Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 12:54, дипломная работа
Целью данной работы является анализ проблемных вопросов управления персоналом. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
анализ деятельности предприятия;
анализ управления персоналом;
поиск путей совершенствования управления.
Балансовая стоимость BV рассчитывается по формуле:
BV = Ѕ х C,
где r — предполагаемый срок занятости;
р — число отработанных лет;
C — восстановительная стоимость.
В балансе показывается общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение), указывается объем произведенных в течение отчетного периода инвестиций, подсчитывается величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации и выводится стоимость на конец рассматриваемого периода.
Исследователи утверждают, что сейчас более высокий экономический эффект от вложений в развитие персонала, чем от вложений в средства производства. Подсчеты показывают, что 1 долл., вложенный в развитие персонала, приносит от 3 до 8 долл. дохода.
В таблице 23 приведены показатели, характеризующие эффективность проведения аттестации в магазине «Фора».
Таблица 23
Эффективность проведения аттестации в магазине «Фора»
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 (прогноз) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Объем товарооборота, тыс. руб. Средняя спис. числен-ть, чел. Средняя з/пл всего, в руб. в т. ч. а) руководители б) продавцы в) МОП |
3934,8 12 1840 2638 1824 1319 |
5242,0 13 244 3 2745 2351 1522 |
6415,4 12 3268 2864 2550 1652 |
Сумма расходов на набор рабочей силы, ознакомление ее с производством и первоначальное обучение |
19,21 |
22,63 |
25,0 |
Продолжение таблицы 23
1 |
2 |
3 |
4 |
Стоимость набора и обучения работника каждой профессиональной группы в текущих ценах |
27,65 |
30,68 |
35,0 |
Общая сумма вложений в трудовые ресурсы на начало планового периода (затраты на выбор и обучение) |
46,86 |
53,31 |
60,0 |
Стоимость проведенных в течение отчетного периода аттестаций |
7,22 |
10,26 |
15,0 |
Величина потерь вследствие увольнений, устаревания знаний и квалификации |
2,26 |
2,18 |
2,0 |
Эффективность на конец рассматриваемого периода |
37,38 |
40,87 |
43,0 |
Как видим из приведенных данных, аттестации персонала не только имеют положительный финансовый эффект для магазина «Фора», но их эффективность имеет тенденцию к росту.
Другой подход оценки эффективности аттестации связан с выделением результатов аттестации для разных субъектов и оценкой их качества.
Говоря об эффективности аттестации, мы должны выделить три основных субъекта данного процесса:
У каждого из участников данного процесса существует свое представление об эффективности обучения:
Преподаватель – как правило оценивает результат по овладению знаниями, умениями, навыками, активности слушателей в процессе занятий. Для оценки используются экзамены, зачеты, упражнения.
Персонал – как правило ориентируется на создавшуюся в процессе обучения атмосферу, возникший или пропавший у него интерес к данной теме. Наличию или отсутствую сформированного конкретного представления о технологии работы. Для оценки используется опрос, обратная связь по результатам обучения, анкеты.
Вышестоящий руководитель оценивает качество аттестации по набору и количеству тех навыков, которые были перенесены в практическую деятельность. Для оценки используется аттестация работников через определенный промежуток времени, интервью с руководителем по анализу проблем деятельности.
Оценить эффективность каждой отдельной аттестации таким образом достаточно сложно, поскольку далеко не всегда удается определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения стоявших перед программой целей.
В любом случае критерии оценки должны быть установлены до аттестации и доведены до сведения персонала.
Основными общими показателями экономической эффективности деятельности подразделений управления персоналом являются:
При расчетах экономической эффективности кадровых мероприятий используются и другие частные показатели, в том числе:
Прирост производительности труда (П) определяется через показатели:
выработки продукции на одного работающего;
экономии численности работников;
снижения трудоемкости продукции.
Прирост производительности труда (в процентах) в результате экономии численности работников рассчитывается по формуле:
(1)
где ЭЧ – относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения мероприятия, чел.;
ЧСР – расчетная среднесписочная численность работающих (исчисленная на объем производства перспективного периода по выработке базисного периода).
В магазине «Фора» данный показатель составит:
П = 0,7 х 100 : (15 – 0,7) = 4,89%
Влияние снижения трудоемкости на рост производительности труда определяется по формулам:
(2)
или
(3)
где Т – процент снижения трудоемкости выпускаемой продукции в результате внедрения мероприятия;
Т1 и Т2 – трудоемкость продукции до и после внедрения мероприятия, чел.-час.
