Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:08, реферат
Целью данной работы является изучение современной парадигмы управления.
При этом решаются следующие задачи:
какой предстает перед нами система управления в настоящее время
каковы проблемы и перспективы развития менеджмента.
ВВЕДЕНИЕ ………………................................................................................................................3
1. Гипотеза о новой парадигме управления …………………………………………….………….4
1.1. Краткий анализ систем управления …………………………………………………………...4
1.2. Ориентация на рынок …………………………………………………………………………...5
1.3. Современный подход – две методологии стратегического анализа …………………..…….5
1.4. Изменение взглядов на управление персоналом ………………………………………...……6
1.5. Новая парадигма управления ……………………………………………………………….…..7
2. Управленческая парадигма ХХI века …………………………………………………………….8
2.1. Современная система управления ………………………………………………………………8
2.2. Кибернетико-синергетический подход в теории управления ……………………………….14
3. Перспективы развития менеджмента ……………………………………………………………16
3.1. Проблемы и перспективы современного менеджмента, связанные с российской действительностью……………………………………………………………………………. ……16
3.2. Позиционный метод …………………………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………………24
Список использованных источников ……………………………………………………………….25
Его суть выражается в том,
что он делает явными объективно существующие
различия в отношении разных людей
к тем или иным явлениям действительности.
Метод рассматривает отношение
человека не к отдельно взятому явлению,
а к действительности в целом.
Именно такое отношение называется
Позицией. Он вскрывает закономерность
в развитии этого отношения, фиксирует
ступенчатый характер этого развития
и выделяет разницу в Позициях
разных людей. Позиция, которую занимает
человек, проявляется во всем: в том,
насколько адекватно
Существует всего семь возможных Позиций, семь последовательных шагов, которые человек может пройти в своем духовном развитии. Может показаться, что это слишком мало, чтобы вместить все многообразие человеческих отношений.
Но Позиция – емкое
понятие. Различия между Позициями
столь принципиальны, что переход
с одной на другую можно сравнить
с переходом в пространство с
большим количеством измерений
и обретением еще одной степени
свободы. Духовное развитие основной массы
населения вообще можно описать
первыми тремя Позициями, где
Общество, социум, находится всего
лишь на второй из них. И, несмотря на то,
что существуют люди, продвинувшиеся
в своем духовном развитии дальше
третьей Позиции, их мизерное количество,
поэтому основное внимание следует
уделить именно первым трем. Для
совершенствования
Зная Позицию человека,
можно не только точно прогнозировать,
как он будет вести себя в той
или иной ситуации, но еще и принципиально
по-другому подходить к
Способности к управлению как отражение уровня духовного развития личности.
Как устанавливает «Позиционный метод», способности к управлению определяются уровнем духовного развития человека: многие могут занимать руководящие должности, но далеко не каждый человек способен быть успешным руководителем.
Опишем особенности первых
трех Позиций в наглядной форме.
Для упрощения будем
Человек – это индивид
с собственными потребностями, желаниями,
интересами. Рождаясь, он оказывается
на исходной ступени духовного развития,
которая называется Позиция Силы.
Особенность этой Позиции (ее еще
можно назвать потребительской
жизненной позицией) в том, что
человек во всем руководствуется
своим «хочу» и зависит от него.
Его интересует только свое: сталкиваясь
с «хочу» другого человека, он начинает
действовать силой (в широком
смысле этого слова), чтобы добиться
своего. И в других людях признает
только силу. Общество для такого человека
– это тоже сила, причем непреодолимая,
которая вынуждает его
Позиция силы
В какой-то момент человек начинает осознавать, что эгоцентризм («Я есть центр вселенной, и все вокруг меня вертится для моего удовольствия») не приветствуется обществом. Это заставляет его старательно скрывать от других людей свою зависимость, подавлять на людях проявления эгоцентризма. Он все еще на Позиции Силы, все еще ориентируется на себя и свое «хочу», но уже не такой, как явно выраженные эгоцентрики.
Следует отметить, что полное и подробное описание Позиции – отдельная задача, необходимость решения которой появляется по мере формирования у управленцев потребности в новых знаниях.
