Современное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность по управлению персоналом состоит в том, что без персонала нет и не может быть организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности — это заслуга и достояние персонала.
Управление в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.
Целью курсовой работы является изучение состояния, тенденции и изменения современного управления.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……….......3
Глава 1. Общественная характеристика современного управления….…........6
1.1. Сущность современного управления организацией…………………........6
1.2. Состояние современного управления организацией………...………........8
Глава 2. Особенности организации как функции управления
на современном этапе.........................................................................15
2.1. Понятие и основные функции организации...........................................15
2.2. Организация на современном предприятии.........................……...........21
2.3. Руководство и мотивация.......................................…………………........27
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы………………………………………...…..........................33

Вложенные файлы: 1 файл

Современное управление, состояния, тенденции.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Руководство — это всегда власть, реальное возвышение над другими людьми, в чем и заключается его притягательная сила как для личности, незаурядной по природным данным и благородству намерений, так и для «недоброкачественных» натур. Для первой категории руководителей управленческая деятельность представляет собой деловую сферу своей личностной самореализации, эффективный фактор проявления своей общественной полезности. Для второй — обладание властными полномочиями не более чем счастливая возможность покомандовать людьми и, как  правило, компенсация неудовлетворенного тщеславия.

Эффективное функционирование любой организации зависит от правильного распределения властных полномочий в организационной структуре. Объем властных полномочий руководителя определяется его должностными правами и обязанностями, которые должны обеспечивать реальность выполнения профессиональных функций руководителя.

Власть и властные отношения  в организации тесно связаны  с лидерством — способностью эффективно использовать все имеющиеся источники  власти для достижения целей социальной группы или организации в целом. В социально-экономических системах, примером которых является хозяйственный субъект — организация, властные отношения не ограничиваются отношениями формального руководства и подчинения, а выступают в форме социальных зависимостей. Каждый человек в социальной группе в чем-то ограничивает свободу поведения остальных участников трудового процесса. Он обладает возможностью влиять на свое социальное окружение не только через систему формальных властных отношений, но и через свои личностные качества: компетентность, профессиональную подготовку, жизненный опыт и т.п.

Формальное лидерство закрепляют организационные источники власти, которые могут, но не всегда, подкрепляться  личностными. Принцип единоначалия в руководстве совместной деятельностью всегда неразрывно связан с процессами групповой  самоорганизации. Каждый трудовой коллектив обладает своеобразной структурой неформальных межличностных взаимоотношений, и установленные в формальных организационных структурах нормативные властные отношения дополняются (или вытесняются) сложными социально-психологическими взаимозависимостями. С формальным руководством в малых социальных группах соседствует, а зачастую превалирует, неформальное лидерство. С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к установлению и поддержанию эталонов приемлемого группового поведения и мотивации поведения каждого члена группы следовать ее правилам. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально – психологическом плане эффективным средством воспитания.

Таким образом, с руководством связаны административные функции единоначалия, а с лидерством — психологическое влияние авторитетного лица в группе. Наибольшей эффективности руководства соответствует признание в группе личностных лидерских качеств руководителя, подкрепленное формальными организационными источниками власти по должности.

Успех руководителя в управлении во многом зависит от того, насколько  он склонен делиться властными полномочиями с другими, что находит отражение  в избранном им стиле руководства. В зависимости от степени внимания к производственным и социальным проблемам персонала различают: либеральный, демократический, организаторский, автократический и компромиссный стили руководства. В предрасположенности к какому-то из перечисленных стилей явно просматриваются менталитет и характер руководителя, его управленческий опыт, реальные условия функционирования возглавляемого им хозяйственного субъекта.

Общепризнанно, что национальный и региональный менталитеты —  это важнейший фактор, влияющий на форму, функции и структуру управления. В определениях менталитета —  «совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации», «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах» , «определенное социально - психологическое состояние субъекта — нации, народности, народа и его граждан, — запечатлевшее в себе (не в «памяти народной», а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета», прослеживается не только психологическая, но и социально-психологическая природа менталитета. Проявление биопсихологической программы поведения людей оказывает существенное влияние на управление. «Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Даже в одиночестве он руководит своими действиями, поступками, исходящими подсознательно к его ментальности». Отсюда следует, что управление — это форма проявления внутренних глубинных социально-психологических программ, заложенных в человеке, а менталитет — это всеобщая основа поведенческого менеджмента.

