Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 00:38, курсовая работа
Актуальность по управлению персоналом состоит в том, что без персонала нет и не может быть организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности — это заслуга и достояние персонала.
Управление в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.
Целью курсовой работы является изучение состояния, тенденции и изменения современного управления.
Введение……………………………………………………………...……….......3
Глава 1. Общественная характеристика современного управления….…........6
1.1. Сущность современного управления организацией…………………........6
1.2. Состояние современного управления организацией………...………........8
Глава 2. Особенности организации как функции управления
на современном этапе.........................................................................15
2.1. Понятие и основные функции организации...........................................15
2.2. Организация на современном предприятии.........................……...........21
2.3. Руководство и мотивация.......................................…………………........27
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы………………………………………...…..........................33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общественная характеристика современного управления….…........6
1.1. Сущность современного
1.2. Состояние современного
Глава 2. Особенности организации как функции управления
на современном этапе............
2.1. Понятие и основные функции
организации...................
2.2. Организация на современном
предприятии...................
2.3. Руководство и мотивация.....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………...….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность по управлению персоналом состоит в том, что без персонала нет и не может быть организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности — это заслуга и достояние персонала.
Управление в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
Сила современного менеджмента, его ядро, состоит в том, что он берёт своё начало от человека, его потребностей и целей, от превращения знаний, опыта и достижений научно технического прогресса в производительную силу. С другой стороны, движущая сила современного менеджмента, как видимая, так и невидимая заключается в созидательном применении информационных технологий.
Исходя из вышеизложенного, тема выбранной работы на современном этапе очень актуальна. Длительный период развития экономики ведущих индустриально развитых стран с рыночной экономикой убедительно свидетельствует, что добиться успеха можно лишь в том случае, когда в основе концепции управления организацией находится человек как высшая ценность фирмы.
Традиционная для индустриального общества система отношений между человеком и организацией в современном постиндустриальном экономическом мире вошла в кризисное состояние, что обусловило кризис и привычной системы управления персоналом. На смену жесткому алгоритму иерархического подчинения в современные организации приходят методы управления, поощряющие творчество и свободу, автономию, сбалансированное сочетание коллегиальности и единоначалия в управлении.
Российское деловое сообщество в настоящее время как никогда ранее испытывает острую потребность в специалистах, способных взять на себя руководство другими людьми, вызывать у них энтузиазм, стремление к созиданию. Искусство обращаться с людьми и руководить ими — это несомненно результат специальной профессиональной подготовки, но также и товар, высоко оцениваемый на рынке профессиональных услуг.
Целью курсовой работы является изучение состояния, тенденции и изменения современного управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику современного управления;
- охарактеризовать управление как вид профессиональной
деятельности;
- раскрыть особенности организации как функции управления на
современном этапе;
- исследовать функцию, руководство и мотивацию на современном
предприятии.
Объект исследования – состояние, тенденции и изменения в современном управлении.
Предмет исследования – управление и особенности организации на современном предприятии.
Обзор использованной литературы. Проблемы, связанные с современным управлением и с его состоянием на данном этапе были и остаются одними из центральных и малоразработанных в области экономики и менеджмента.
В процессе исследования мы ссылались на труды ученых, которые создали фундамент общетеоретических разработок в области экономики и менеджмента. В частности этой фундаментальной тематике, имеющей методологическое значение, посвятили свои труды: Андреева И.В., Кошелева С.В. Управление персоналом. - М.: Олма- Пресс, 2003; Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. - Новосибирск: Эко, 2002; Дуракова И. Б. Управление персоналом : отбор и наем. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2004; Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. - ПРИОР, 2003; Егоршин А.П. Управление персоналом. - 3-е изд. - Н. Новгород: НИМБ, 2001; Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. - М.: Экзамен, 2003; Зайцев Г.Г. Управление персоналом. - СПб.: Северо-Запад, 2005; Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: ИНФРА-М, 2003; Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. – М.: Экзамен, 2000; Кибанов А.Я., Федорова Н.В. Управление персоналом .- М.: Финстатинформ, 2000; Макарова И.К. Управление персоналом. – М.: Юриспруденция, 2002; Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. Учебно-практическое пособие. – М.: Интел-Синтез, 2002; Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. – М.: ДЕЛО, 2003; Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. – М.: Экзамен, 2004; Чижов НА. Кадровые технологии.- М.: Экзамен, 2003.
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность современного управления организацией
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение «управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Из приведенного определения следует, что понятия «управление» и «руководство» хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить — это значит озаботить других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление — воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять — это значит озаботить себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может представлять собой как субъект, так и объект управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий «менеджер» и «руководитель». В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры — реализацией товара и т.п. Руководитель — это должностное лицо, которое отвечает за профессиональные достижения персонала, осуществляет организацию и координацию усилий сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением [2, 159].
