате проделанной работы можно заключить, что аттестация - это процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем и сотрудниками смежных подразделений. Это своеобразный полный аудит работы сотрудника, включая работу за аттестационный период, аудит обязанностей, потребности в обучении, развитии и т.д.

 

3.4. Оценка эффективности аттестации  персонала магазина

 

Один из вариантов оценки эффективности может быть основан на теории человеческого капитала, в соответствии с которой знания и квалификация персонала рассматриваются как принадлежащий им и приносящий доход капитал, а затраты времени и средств на приобретение этих знаний и навыков — инвестиции в него.

Можно выделить следующие характеристики основного капитала:

  • цена приобретения;
  • восстановительная стоимость;
  • балансовая стоимость.

Цена приобретения — это сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение.

Восстановительная стоимость устанавливается для каждой группы персонала и выражает стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах.

Информация о работе Совершенствование управления персоналом на предприятии