Совершенствования функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель – Разработать рекомендации по совершенствованию функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур».
Задачи:
1. Рассмотреть функции менеджмента в туризме.
2. Рассмотреть принципы менеджмента в туризме.
3. Рассмотреть методы менеджмента в туризме.
4. Охарактеризовать турпредприятие ООО «Матур».
5. Описать функцию мотивации на предприятии ООО «Матур».
6. Разработать рекомендации по совершенствованию функции мотивации на турпредприятии ООО «Матур».

Вложенные файлы: 1 файл

Последний вариант.docx

— 125.85 Кб (Скачать файл)

В самом общем виде контроль можно определить как процесс  соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Как видно из определения, контроль имеет меньшее отношение к отдаванию приказов сотрудникам, и большее – к процедуре оценки успешности выполнения намеченных организацией планов и удовлетворения потребностей внутренней и внешней среды.[4]

Различают следующие  виды контроля:

1. Предварительный контроль. Он напоминает айсберг, большая  часть которого, как известно, скрыта  под водой Это связано с тем, что некоторые аспекты контроля могут быть замаскированы среди других функций управления. Предварительным контроль называется потому, что он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

2. Текущий контроль. Он  осуществляется в ходе проведения работ чаще всего его объектом являются сотрудники, а сам он – прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций.

3. Заключительный контроль.  Цель такого контроля – помочь  предотвратить ошибки в будущем.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией.  На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает  своего рода постепенное круговое движение. [7]

1.2.Принципы менеджмента  в туризме.

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре  и организации этого процесса. Управление туристской организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.[2]

Таким образом, принципы менеджмента можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению ими управленческих функций. Существует несколько подходов к классификации принципов менеджмента. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. Доннелом в книге «Принципы управления: анализ управленческих функций», шестое издание которого переведено на русский язык в 1981 г. под названием «Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций».[5] Авторы рассматривают десять принципов планирования, пятнадцать — организации, десять — мотивации и четырнадцать принципов контроля.

Впервые же принципы рационального  управления были сформулированы в 1912 г. в книге американского менеджера  Эмерсона «Двенадцать принципов  производительности». Однако один из основоположников научной организации труда, создатель  «теории администрирования» Анри Файоль высказывал мысль о том, что число принципов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управления — во всяком случае, на то время, пока практика подтверждает его эффективность.

В связи с этим все принципы менеджмента целесообразно сгруппировать  в две группы: общие и частные.

Общие принципы менеджмента

-Принцип применимости означает, что менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих на фирме сотрудников.

-Принцип системности означает, что менеджмент охватывает всю систему, учитывая ее внешние и внутренние взаимосвязи, взаимозависимости и открытость собственной структуры или системы туризма в целом.

-Принцип многофункциональности означает, что менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда) и смысловые (достижение конечной цели).

-Принцип интеграции предполагает, что внутри системы различные способы отношений и взгляды сотрудников должны интегрироваться, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

-Принцип ориентации на ценности означает, что менеджмент туризма включен в окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Все эти принципы необходимо не только учитывать, но и неукоснительно соблюдать.

Частные принципы менеджмента

В отечественной теории управления частные принципы управления народным хозяйством были сформулированы еще  в 20-е годы. Многие из них не потеряли своего значения и в наши дни, а  в рыночной экономике значимость их неизмеримо возросла.

-Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

Принцип сочетания централизации  и децентрализации предполагает необходимость умелого использования  единоначалия и коллегиальности  в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По существу, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления и реализации персональной ответственности. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений. Соблюдение правильного соотношения между единоначалием и коллегиальностью составляет одну из важнейших задач управления, от правильности решения которой во многом зависит его эффективность и действенность.

-Принцип научной обоснованности управления предполагает наличие у руководителя научного предвидения, умения планировать во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение имеющихся резервов. Цель его состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

-Принцип плановости. Его суть состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

-Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

-Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят от свободно-действующих экономических субъектов, выполняющих управленческие функции по своему желанию в рамках действующего законодательства. Свобода хозяйственной деятельности представляется как профессиональная свобода, свобода конкуренции, свобода договоров и т.п.

-Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те же в свою очередь подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно, цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления. Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По существу, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе управляемой системы непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

-Принцип мотивации. Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотиваций.

-Принцип демократизации  управления - участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т.п.