Кроме того, последовательность духовного развития приведена и применима к человеку как таковому. Каждый же конкретный человек рождается в семье, где родители уже занимают какие-то Позиции. Поэтому его духовное развитие на начальном этапе, как правило, есть результат воспитания по образу и подобию своих родителей. Реже, уже во взрослом состоянии, – это осознание, которому предшествует какое-то событие или целенаправленное воздействие духовного плана. Но даже в этом случае после такого осознания следует долгий период духовного роста. В итоге получается, что Позиция – устойчивое образование, но не врожденное, потому что под воздействием обстоятельств и собственных усилий Позиция человека может изменяться.
Постепенно человек начинает понимать, что действовать силой среди себе подобных неправильно. Когда интересы пересекаются, гораздо правильнее договариваться о том, как в конкретной ситуации поступать всем сторонам, а не руководствоваться только своим «хочу» (а оно ведь никуда не девается). С этого момента человек переходит на Позицию Логики, логики общественного сосуществования. Теперь он способен сознательно сделать выбор между «хочу» и «надо». Теперь у него появляется 1 степень свободы. Фактически, он перестает зависеть от своего «хочу» и становится социоцентриком. Это означает, что договоренность, закон, логика общественного сосуществования для него более важны, чем собственное «хочу». Такой человек отчетливо осознает, что если он со своей стороны нарушит эту логику, ему же потом хуже будет. Более того, теперь он заинтересован, чтобы эту логику не нарушали и другие.
Если с таким человеком договориться о чем-либо, то можно быть уверенным, что он приложит усилия к тому, чтобы придерживаться договоренности. В этом плане о таком человеке можно сказать, что он ответственен и надежен в широком смысле этого слова. И именно это является необходимым условием того, чтобы человек может не только отвечать за порученное дело, но и требовать такой же ответственности от своих подчиненных.
Из сказанного следует, что о способности к управлению можно говорить только в том случае, если человек имеет, как минимум, 1 степень свободы.
Почему человек с 0 степеней свободы не способен к управленческой деятельности? Если такого человека назначить руководителем, то он будет командовать, «строить» всех, заставлять, принуждать, демонстрировать силу, куражиться, действовать по принципу «я – начальник, ты – дурак». Понятно, что руководствоваться при этом он будет собственными представлениями о справедливости. Более того, на него нельзя положиться, потому что такой человек будет работать на себя, а не на дело.
Логика духовного развития такова, что освобождение от одной зависимости дает человеку новую степень свободы, но вместе с ней и новую зависимость. Человек на Позиции Логики способен сознательно делать выбор между «хочу» и «надо», но теперь он зависит от логики общественного сосуществования, которая определяется мнением большинства. Такой человек зависит также от авторитетов, догм, стереотипов. Фактически, он не способен, да и не стремится думать самостоятельно.
Человек, который пытается освободиться от такой зависимости, в первую очередь начинает подвергать сомнению общепризнанные авторитеты, сначала робко, а затем все смелее отрицать общепринятые нормы. Он все еще на Позиции Логики, но уже не хочет быть таким, как большинство.
В конечном итоге, стремление быть не таким, как все, приводит его к пониманию, что для этого одних только сомнений недостаточно: нужно не только отрицать мнение других людей, но и формировать свое собственное мировоззрение. С этого момента он переходит на Позицию Знания, перестает зависеть от логики общественного сосуществования и приобретает 2 степени свободы. Теперь все чаще он начинает думать и принимать решения самостоятельно, не оглядываясь на большинство, и постепенно перестает бояться шагать «не в ногу», когда все остальные шагают «в ногу».
Для такого человека его Я снова оказывается в центре. Но теперь это уже не эгоцентризм, а эгоизм. Принципиальное отличие в том, что теперь все преломляется через Я: человек формирует собственное мировоззрение и в принятии решений руководствуется собственными внутренними знаниями. Он готов придерживаться достигнутых договоренностей, но только в том случае, если они будут правильными с его точки зрения. Более того, он готов изменять общепринятые представления и объединять для этого людей вокруг себя, чтобы реализовать собственные замыслы.
Самостоятельное мышление приучает такого человека более внимательно относиться ко всему, что происходит вокруг. Это делает его восприятие более адекватным, действия – более гибкими, решения – более правильными. Такого человека не нужно направлять, он способен выбирать направление самостоятельно и вести за собой других людей. И именно это является достаточным условием для того, чтобы человек мог эффективно управлять другими людьми.
