Совершенствования функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель – Разработать рекомендации по совершенствованию функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур».
Задачи:
1. Рассмотреть функции менеджмента в туризме.
2. Рассмотреть принципы менеджмента в туризме.
3. Рассмотреть методы менеджмента в туризме.
4. Охарактеризовать турпредприятие ООО «Матур».
5. Описать функцию мотивации на предприятии ООО «Матур».
6. Разработать рекомендации по совершенствованию функции мотивации на турпредприятии ООО «Матур».

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант.docx

— 125.85 Кб (Скачать файл)

Введение 
Актуальность

В мировой рыночной экономике  в последнее время все большее  значение приобретает рынок услуг, представляющий собой сложную систему, основной задачей которой является удовлетворение потребностей населения  в услугах. В основе рынка услуг  лежит обширная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера  услуг. Особая роль в ней принадлежит  социально – культурному сервису, в частности туризму. В условиях рыночной экономики и конкуренции  успешная деятельность предприятий  сферы сервиса и туризма возможна лишь при правильной организации  управления ими.

В настоящее время функции, принципы и методы менеджмента в  туризме до конца не изучены. Существует несколько подходов к изучению данной темы.

Объект – инфраструктура менеджмента в туризме.

Предмет – функции, принципы, методы менеджмента в туризме.

Цель – Разработать  рекомендации по совершенствованию функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур».

Задачи:

1. Рассмотреть функции  менеджмента в туризме.

2. Рассмотреть принципы  менеджмента в туризме.

3. Рассмотреть методы  менеджмента в туризме.

4. Охарактеризовать турпредприятие ООО «Матур».

5. Описать функцию мотивации  на предприятии ООО «Матур».

6. Разработать рекомендации  по совершенствованию функции  мотивации на турпредприятии ООО «Матур».

 

 

1.Инфраструктура  менеджмента в туризме.

1.1.Функции менеджмента в туризме.

Функция планирования:

Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении. На основе видения (своего рода «рисунков», которые показывают нас в будущем), являющегося ведущей идеей менеджмента, разрабатывается политика туристской фирмы, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры.

Планирование – это  один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. В одних случаях фирма прекращает свое существование после достижения поставленных целей, в других ставятся новые, более значимые цели. Это указывает на то, что планирование не представляет собой какого-то одноразового действия. Это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику, культуру предприятия и его законодательные права.

Таким образом, под планированием деятельности туристского предприятия следует понимать систематический, информационно обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения будущих целей, средств и методов, формирования, управления и развития предприятия.

Функция организации:

В любом плане, составленном в туристской фирме, всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о формировании структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.

На примере организации  работы туроператоров можно более  наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и др. По каждой из них менеджер распределяет обязанности и устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий ее функционирования. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных фирмой целей.

 Как уже отмечалось, важная цель планирования – это каким-то образом решить проблему неопределенности. Потребность в приспособлении к переменам – один из факторов, придающих планированию такое важное значение. Тем не менее, каким бы важным не было планирование, это только начало. Туристская фирма, имеющая много разных планов и не имеющая цельной структуры претворения их в жизнь, обречена на исчезновение. Дело в том, что функция планирования и организационная функция тесно связаны между собой. В некотором смысле планирование и организация как бы объединяются. Планирование готовит сцену для того, чтобы реализовать цели организации (организует структуру системы, создает аппарат, который будет «играть» на сцене), а организация как функция управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой выступают люди. Поскольку функция организации состоит в сведении воедино всех специалистов турфирмы, задача в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность каждого из них. Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера турпредприятия, его целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, которые необходимо структурировать для того, чтобы турфирма смогла выполнить свои планы и тем самым достичь своей цели.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения организационной функции:

  • определение и детализация целей турфирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
  • определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
  • разделение труда и объединение работников в управляемые рабочие группы или подразделения;
  • координация различных видов деятельности, порученных каждой группе посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), т.е. каждый член группы должен знать, что он должен сделать и в какие сроки, а также того, кто им руководит (управляет);
  • единство цели – каждый член организации работает на общее благо, т.е. никто не должен работать против целей организации;
  • размах контроля, или размах менеджмента, – каждый менеджер отвечает за управляемое им число работников.

Относительно последнего принципа можно рассуждать по разному. Нелегко определить идеальное число сотрудников, которыми должен руководить один менеджер. В реальной жизни это число сильно варьируется от организации к организации, от одного управленческого уровня к другому. Так, высшие руководители управляют не более чем десятью подчиненными, тогда как руководители низшего уровня управления могут контролировать гораздо большее число сотрудников.

В связи с этим можно  выделить два важных фактора, определяющих нормы управляемости (количество сотрудников, которыми может эффективно управлять один менеджер), – время и частоту, т.е. сколько времени менеджеру нужно проводить с каждым сотрудником и как часто это делать. Естественно, что этот критерий во многом зависит от умения менеджера общаться с подчиненными, сложности решаемых задач, интереса и вовлеченности в трудовой процесс.

