Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:08, реферат
Целью данной работы является изучение современной парадигмы управления.
При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ ………………................................................................................................................3
1. Гипотеза о новой парадигме управления …………………………………………….………….4
1.1. Краткий анализ систем управления …………………………………………………………...4
1.2. Ориентация на рынок …………………………………………………………………………...5
1.3. Современный подход – две методологии стратегического анализа …………………..…….5
1.4. Изменение взглядов на управление персоналом ………………………………………...……6
1.5. Новая парадигма управления ……………………………………………………………….…..7
2. Управленческая парадигма ХХI века …………………………………………………………….8
2.1. Современная система управления ………………………………………………………………8
2.2. Кибернетико-синергетический подход в теории управления ……………………………….14
3. Перспективы развития менеджмента ……………………………………………………………16
3.1. Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью……………………………………………………………………………. ……16
3.2. Позиционный метод …………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………………………………………….25
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………...............
1. Гипотеза о новой парадигме управления …………………………………………….………….4
1.1. Краткий анализ систем управления …………………………………………………………...4
1.2. Ориентация на рынок
…………………………………………………………………………..
1.3. Современный подход
– две методологии
1.4. Изменение взглядов на управление персоналом ………………………………………...……6
1.5. Новая парадигма управления ……………………………………………………………….…..7
2. Управленческая парадигма ХХI века …………………………………………………………….8
2.1. Современная система управления ………………………………………………………………8
2.2. Кибернетико-синергетический подход в теории управления ……………………………….14
3. Перспективы развития менеджмента ……………………………………………………………16
3.1. Проблемы и перспективы
современного менеджмента,
3.2. Позиционный метод ………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………………………………….25
Введение
История объективно поставила проблему, которая должна быть решена в XXI веке, – переход от состояния экокатастрофы к экосоциальной гармонии. Эта проблема требует незамедлительного решения. Поэтому назрела необходимость, как смены парадигмы общественного развития, так и соответствующей ему парадигмы управления.
Период с 1950 г. по настоящее
время характеризуется наиболее
интенсивным развитием
Основная задача новой парадигмы менеджмента конца ХХ – начала ХХI века состоит в том, чтобы сделать знания производительными. В этой связи ведущие исследователи в сфере менеджмента [3] считают, что новая парадигма управления требует существенных изменений систем управления: простоты, гибкости, эффективности и конкурентоспособности.
Важнейшим направлением развития
в России, позволяющим резко повысить
производительность труда, являются инновационные
процессы, основывающиеся на современной
научно-технической политике обновления
производства. Главная сфера действия
менеджмента в инновационных
процессах - инновационное
Таким образом, целью данной работы является изучение современной парадигмы управления. При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
1. Гипотеза о новой парадигме управления
1.1. Краткий анализ систем управления
Прежде чем выдвинуть гипотезу о новой парадигме1, выполним краткий ретроспективный анализ систем управления. Уже в самом начале развития теории и практики менеджмента наблюдалась определенная смена объектов внимания исследователей. Ф. Тейлор и его последователи рассматривали отдельного рабочего, К. Адамецки – участок с оборудованием и людьми (прокатный стан), представители административной школы, начиная с А. Файоля, – предприятие. В целом главной задачей этого этапа является повышение эффективности производства за счет глубокого разделения труда и эффекта масштаба.
Период до 30-х годов
ХХ века принято считать временем
правления производителя. Новые
товары (например, автомобили) по мере
снижения цены (достигнутого, как правило,
благодаря наращиванию
Однако стратегия “лидерства
по самым низким ценам” по мере удовлетворения
первичного спроса стала давать собой:
потребитель, желая большего разнообразия,
начал перехватывать инициативу
влияния на рынке. Это вызвало
к жизни политику “товарной дифференциации”,
проведение которой потребовало
больших вложений в научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
После второй мировой войны,
которая на время приостановила
эволюцию систем управления к потребителю,
внимание снова было сосредоточено
на снижении издержек производства. Однако
в связи с появлением новых
методов (в частности, исследование
операций – это направление развивалось
первоначально для решения
1.2 Ориентация на рынок
В конце 60-х – начале 70-х
годов ситуация приобретает иные
очертания. Теперь уже потребитель
диктовал, что должно быть произведено
для удовлетворения его нужд и
потребностей. Все большая доля затрат
у фирм начинает идти на исследование
рынка. Популярной становится “фокусная
стратегия”, ориентированная на лучшее,
чем конкуренты, удовлетворение потребностей
конкретного контингента
Сущность парадигмы управления,
ориентированной на рынок, в том,
что “быстро меняющаяся внешняя
среда рассматривается как
В 70-е годы родилась современная теория маркетинга. Этапы ее развития можно проследить по названиям сменяющих друг друга концепций - ориентированный на отдельного покупателя (до 70-х годов), социально-этический (до 90-х годов), стратегический маркетинг (до настоящих дней). Но несмотря на смену концепций, сущность маркетинга практически не менялась.