П = 100 х 2,9 : (100 – 2,9) = 3,0%
Годовой экономический эффект (ЭГ) (экономия приведенных затрат) в рублях рассчитывается по формуле:
(4)
где С1 и С2 – себестоимость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия (текущие затраты), руб.;
В2 – годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятия в натуральном выражении;
ЕН – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости ТН);
ЗЕД – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия, руб.
Нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (ЕН) кадровых мероприятий равен 0,15, нормативный срок окупаемости (ТН) – 6,2 года.
Срок окупаемости единовременных затрат (ТЕД) и обратная ему величина – коэффициент эффективности (Е) определяются по формулам:
(5)
(6)
В магазине «Фора» данный показатель составит:
ТЕД = 1500 : (500 – 488) х 10000 = 0,0125
Е = 1 : 0,0125 = 80
Отсюда
ЭГ = (500 – 488) х 10000 – 0,15 х 80 = 11998,8 руб.
Частные показатели экономической эффективности кадровых мероприятий в зависимости от используемых исходных данных рассчитываются по следующим формулам:
Снижение трудоемкости продукции (СТ), н/час:
(7)
где t1 и t2 – трудоемкость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия, н-час.
Относительная экономия (высвобождение) численности работающих (ЭЧ), чел.:
а) за счет сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат труда:
(8)
где Ф1 и Ф2 – фонд рабочего времени в среднем на одного работающего до и после внедрения мероприятия, час.;
Ч1 – численность работающих до внедрения мероприятия, чел.;
или
(9)
где Б1 и Б2 – потери рабочего времени до и после внедрения мероприятия, %;
б) за счет прироста объема производства:
(10)
где Ч1 и Ч2 – численность работающих в данном подразделении до и после внедрения мероприятия, чел.;
Р – прирост объема производства в результате внедрения мероприятия, %;
в) за счет прироста выработки на одного рабочего в результате повышения квалификации (при неизменных нормах выработки):
(11)
где ЧНВ – численность рабочих, повысивших процент выполнения норм выработки (времени) в результате повышения квалификации, чел.;
РНВ – прирост процента выполнения норм выработки (времени), %
(12)
где РНВ1 и РНВ2 – выполнение норм выработки (времени) до и после повышения квалификации, %
Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и непроизводительных затрат времени (ЭВР), чел.-час.:
(13)
где б – сокращение потерь времени и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, час.;
Ч – численность рабочих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, чел.;
Ф – годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дни.
Прирост объема производства (Р), %:
(14)
Экономия от снижения себестоимости продукции (ЭС), руб., в том числе:
(15)
где ЭЧ – абсолютное высвобождение численности работников, чел.;
ЗСР – среднегодовая зарплата одного работника до внедрения мероприятия, руб.;
DФСР – прирост фонда зарплаты, вызванный внедрением мероприятия, руб.
уменьшение текучести рабочей силы, вызванной неудовлетворительной организацией и условиями труда:
(16)
где КТ1 – фактический коэффициент текучести, %;
КТ2 – ожидаемый коэффициент текучести, %;
- среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию текучестью рабочей силы, руб.
Экономия в связи с сокращением профессиональной заболеваемости и производственного травматизма (ЭН), руб.:
(17)
где Н1 и Н2 – потери рабочего времени по временной нетрудоспособности в течение года до и после внедрения мероприятия, дни;
- средний дневной размер ущерба предприятия в связи с травмами и производственно обусловленными заболеваниями, руб. (в том числе выплата пособий по нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, затраты на приобретение оборудования и пр., расходы на санаторно-курортное лечение и пр.).
Экономия от снижения себестоимости на условно-постоянных расходах (ЭСУ):
(18)
или
(19)
где У – годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.
Экономия от снижения удельных капиталовложений в результате лучшего использования оборудования (ЭКУ):
(20)
где ФБ – балансовая стоимость оборудования, на котором увеличился выпуск продукции в результате внедрения мероприятия, руб.
Таблица 24
Эффективность мероприятий
Мероприятия |
Эффективность |
Возможное сокращение численности, чел. |
1 |
Годовая экономия ФЗП, руб. |
24500 |
Прирост объема товарооборота, тыс. руб. |
119988 |
Организация деятельности предприятий приобретает особую значимость на современном этапе развития. Управленческие проблемы находят свое отражение во всех предлагаемых для обсуждения концепциях и программах реформы. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в вопросах управления в настоящее время все отчетливее проявляются новые тенденции, которые представляют несомненный как практический, так и теоретический интерес.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом на предприятии