  Функция мотивации:

Мотивация – это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Традиционный подход к  мотивации основывается на вере в  то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать. При рассмотрении данного вопроса менеджмент туризма ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию (мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений.

     Мотивы путешествий

Цель поездки (мотив, побуждающий  человека путешествовать) – это  причина, при отсутствии которой  данная поездка не состоялась бы. Информация о цели путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки модели управления туристскими потоками и маршрутами. Следует иметь в виду, что путешествующая группа, т.е. группа людей, совместно совершающих поездку, имеет, как правило, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каждого члена группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Для ответа на этот вопрос рассмотрим следующий пример:

Госпожа Ш. работает архитектором. Она получила приглашение принять участие в конференции в Барселоне (с 1 по 8 марта). Госпожа Ш. принимает решение отправиться в поездку в Испанию по разным причинам: с одной стороны, ее заинтересовала повестка дня конференции; с другой – она надеется, что в начале марта в Барселоне уже тепло и она сможет насладиться солнцем. Кроме того, в свободное между заседаниями время можно будет познакомиться с городом и посетить музей.

Можно ли сказать однозначно, какой мотив побудил госпожу  Ш. принять приглашение и отправиться в поездку? Пример не раскрывает этого.

Как в данном случае, так  чаще всего и во всех остальных  единственной мотив выделить нельзя. Ситуация усложняется тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить о мотивации путешествия.

В связи с этим целесообразно выделить пять основных групп мотивации путешествий

     ● Физическая  мотивация. Физическая мотивация  подразделяется на

отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия  является

восстановление физической силы, то на первом месте стоит отдых. Если должно быть восстановлено здоровье, решающим фактором будет оздоровление, лечение.

Если во время отпуска  в первую очередь ищут разгрузку и движение для тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.

     ● Психологическая  мотивация. Главная психологическая  мотивация путешествия – желание  уйти от повседневной рутины  и увидеть что-нибудь новое,  необходимость смены обстановки  и расслабления. К психологической  мотивации относится так­же и  смена впечатлений. Обе эти  мотивационные группы – физическая  и психологическая – представляют  особый интерес как для современного туризма, так и для эффективного менеджмента.

     ● Межличностная  мотивация. По значимости вслед за физической и психологической мотивациями следует межличностная мотивация. Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Они стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занимают посещения друзей, знакомых, родственников.

     ● Культурная  мотивация. Знакомство с другими  странами, с их обычаями, традициями  и языками стоит в данной  группе на первом месте. Далее  следуют интерес к искусству,  посещение спортивных мероприятий,  а также религиозные причины.

     ● Мотивация  престижа и статуса. Для группы  туристов с такой мотивацией  характерно то, что они совершают  путешествия с целью развития  своей личности. Кроме того, основная  цель путешественников этой группы  – добиться всеобщего признания  и удержать его. Развитие личности  чаще всего связано с профессиональной  подготовкой, а также с повышением  квалификации или переподготовкой.

Если вы подумаете о  своем отпуске, то, вероятнее всего, сможете установить, что на принятие решения по поводу определенной поездки  повлияло несколько мотиваций. Часто  происходит так, что мотивации путешествий  не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют, даже если они принадлежат к различным группам. Мотивы путешествий могут быть даже противоречивыми.

Пример. В отпуске стремятся  получить покой и отдых, но одновременно разнообразие и общение.

     Мотивация  трудовых отношений

В этом смысле мотивация  рассматривается нами как совокупность стимулов, побуждающих работников к  активной трудовой деятельности, т.е. после  проведения организационных мероприятий  менеджер должен обеспечить успешное выполнение работы. В этих целях  используются:

 а) стимулирование, т.е.  побуждение работников к активной  деятельности с помощью внешних  факторов (материального и морального  стимулирования)

 б) собственно мотивирование,  т.е. создание у работников  внутреннего побуждения к труду.  Главными здесь являются заинтересованность  в труде, потребность в трудовой  активности и удовлетворенность  от нее. Это свидетельствует  о том, что поведение человека  всегда мотивировано.

Функция контроля:

Итак, составлен план организации, создана ее структура, заполнены  рабочие места и определены мотивы поведения сотрудников. Остается еще  один компонент, который необходимо добавить к функциям управления, –  это контроль.

Контроль, как правило, ассоциируют  с властью, "командованием". Такое  представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля. Понятие "контроль" (проверка) как вид административной деятельности выходит за рамки понятия "контролирование". Кроме того, он включает и активную деятельность менеджера – управление. Управленческий контроль не является разовой акцией. Это процесс непрерывный, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач. Эффективный управленческий контроль создается на основе его соединения с процессом стратегического планирования. Он обеспечивает наблюдение за осуществлением стратегических планов таким образом, чтобы менеджеры могли определить, насколько хорошо они выполняются и где необходимо сделать изменения или применить регулирующие меры.

Информация о работе Совершенствования функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур»