Современное состояние и перспективы развития менеджмента в предприятиях АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в тщательном и всестороннем изучении состояния и развития менеджмента в АПК.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение состояния управления на предприятии;
- выявление особенностей менеджмента в АПК;
- выявление профессиональных качеств менеджера;
- анализ производственно-экономической деятельности предприятия;
- изучение особенностей управления организацией, исходя из организационно-правовой формы;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая..doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Менеджмент - это система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Она порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений, связанными с ориентацией производства на спрос и потребности рынка, запросы индивидуальных потребителей. Особенность менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рациональной деятельности предприятия в условиях дефицита ресурсов и оптимальную адаптацию к новым условиям, достижение высоких конечных результатов с минимальными затратами. [9,с.5]

Особое место менеджмента в экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить интеграцию производственных и экономических процессов на предприятии, необходимые ресурсы и взаимоотношения с внешней средой, а также конкурентоспособность бизнеса. Знание основ менеджмента, методов управления предприятием, принятия решений - залог эффективной работы.

В современной теории управления ключевая роль отводится менеджеру, его социальной ответственности перед обществом. Первостепенная задача менеджера - высокий уровень организации работы, создание творческого климата в коллективе. Важнейшей его функцией становится разработка и реализация эффективной стратегии развития предприятия. Необходима совершенно новая концепция развития, приспособленная к сложившимся хозяйственным условиям. Руководители призваны стать инициаторами технологических и организационных перемен.

Важнейший фактор успеха - подготовка руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в экономических, социальных и технологических вопросах, обладающих чувством ответственности за результаты деятельности предприятия. Перед высшей школой стоит задача - научить будущих специалистов современным методам управления. [9,с.5]

Актуальность рассматриваемой работы заключается в том, что без менеджмента не будет существовать и развиваться предприятий. Ведь менеджмент координирует руководителей на правильное   принятие управленческих решений и достижение поставленных целей предприятия.

Цель данной курсовой работы состоит в тщательном и всестороннем изучении состояния и развития менеджмента в АПК.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение состояния  управления на предприятии;

- выявление особенностей менеджмента  в АПК;

- выявление профессиональных качеств менеджера;

- анализ производственно-экономической деятельности предприятия;

- изучение особенностей управления организацией, исходя из организационно-правовой формы;

- анализ принятия и реализации управленческих решений на предприятии;

- выявление путей совершенствования существующих систем управления;

- изучение методов и форм  принятия управленческих решений;

- анализ работы менеджера на  предприятии.

При исследовании применялись следующие методы: «мозговая атака», статистический, графический, расчётно-конструктивный, метод обычного наблюдения.

Исходные материалы: годовые отчёты, данные оперативного и бухгалтерского учета, периодическая статистическая отчетность, статистические справочники, всевозможные научные издания и другие литературные источники, штатное расписание работников.

 

 

 

 

 

 

 

        РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1. Современное состояние менеджмента  или управления на предприятии

 

Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов: системного, процессного и ситуационного (при явном доминировании последнего). Они направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий спектр современных теоретических и прикладных разработок чрезвычайно широк и многообразен. Результатом этого является фактически исчерпывающий охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

Один из крупных теоретиков менеджмента Г. Кунц уподобил ее «джунглям», в которых «множество подходов является обескураживающим и губительным». Продолжая эту метафору, специалисты указывают, что в настоящее время существует «тропа из джунглей» - концепция, позволяющая дать надежную основу для дальнейшего развития теории управления, для синтеза в ней существующих сегодня результатов. Это - ситуационный подход.

Согласно ему, как уже отмечалось, любая организация есть открытая система, взаимодействующая со «средой», а все, что происходит внутри нее, и все, что составляет содержание эффективного управления, невозможно охарактеризовать без ключевого понятия современного менеджмента - понятия адаптации. В рамках ситуационного подхода возникли новые направления и течения, введены новые конструктивные понятия, сформировались перспективные тенденции развития теории управления. В частности, это концепции «стратегического менеджмента» и «управления персоналом», понятие «организационной культуры». Последняя вообще рассматривается как своеобразный «теоретический прорыв» в управленческой мысли, произошедший в 80-е гг.

Организационная культура определяется как наличие у всех работающих общих целей и их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организаций. Организационная культура как очень мощное средство управления (особенно широко используемое в Японии) по силе ее воздействия на поведение людей ставится сегодня на один уровень с такими, традиционно считающимися главными, факторами управления, как структура организации и мотивация.

Можно выделить также основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане управления ею. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная революция», создавшая качественно новую по своим возможностям техническую базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

Вторая, еще более мощная тенденция состоит в дальнейшей демократизации управления. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента - за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря - это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

Третья тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие:

1. Отказ от управленческого рационализма  классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ  к успеху управления лежит  в правильном воздействии на  внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план  выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.

2. Использование в управлении  теории систем позволило не  только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.

3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис - вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной ответственности  менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться, как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

Принципы управления:

- лояльность к работающим;

 - ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

- коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

- атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих (организационная культура);

 - обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

 - своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

- методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

- непосредственное участие в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы;

- умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.;

- этика бизнеса;

- честность и доверие к людям;

- опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал;

- перспективное и целостное видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть;

- качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Итак, в данной главе были рассмотрены некоторые основные этапы и особенности развития теории управления, взглядов на природу и содержание управленческой деятельности.[17]

1.2. Особенности менеджмента в АПК

Сельскохозяйственное предприятие  как бизнес состоит из двух взаимосвязанных аспектов: первый - это техническая сторона производства (технологии земледелия, растениеводства, обработки почвы), второй включает в себя функции и службы, обеспечивающие поддержку производственного процесса.

В условиях рыночной экономики роль менеджера сельскохозяйственного предприятия отличается от той, которую играл руководитель предприятия в системе с централизованной экономикой. Круг его обязанностей расширяется по мере того, как он начинает отвечать и отчитываться за такие действия, как постановка задач, планирование деятельности предприятия, реализация, контроль и принятие решений.

Менеджмент сельского хозяйства (управление с/х предприятием как деловым предприятием) можно определить как вид деятельности, сочетающий планирование и управление с сельскохозяйственным производством.

Проблема планирования, стоящая перед менеджером, заключается в том, как распределить имеющиеся ресурсы по различным направлениям деятельности так, чтобы удовлетворить потребности человека (или организации) наилучшим образом.

Руководитель с/х предприятия  должен обладать следующими качествами:

- способностью организовать себя  и других для достижения конкретных целей;

- знанием основных технических  и технологических вопросов производства и маркетинга продукции предприятия;

- умением общаться со всеми, занятыми в процессе производства  и маркетинга, для получения точной  непрерывной информации;

- способностью стимулировать всех, вовлеченных в производство и  маркетинг, для достижения конкретных целей и задач;

     - способностью принимать решения.

Таким образом, менеджмент сельского хозяйства - это больше, чем просто планирование. Едва ли руководитель достигнет желаемой цели, составляя планы и жестко следуя им вне зависимости от конкретной ситуации.

Планирование требует от менеджера оценки будущих событий - составления прогноза. Однако в реальной жизни руководитель с/х предприятия действует в постоянно изменяющихся условиях в обстановке риска и неуверенности, редко совпадающей с прогнозом.

Приведем факторы, влияющие на изменение обстановки:

    - технические - погодные условия, болезни растений, изменение технологии;

  - ценовые изменения спроса и предложения на рынке;

   - организационные - политика официальных учреждений и банков;

   - человеческие - поведение конкретных людей, изменения в кадровом составе.

Сравнение реальных результатов с ожидаемыми происходит в процессе постоянного контроля, по итогам которого менеджер должен принять меры к урегулированию проблем или извлечению выгоды из возникших ситуаций. Непременное условие этого - наличие достоверной информации, которую условно можно разделить на три категории:

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития менеджмента в предприятиях АПК