Наличие соответствия между  менеджментом и менталитетом не отрицает противоречий между ними. Закон соответствия менеджмента менталитету гласит, что определенной ментальности, каждой конкретной черте национального характера соответствуют адекватные формы, виды и системы менеджмента. Мировая практика управления выделяет как ярко выраженные специфические американскую, западно - европейскую и японскую модели менеджмента. Российской ментальности свойственно противоречивое двойственное проявление одновременно принципов коллективизма и индивидуализма, что ставит ее в промежуточное положение между крайними точками американского индивидуализма и японской психологии группизма. В российской практике в одном трудовом коллективе соседствуют догматизм и стремление к новому, аскетизм и мотовство, воинствующий атеизм и огромная набожность. Российский рыночный менеджмент находится в стадии становления, но основными тенденциями развития российской ментальности следует считать движение в сторону развивающегося индивидуализма, углубленную ориентацию на личность, учет индивидуального вклада в совместную деятельность с соответствующим индивидуальным вознаграждением [4, 149].

Управленческая  деятельность, как никакая другая, способствует тем, кто ей занимается профессионально, воплощению в жизнь своих амбиций и намерений. Эта деятельность присуща неординарным личностям, которые обладают наибольшими способностями и волей к самореализации. Это объясняет тот факт, что, несмотря на постоянно возрастающую профессиональную востребованность управленческого персонала, существует ярко выраженный дефицит истинно талантливых руководителей. Способности к управленческой деятельности проявляются в физических, душевных, интеллектуальных и волевых качествах человека. Руководитель должен обладать хорошими физическими данными и поддерживать их на определенном уровне. Душевность руководителя — это способность сострадать и сопереживать, прислушиваться  к голосу совести.

Интеллектуальные  данные проявляются в  мышлении, памяти и воображении. Волевой потенциал воплощается  в способности взять на себя ответственность за возложенные властные полномочия.

Информационной  базой, способствующей развитию интеллектуальных качеств, является культурная образованность, как основа антропологических знаний. По утверждению Н.Г. Чернышевского человек действительно образован, если обладает тремя качествами: обширными знаниями, привычкой мыслить и благородными чувствами. Антропологические знания строятся на системе гуманитарных, естественнонаучных, политико-экономических, художественных и иных представлений, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и развивающегося феномена в  разнообразных социальных формах жизнедеятельности и взаимодействии с природной средой. Подготовленность руководителя к использованию систематизированных и адаптированных к управленческой деятельности антропологических знаний определяет его человековедческую компетентность. Она ориентирована на умственное совершенство руководителя, на воспитание уважительного отношения к персоналу. По мнению М. И. Туган Барановского социальным идеалом цивилизованного общества является такое его состояние, при котором ничья личность не приносилась бы в жертву интересам других. Именно на таких позициях должна строиться профессиональная логика управленческой деятельности [6, 36].

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  КАК  ФУНКЦИИ  УПРАВЛЕНИЯ  НА  СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

2.1.  Понятие  и  основные  функции  организации

 

Управление – это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.

Качество  эффективного управляющего:

– знание теории;

– обладание  энергией, здоровой психикой;

– умение применять знания;

– желание  эффективно управлять.

Менеджмент – управление в условиях рыночной  экономики означает:

-  ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;

-  стремление к повышению эффективности производства;

-  хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;

-  постоянная корректировка целей и программ в зависимости от

   состояния рынка;

-  конечный результат деятельности выявляется на рынке в

   процессе обмена;

-  необходимость использования современной техники при принятии

   решений.

Сущность  управления – установление и поддержание согласованности взаимодействия людей,  участвующих в  едином процессе.

Управление – это процесс планирования, организации,  мотивации  и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации  [7,  48].

Управление – процесс  перевода  (преобразования)  системы  (объекта)

из исходного состояния в желаемое.

Цели - это  конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными (исходя из возможностей самой  фирмы) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

Общие цели – вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.

Конкретные  цели - определяются сферой и характером бизнеса.

Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная  значимость, степень ориентированности  на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.

Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и  текущих установок.

Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями.  В процессе планирования руководство организацией  разрабатывает  цели и сообщает их членам организации. Этот процесс не имеет односторонней направленности т.к. в выработке тактических целей принимают  участие  все члены  организации.

Функции управления – это  конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ. Общие, или универсальные, функции присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность  на  ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения  результата.  Общие  функции: целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование), стимулирование, контроль  (учет, анализ деятельности).

Целеполагание – выработка основных и перспективных целей.

Планирование - выработка  направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие  конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей  [9,  56].

Организация - это процесс  установления порядка и последовательности в пространстве и времени целенаправленного  взаимодействия частей системы  для  достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами  и средствами  с наименьшими затратами.

Координирование - уточнение  характера действия исполнителей.

Регулирование - выполнение мероприятий  по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

Стимулирование - разработка и использование  стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному  труду.

Контроль  – наблюдение ходом происходящих процессов в  управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление

отклонений.

Учет  деятельности - регистрация, группирование данных объекта.

Анализ  деятельности – это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов  [9,  68].

Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство  товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов  [15,  82].

Однако  несмотря на все разнообразие, для  всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. В 1916 г. А. Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных  функции управления: 

Информация о работе Современное управление