Существует еще одна категория людей, которые зависят от своего «хочу» и в то же время обладают самостоятельным мышлением, поскольку стремятся быть не такими, как все. Они находятся на Позиции Силы, и такое сочетание делает их «философами от потребления». Условно они обозначаются как люди с – 1 степенью свободы. Несомненно, это – эгоцентрики, но такие, которые в силу ума способны вести за собой людей. Чаще всего именно из таких людей получаются негативные лидеры.
Таким образом, способности к управлению определяются уровнем духовного развития или Позицией человека, т.е. тем, кем он себя мыслит по отношению к обществу и насколько готов действовать по его изменению. Отсюда следует простой и очевидный вывод: критерии отбора людей в сферу управления должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с объективной природой управленческих способностей человека.
Закономерно встает вопрос: «А как же мы до сих пор обходились без этого?»
Ну, скажем, так же, как
когда-то люди вполне обходились без
знаний о существовании бактерий.
Позиция – это всего лишь отражение
объективных закономерностей
Наглядным доказательством объективности взгляда на природу управленческих способностей человека является принцип относительности управления.
Суть его проста: один человек может управлять другим лишь в том случае, если у него количество степеней свободы больше или, как минимум, равно количеству степеней свободы того, кем он управляет. И, соответственно, наоборот, если у человека меньше степеней свободы, чем у того, кем он управляет, то об управлении не может быть и речи.
Проще говоря, человек с 1 степенью свободы способен управлять человеком с 0 степеней свободы, при определенных обстоятельствах он сможет управлять человеком с 1 степенью свободы и совершенно не способен управлять человеком с 2 степенями свободы.
Управлять человеком –
означает задавать ему правильное направление
деятельности и добиваться от него
нужного результата. Скажем, когда
человек действует сам по себе,
то он движется в желаемом направлении,
куда хочет. На производстве человек
перестает принадлежать сам себе,
потому что здесь от результатов
его индивидуального труда
Все руководители, на практике
применившие Позиционный метод,
отмечают, что там, где при расстановке
управленцев принцип
Итак, введение в общественное сознание представления о позиционной природе управленческих способностей человека и принципа относительности управления позволяет на более качественном и эффективном уровне организовать общественную практику в сфере управления.
Заключение
В данной работе были исследованы основные принципы современной парадигмы управления. Она содержит, с одной стороны, маркетинговую концепцию управления бизнесом, которая ориентирует фирму на потребителя, а с другой – концепцию социальной ответственности менеджмента, построенную на задачах неразрушающего интеграционного воздействия менеджмента на общество и природу, на человека и экономику. При этом происходит институциализация менеджмента. Он становится важнейшим и эффективным регулятором разнообразных сфер деятельности.
Современная организация характеризуется как открытая система, которая непрерывно взаимодействует с неопределенной окружающей средой, используя во всей полноте интеллектуальный и духовный потенциал персонала, применяет технологии ситуационного управления. Основной ее целью является выживание и развитие в изменяющейся среде.
Известно, что во второй половине ХХ века последовательно развивались три подхода к управлению: процессный, системный и ситуационный. В курсовой работе показано, что последние два подхода дают начало концепции менеджмента знаний, которая складывалась в последнее десятилетие ХХ века и создала предпосылки формирования парадигмы современного менеджмента на основе видения человека целостного, умеющего использовать в полной мере все качества мышления; накопленные во всем мире богатства культуры менеджмента. Это обусловлено такими принципиальными изменениями во внешних условиях, как глобализация экономических и информационных процессов, беспрепятственная миграция населения, повсеместное и быстрое повышение квалификации рабочего и управленческого персонала, усиление непредсказуемости ситуации во многих сферах жизнедеятельности организаций.
Таким образом, новая парадигма предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходят работа в командах, непосредственные взаимодействия, перманентные инновации, непрерывное обучение и совершенствование. Менеджеры превращаются в помощников, партнеров для подчиненных, они должны уметь идти на осознанный риск и способствовать развитию способностей и более полному использованию энергии сотрудников.