-Принцип государственной законности системы менеджмента. В соответствии с этим принципом организационно-правовая форма фирмы Должна отвечать требованиям государственного (федерального, национального) законодательства.

-Принцип органической целостности объекта и субъекта управления. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект управления должно составлять единую комплексную систему, имеющую выход, обратную связь и связь с внешней средой.

-Принцип устойчивости и мобильности системы управления. При изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений. Устойчивость определяется, прежде всего, качеством стратегических планов и оперативностью управления, приспосабливаемостью системы менеджмента, прежде всего, к изменениям во внешней среде. Одновременно с устойчивостью управленческий процесс должен быть мобильным, то есть должны быть максимально полно учтены изменения и требования потребителей туристских услуг.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Методы менеджмента  в туризме

Важно отметить, что эффективное  управление возможно лишь на основе сочетания, неразрывного единства трех групп методов — экономических, административных, и социально-психологических. Лишь их совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты — эффективными, полезными обществу и каждому из нас.

Экономические методы менеджмента:

- Хозрасчет включает  в себя две составляющих: «хозяйственный»  и «расчет». Главным здесь является  первое слово, а «расчет» —  второстепенным, хотя и важным. Полный  хозрасчет и сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет заработанных средств. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход. После того как часть прибыли или дохода будет выплачена по обязательствам предприятия, все, что останется, поступает в полное распоряжение собственника предприятия и расходуется на развитие производства, оплату труда и социальные нужды. Исходя из этой общей установки на каждом предприятии может вводиться одна из возможных форм или, как часто говорят, моделей хозрасчета. Выбор модели хозрасчета предприятия, приспособление ее к конкретным условиям хозяйствования на данном заводе или фабрике — важнейшая задача менеджера и совета правления предприятия. Полезно для решения этой задачи привлекать независимых консультантов — управленцев, экономистов, правовиков.

- Ценообразование.

В рыночной экономике различают  следующие виды цен:

1.  Производственная цена, по которой производитель поставляет  товар крупными партиями оптовым  торговцам. 

2. Оптовая цена — цена, по которой оптовые торговые  фирмы продают товар крупными  оптовыми партиями компаниям,  занимающимся розничной торговлей. 

3. Розничная цена —  цепа, но которой ведется продажа  товара в магазинах в розницу  и небольшими партиями.

4.  Рыночная цена —  цена, по которой идет купля-продажа  на данном рынке в данное  время.

5. Базисная цена — согласуется  путем переговоров между продавцом  и покупателем крупных партий  товара.

6. Монопольная цена —  это цена, устанавливаемая монополиями  выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров  и ниже — для товаров, приобретаемых  у других фирм.

7. Номинальная цена —  та, которая публикуется в прейскурантах,  справочниках, биржевых котировках (сокращенно — номинал).

8.  Скользящая цена  — цена, устанавливаемая договором  в зависимости от условий конъюнктуры  на определенную дату.

9.  Твердая цена - цена, фиксируемая в договоре купли-продажи,  которая не может быть изменена.

10. Цена «падающий лидер»  — цена, используемая торговцами  для привлечения покупателей.  Обычно снижается цена лишь  па один какой-нибудь товар,  но покупатель, привлеченный этим  фактом в магазин, может купить  и другие товары, цена на которые  не снижалась.

11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в  результате свободных рыночных  соотношений конкуренции, спроса и предложения.

- Финансирование. Финансы  нужны предприятию для его  производственного и социального  развития, Деньги дают предприятию  возможность заработать еще большие  деньги, т. е. получить прибыль.  Именно получение прибыли позволяет  судить о том, нужную ли для  общества работу делает данный завод или фабрики, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, нужна - будет прибыль, не нужна — прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество продукции и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.[3]

Административные методы менеджмента:

- Регламентирование деятельности  предприятия. Это наиболее жесткая  форма административного воздействия  в разработке и реализации  таких организационных документов, которые определяют порядок управления  предприятием, а именно: а) положений  общеорганизационного порядка, например  положения о данном предприятии;  б) структуры (организации) управления  предприятием; в) штатного расписания  и должностных инструкций (функциональных  обязанностей) по управлению предприятием; г) положений, определяющих внутренний  порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных  звеньев управления, например положения  об органах линейного, функционального  и целевого управления.

Информация о работе Совершенствования функции мотивации в туристском предприятии ООО «Матур»