Современные формы координации разнообразны и разноплановы, но главенствующими являются процессы межличностных контактов, т.е. взаимных коммуникаций. Коммуникативные процессы в управлении организацией обеспечивают ее целостность и общность функционирования, система коммуникативных обменов пронизывает все уровни управления, полностью охватывая каждую горизонтальную плоскость. Организация коммуникаций является уникальным специфическим видом деятельности руководителя, который во многом отражает его профессиональную компетентность. Современная практика управления свидетельствует, что до 80% управленческих решений принимается руководителем в устной форме, в процессе делового взаимодействия. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, отдельных коммуникативных мероприятий (бесед, деловых совещаний, переговоров и т.п.), торгов и презентаций.
Существование организации
как упорядоченной структуры
связей заранее подразумевает
- вид самостоятельной человеческой деятельности;
- составную часть иной деятельности в качестве ее структурного
элемента;
- одну из форм взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов, каждый из которых определяется:
- инициатором общения;
- партнером, которому адресована инициатива;
- нормами, по которым организуется общение;
- целями, которые преследуют участники общения;
- ситуацией, в которой осуществляется взаимодействие. Взаимодействие социальных субъектов определяют следующие особенности:
- равенство их психологических позиций независимо от социального
статуса;
- равное признание активной коммуникативной роли друг друга;
- психологическая поддержка друг друга [2, 161].
Современное деловое сообщество испытывает острую потребность в людях, умеющих ладить друг с другом, предлагать новые идеи, брать на себя руководство другими людьми и вызывать в них энтузиазм, энергию, стремление к созиданию. Искусство обращаться с людьми и руководить ими — это и результат профессиональной специальной подготовки, и товар, пользующийся повышенным спросом и высоко оцениваемый на рынке профессиональных услуг. Успехи длительного периода развития экономики ведущих промышленно развитых стран свидетельствует, что в центре концепции управления организацией должен находиться человек как высшая ценность любой организации.
1.2. Состояние современного управления организацией
Управление организацией сегодня — это сумма знаний, необходимых не только руководителю или специалисту из числа управленческого персонала, но и любому сотруднику, стремящемуся добиться успеха в своей профессиональной деятельности. В современной деловой практике соседствуют две основные системы управления: корпоративная, формализованная, построенная по «жесткому» алгоритму иерархического подчинения, и индивидуалистская, неформальная, поощряющая творчество и внутреннюю свободу. Несомненно, что свободу в организационном взаимодействии необходимо рассматривать только как осознанную необходимость, а формальная структура (но не система управления) должна обеспечивать сбалансированное сочетание принципов коллегиальности и единоначалия в управлении, не допускать внутриорганизационного хаоса.
Как и на ранних стадиях развития цивилизации до настоящего времени многие виды трудовой деятельности практически в любой сфере человеческих отношений не создают чего-то радостного и светлого, несмотря на все попытки облегчения такого труда. Труд всегда был и по сей день остается связанным с определенным отношением к нему со стороны человека лишь через удовлетворение его потребностей. Потребность — это нужда в чем-либо объективно необходимом для возобновления жизнедеятельности и развития личности или социальной группы. Для удовлетворения потребностей большое значение имеют стимулы, которые побуждают к действию и являются причинами определенного поведения человека. Процесс использования различных стимулов в управлении социальным поведением человека называют стимулированием. Он является одним из важнейших средств, с помощью которого осуществляют мотивирование человека к определенным действиям.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью осуществления им определенных действий путем пробуждения в нем тех или иных мотивов (стимулов). Простота и прагматизм первоначальных концепций мотивации обеспечили им долгую жизнь в течение многих веков. Несомненно, что с годами они видоизменялись, но не настолько, чтобы учитывать современный уровень развития персонала и необходимость их дифференцированного применения. Одним из древнейших, но наиболее живучих оказался метод «кнута и пряника», известный еще из народных сказок: выполнишь качественно заданную работу — получишь «должность королевского зятя» и кучу добра в придачу (пряник), а при отсутствии положительного результата труда — голову с плеч долой (кнут). Модифицированный Фредериком Тейлором в начале XX столетия, этот метод остается наиболее актуальным в среде большинства российских предпринимателей.
Современная психология выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю мотивацию связывают с интересом к профессиональной деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, развить свои способности, умения и навыки. Внешняя мотивация обусловлена воздействием на человека внешних факторов, связанных с условиями оплаты труда, социальными гарантиями занятости, возможностями служебного продвижения и т.п. Внешние факторы оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Практика преуспевающих фирм свидетельствует, что управленческий опыт, созданный и сформированный в прошедший период, не только малоэффективен, но и тормозит их развитие. Жесткий алгоритм управления обречен, а на его смену приходит гибкое руководство, умело сочетающее использование всей системы факторов, которые одновременно влияют как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию персонала [4, 147].