Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 00:38, курсовая работа
Актуальность по управлению персоналом состоит в том, что без персонала нет и не может быть организации, а успехи ее финансово-хозяйственной деятельности — это заслуга и достояние персонала.
Управление в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами.
Целью курсовой работы является изучение состояния, тенденции и изменения современного управления.
Введение……………………………………………………………...……….......3
Глава 1. Общественная характеристика современного управления….…........6
1.1. Сущность современного управления организацией…………………........6
1.2. Состояние современного управления организацией………...………........8
Глава 2. Особенности организации как функции управления
на современном этапе.........................................................................15
2.1. Понятие и основные функции организации...........................................15
2.2. Организация на современном предприятии.........................……...........21
2.3. Руководство и мотивация.......................................…………………........27
Заключение………………………………………………………………….......31
Список литературы………………………………………...…..........................33
1. Функция планирования, состоящее в выборе целей и плана действий по их достижению.
2. Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними.
3. Функция руководства, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей.
Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к
большему количеству функций современного предприятия (Таблица 1).
Принципы осуществления функций управления
1. Специализация исполнителей.
2. Ритмичность управленческой деятельности. Управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования.
3. Непрерывность управленческой деятельности. Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме.
4. Прямоточность. Должна осуществляться по наикратчайшему и оптимальному маршруту.
5. Качественная и количественная пропорциональность частей системы
управления.
Таблица 1
Функции современного предприятия
ФУНКЦИИ |
ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕСУРС |
Планирование Маркетинг Предпринимательство Финансы Организация Производство Инновация Информация Социальное развитие |
Время Потребитель Бизнес Деньги Люди Технология Идеи Данные Культура |
6. Регламентация деятельности. Установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником.
7. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления.
8. Единоначалие. Руководитель отвечает за результаты работы.
9. Единство распорядительства. Работник получает указание от одного лица.
10. Сочетание централизации и децентрализации. Сочетание функций и полномочий.
11. Делегирование. Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.
12. Сочетание власти и полномочий.
Применительно к управлению функция организация представляет собой процесс: 1
а) закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом фирмы;
б) построение организационной структуры системы управления фирмой;
в) создания в целом работоспособной фирмы как системы;
г) формирования устойчивой совокупности всех сторон деятельности фирмы (технической, технологической, экономической, финансовой).
Последовательность осуществления функции «организация»:
1. Определение целей и задач совместной деятельности людей.
2. Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей.
3. Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения.
4. Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей.
5. Установление между людьми организационно-экономических отношений.
Задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями предприятия, действующими как единое целое, но для того, чтобы эта программа была успешной руководству предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект – как правильно и наиболее эффективно скоординировать работу всех элементов такого сложного механизма, как бизнес [14, 96].
Не менее важно представлять, что понимается под организацией. Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
- ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями: инспекторами-контролерами и другими служащими;
- формальных взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.
Организацией также часто называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой целостный организм.1
Существуют три главных этапа в построении любой организации:
- определение характера выполняемой работы;
- распределение работы между отдельными позициями управления;
- классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления [12, 55].
Для эффективной работы организации важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия, а также их взаимоотношение.
2.2. Организация на современном предприятии
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед современными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В связи с этим важен вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизацию человеческого фактора [17, 64].
Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личность работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности производства [17, 64].
В то время как задача претворения в жизнь разработанной и принятой к исполнению стратегии стоит перед всеми подразделениями современного предприятия, действующими как единое целое, совершенно
ясно, что руководству (менеджменту) предприятия предстоит тщательно продумать организационный аспект — как правильно и наиболее эффективно скоординировать работу всех элементов такого сложного механизма, как бизнес.
К понятию «организация» можно подходить с двух точек зрения: структурной и поведенческой [15, 84].
При структурном подходе мы рассматриваем организацию как таковую, способы распределения производственных обязанностей и то, каким образом передаются полномочия в рамках организации.
При поведенческом подходе в центре исследования находится человек. Независимо от того, насколько тщательно продумана структура организации, деятельность будет определяться в первую очередь людьми, входящими в состав этой организации, их способностями и мотивацией к труду.
Организационные функции генерального менеджмента предприятия включают:
- непосредственно организационную функцию, то есть формирование наиболее приемлемой организационной структуры в соответствии со стратегией деятельности компании, причем каждый служащий компании должен наилучшим образом отвечать предъявляемым к нему производственным требованиям;
- управление, то есть управление деятельностью компании, реализацию планов, преобразование последних в производственные обязанности для среднего и низшего звена служащих и других работников компании, стимулирование качественного выполнения работы. Следует отметить, что одной из проблем управления является умение выбрать правильный стиль руководства;
- контроль, то есть обеспечение надлежащего выполнения работы всеми элементами организационной структуры. Системы контроля служат для измерения качества и количества проделанной работы. Главным элементом функции контроля является наличие обратной связи между получаемой информацией о результатах работы и соответствующими планами, стандартами, нормами, с тем, чтобы отклонения были проанализированы и устранены;
- координацию, то есть объединение в единое целое всех усилий каждого элемента организации. Техническими приемами координации являются соблюдение бюджета, регулярное проведение совещаний, конференций, заседаний комиссий. Надлежащее осуществление координации предполагает наличие развитой системы связи.
Менеджмент на уровне отдела (подразделения). Специфическая роль этого вида менеджмента будет рассмотрена позднее. На этом этапе отметим лишь его составляющие, к которым относятся: постановка задач и целей на уровне отдела в соответствии с общими задачами и целями корпорации; организация работы отдела (создание структуры, распределение обязанностей, урегулирование конфликтов); управление производственной деятельностью по выполнению плана, стимулированию качественной работы сотрудников отдела, координация производственного процесса в рамках отдела, обеспечение надлежащей связи [11, 73].
Процесс менеджмента. Очевидно, что единственная существенная разница между генеральным менеджментом и менеджментом на уровне подразделений заключается в масштабах, пределах полномочий, ответственности и степени детализации. Процесс менеджмента включает в себя осуществление всех вышеупомянутых функций и может выполняться любым членом данной организации в пределах своей компетенции. Функции менеджмента могут выполняться инспектором (контролером), мастером (бригадиром), то есть теми, кого мы обычно не
называем менеджерами. Однако им все же приходится быть менеджерами на своем, пусть и невысоком уровне.
Важно представлять, что понимается под организацией современного предприятия.
Есть, к примеру, следующее определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, которая заключается в решении вопросов формирования структуры, касающихся:
- ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами): инспекторами - контролерами и другими служащими;
- формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.
Необходимо усвоить и нашу трактовку следующих слов и выражений, используемых в данной области:
«Организовать» — значит спланировать и определить т е функции и действия, которые необходимы для выполнения той или иной работы, а также объединить эти функции и действия в рамках группы, сектора, отдела, подразделения [10, 55].
«Организационное взаимодействие». Если исходить из того, что менеджмент в целом распадается на отдельные позиции менеджмента в рамках структуры, то те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться организационным взаимодействием.
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.
Менеджмент осуществляет свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации.
Организационная структура — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.