Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить понятие и сущность принципов менеджмента;
- рассмотреть понятие о принципах управления и их особенности;
- изучить классификацию принципов управления в системе школ управленческого менеджмента;
Введение
Представления о роли и
месте управления организацией, о
содержании управленческой деятельности,
методах и принципах её осуществления
неоднократно претерпевали существенные
изменения с тех пор, как управление
стало рассматриваться как
Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления, а также новые подходы к осуществлению управления знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике менеджмента. В курсовой работе будут рассматривать только те подходы и учения об управлении, которые широко известны и приняты в большинстве стран мира.
Система управления опирается
на выработанные и обоснованные методы
и принципы. Что такое принципы
управления и можно ли в современном
производстве обойтись без них? Ведь
в прошлом, не зная ни о каких принципах,
люди успешно вели свою хозяйственную
деятельность. Здесь нужно отметить,
что в своей деятельности люди
всегда руководствовались
Актуальность темы связана
с тем, что в современных условиях,
не опираясь на досконально обоснованные
и проверенные практикой
Целью работы является изучение теоретических основ принципов менеджмента для их применения в управлении современной российской организацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- определить понятие и сущность принципов менеджмента;
- рассмотреть понятие о принципах управления и их особенности;
- изучить классификацию принципов управления в системе школ управленческого менеджмента;
- рассмотреть современные общие и частные принципы управления организацией.
- изучить выполнение принципов управления на примере общества с ограниченной ответственностью «АМИТ-1»
При написании данной работы была использована специальная литература, которая способствовала раскрытию материала.
1. Понятие и сущность
принципов менеджмента в
1.1 Понятие принципов управления и их особенности
Менеджмент - это концепции управления, в которой приоритет отдаётся экономическим интересам, ведущую роль играют экономические методы управления людьми. Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что, прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления — его принципы.
Само слово «принцип»
происходит от латинского «principium» –
начало, основа. В принципах обобщаются
все известные современной
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления — человека также строится на определённых принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали.
Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познаётся через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие [1; 45].
В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач [4; 31].
Важно выделить два момента:
1) принципы формулируются
на основе законов и
2) принципы имеют смысл только в том случае, если на их основе организация может достигать своих целей [5;122].
На содержание принципов управления оказывают существенное влияние не только известные современной науке законы управления и накопленный опыт. К факторам, определяющим принципы менеджмента можно отнести и существующие на данный момент времени способы осуществления производственной деятельности, форма собственности на средства производства, а также социально-культурные факторы.
Принципы управления представляют собой его основные начала, вытекающие из отношений управления. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.
Однако не следует забывать,
что хотя принципы менеджмента и
содержат наиболее общие положения
теории и практики управления, их нельзя
считать непреложными и универсальными.
В современном менеджменте
Таким образом, искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: её структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.
1.2 Классификация принципов управления в системе школ управленческого менеджмента
В результате развития науки управления за сто с небольшим лет возникло несколько различных подходов, которые составляют сегодня современную теорию менеджмента. Первоначальное формирование науки об управлении организациями происходило в рамках четырёх школ «школ управления»: научного управления, административной, человеческих отношений и количественной. Далее последовательно возникали процессный, системный и ситуационный подходы.
1. Школа научного управления - Г.Форд, Ф.Тейлор. Создатели школы считали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции рыночного труда. Первой фазой методологии данной школы были анализ содержания работы и определение её основных компонентов. Это направление характерно на базе рационализации, типизации и конвейеризации [2; 70].
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
- разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
- абсолютное следование разработанным стандартам;
- подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
- оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
- использование функциональных
менеджеров, осуществляющих контроль
по специализированным
- поддержание дружеских
отношений между рабочими и
менеджерами с целью
Отношение к человеческому
фактору. Для этой школы характерно
систематической использование
стимулирования работников с целью
заинтересовать работников в увеличении
производительности труда. Предусматривалась
возможность перерывов в
2. Административная школа управления (классическая). - Анри Файоль (1920-1950 гг.)
Цель школы: создание универсальных принципов управления, следование которым приведёт организацию к успеху.
Принципы управления Файоля:
- разделение труда. Целью разделения является выполнение работы большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях;
- полномочия и ответственность. Ответственность нацелена на выполнение, а полномочия дают право отдавать приказ;
- дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
- единоначалие;
- подчинённость личных интересов общим;
- централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
- вознаграждение персонала;
- порядок;
- инициатива персонала;
- корпоративный дух (преданность организации);
- единство направления.
Каждая группа, действующая
в рамках одной цели, должна быть
объединена единым планом и иметь
одного руководителя. Аналогичные принципы
были сформулированы в тот же период
Лениным в книге «Очередные задачи
советской власти». Главное отличие
Ленинских положений
3. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (бихевиоризм) (1930-1950 гг.). Несмотря на развитие школы научного управления и классической школы, такой элемент эффективной организации, как человеческий фактор был не полностью осознан. В ответ на это зародилось движение за человеческие отношения. Представители: Элтон Мейо, А. Маслоу. Мейо, проводя эксперимент, обнаружил, что чётко разработанные производственные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Понять причины этого явления помогли исследования А. Маслоу:
- физиологические потребности (вознаграждения);
- безопасности (охрана труда);
- принадлежности (к определённому кругу);
- признание (оценка общества);
- самореализация (идеи).
4. Современная школа менеджмента.
а) Школа науки управления
(1950-1990 гг.) базируется на теории принятия
решений. Формирование школы связано
с возникновением кибернетики и
исследований операций. По своей сути
исследования операций - это применение
методов научного исследования к
операционным проблемам организации.
После постановки проблемы группа специалистов
разрабатывает модель ситуации. Модель
- это форма представления