В маркетинге можно выделить две основные составляющие: инструменты по исследованию быстро меняющейся и практически не поддающейся влиянию фирмы внешней среды; управляемые со стороны фирмы переменные маркетинга. Задача маркетинговых служб фирмы в том, чтобы помочь руководству найти наилучшие методы адаптации к меняющемуся рынку.
1.3 Современный
подход – две методологии
Анализ исследований в
рассматриваемой области
Швейцарский доктор политологии Т. Йеннер так пытается привести к знаменателю дискуссию между рыночниками и теоретиками, развивающими ресурсную концепцию стратегического управления: “В рамках индустриально-экономического подхода важнейшее значение придается степени привлекательности отрасли. Поэтому предприятие, рассчитывающее на стратегический успех, должно тщательно выбирать отрасль, выходить на наиболее выгодные рынки”. [14]
Подобная точка зрения доминировала в 70-80- е годы. В частности, решения по диверсификации производства принимались именно с расчетом на сулящие высокую прибыль рынки. Однако неудачи многих из этих проектов поставили под сомнение зависимость долгосрочного успеха только от условий выбранной отрасли…
Наряду с этим результаты
многочисленных исследований показали,
что специфические
Сторонники этой точки
зрения считают, что в рамках стратегического
менеджмента основная задача должна
заключаться в том, чтобы развивать
внутрифирменные ресурсы и
Итак, по крайней мере, дважды
в теории и практике менеджмента
наблюдается отрицание
Следует отметить, что в рамках ресурсного подхода управления хозяйственной структурой одинаково важными считаются все ресурсы – материально-технические, финансовые, система маркетинга, персонал организации и др. Что касается эволюции подходов, то изменение точек зрения особенно ярко проявляется в управлении человеческими ресурсами.
1.4 Изменение взглядов на управление персоналом
Концепций в этой сфере на сегодняшний день достаточно много. Поэтому исследователи, занимающиеся теориями лидерства, вынуждены для удобства рассмотрения классифицировать их в отдельные группы.
В частности, среди тех из них, которые принято относить к мотивационному подходу, особую популярность приобрели так называемые теории “X” и “Y”, автором которых является Д. МакГрегор, а также теория “Z” У. Оучи. Данный подход предполагает, что соответствующий стиль управления руководителя формирует ответную реакцию коллектива в форме его поведенческих установок. Автократический стиль порождает ленивого сотрудника, которого нужно заставлять работать (теория “X”). Демократический стимулирует появление инициативы у персонала (теория “Y”). Согласно теории “Z”, организация будет действовать особенно успешно, если ее менеджмент руководствуется такими принципами, как “формирование глубоких убеждений в совместных этических ценностях, взращивание сильной корпоративной культуры, холистический подход к работнику (фирма – это семья) и др”. [14]
Д. Мерсер, анализируя особенности кадровой политики в фирме ИБМ, увидел там проявление теории “Z”. Причем он добавил в нее дополнительные принципы (назвал их теорией “I”), среди которых особенно важными стали сильная вера в индивидуализм и единый статус для всех работников. Теории “Z” и “I”, подчеркивающие особое значение творческой энергии отдельного человека, несомненно, подошли наиболее близко к новой точке зрения на персонал.
1.5 Новая парадигма управления
Одна из особенностей современной России в том, что за короткий период она проходит все те этапы развития, которые Запад «переваривал» в течение 100 лет.
Рассмотрим типичный пример развития отечественной коммерческой организации [10]. Допустим, фирма занимается телекоммуникационным бизнесом (сфера деятельности в данном анализе роли не играет). На первом этапе функционирования ее руководство относилось к уходу персонала совершенно спокойно (количество дипломированных и достаточно квалифицированных специалистов превышало спрос). Со временем выделилась группа профессионалов, которые для предприятия представляли большой интерес. Таких работников на улице найти очень трудно, разве что у конкурентов. Их уход (по каким-либо причинам) для фирмы болезнен, поэтому руководство начало искать дополнительные стимулы для их удержания.
Наконец, организация достигла
такой степени развития, когда
ряд сотрудников стал ее главным
капиталом. Это уникальные профессионалы,
заменить которых практически
Поэтому необходимо переходить к новой концепции управления персоналом на уровне хозяйствующей структуры. Ее сущность – в рассмотрении Человека в качестве главного объекта интересов менеджмента. Задача руководства при этом заключается в проведении такой кадровой политики, когда целью всей деятельности по управлению персоналом становится наилучшее удовлетворение растущих запросов и потребностей каждого члена организации.
Что же меняется при данной точке зрения на персонал? Прежде всего точка отсчета, система взглядов на каждого работника фирмы.
До сих пор при всех рассуждениях о важности кадров и создании наиболее благоприятных условий для раскрытия потенциала каждого сотрудника он рассматривался как объект, который подлежит управлению со стороны фирмы. Новый подход предполагает, что “человек является меняющейся, но неуправляемой переменной предприятия” [14]. Задача менеджмента в этом случае в том, чтобы познать закономерности развития личности и разработать соответствующие программы, обеспечивающие лучшее, чем конкуренты, удовлетворение растущих потребностей каждого работника. Результатом данной деятельности должна стать увеличивающаяся прибыль.