Состояние российского рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:54, курсовая работа

Краткое описание

При написании курсовой работы по выше указанной теме, было поставлено достижение следующей цели: изучить проблему и специфику развития рынка сферы услуг. Следовательно, задачей исследования является рассмотрение:
- Особенностей и классификаций услуг, а также ее отличие от товара
- состояния российского рынка услуг.
В первой главе будут рассмотрены различные трактовки понятия услуги, также будут рассмотрены особенности услуг, отличие услуг от товаров и классификации услуг. Во второй главе пойдет речь об особенностях развития сферы услуг России, торговле услугами в России и об участии иностранных поставщиков в развитии отраслей услуг России.

Содержание

Введение
1. Сущность, особенности и классификация услуг
1.1 Понятие услуги и ее отличие от товара
1.2 Особенности услуги
1.3 Классификация услуги
2. Состояние российского рынка услуг
2.1 Особенности развития сферы услуг России
2.2 Торговля услугами в России
2.3 Участие иностранных поставщиков в развитии отраслей услуг России
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

развитие услуги.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Торговля услугами  в России

 

Сегодня, Россия – это страна с  динамично развивающейся экономикой. Область экономики, которая заслуживает  отдельного внимания – это транспортные услуги. Ведь, коммуникации не менее  важны для экономики, чем банковская система. Ведь по большей части, именно транспортные услуги определяют конечную стоимость того или иного товара. От того, сколько будет стоить его  доставка до конечной точки, напрямую зависит цифра, которая будет  стоять на ценнике, висящем на товаре. На сегодняшний день транспортные услуги – это не только перевозки пассажиров или грузов. Транспортные услуги – это любая операция, которая хоть и не входит в состав традиционного процесса перевозки, но целиком и полностью связана с подготовкой и проведением последнего.

Сегодня транспортные услуги включают:

  • Непосредственно перевозку пассажиров и грузов;
  • Все работы по погрузке-разгрузке;
  • Хранение грузов;
  • Обслуживание и подготовку всех средств перевозки;
  • Предоставление средств перевозки в аренду или напрокат;
  • Доставку отремонтированных или новых средств транспорта;
  • Все экспедиционные и транспортные услуги;
  • Некоторые транспортные услуги другого вида.

Несомненно, транспортные услуги в значительной степени и сегодня воплощаются  в жизнь в виде разного рода перевозок грузов. Причем перевозки, как правило, сопровождаются погрузкой-разгрузкой, экспедиционными услугами. Очень  часто в транспортные услуги включаются коммерческие, маркетинговые, услуги страхования.

Можно выделить целый ряд характеристик  понятия «транспортные услуги»:

  • Транспортные услуги не существуют вне процесса их предоставления, они не в состоянии накапливаться;
  • Продажа услуг заключена в фактической продаже трудового процесса, и, соответственно, качество услуг определено степенью качества труда;
  • Транспортные услуги представляют потребительскую стоимость лишь в определенном месте и направлении и в конкретный интервал времени, что делает значительно ограниченной возможность их замены на рынке услуг;
  • Транспортные услуги – это услуги, предваряющие или завершающие процесс материального производства;
  • Транспортные услуги обладают несомненным свойством уникальности для потребителя;
  • Услуга, осуществленная, не может быть повторена;

И в качестве заключения можно сказать следующее. Транспорт является важнейшей отраслью хозяйства, играя роль кровеносной  системы государства. Именно поэтому  транспортные услуги с каждым днем приобретают все большую значимость для всей жизни страны. Сегодняшние  транспортные услуги захватывают все  области жизни общества. И чем  качественнее и эффективнее будут  транспортные услуги, тем интенсивнее  будет развиваться все государство.[6, с. 672]

 

Таблица 2.1 – транспортные услуги в России, миллион рублей, значение показателя за год. [10]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

155775

205520

263909

330454

395902

487521

593255

720023

875013




 

Что же касается туристических услуг, то сегодня  на этом рынке наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристических агентств. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристическим сетям. Сетевые туристические агентства обладают преимуществом перед независимыми туристическими агентствами.

Основными из них являются:

- единая  торговая марка (бренд);

- единая  маркетинговая политика;

- передовая  технология в туризме;

- общая  рекламная политика;

- консолидированная  закупочная и ценовая политика;

- единое  информационное пространство;

- уникальная  идея.

В результате анализа мониторинга экономической  ситуации России, подготовленном Министерством  экономического развития и торговли РФ, объем туристических услуг  с января по сентябрь 2007 года вырос  на 19% - до 33,2 млрд. рублей. По оценкам  экспертов, доля российского рынка  от общемирового рынка туристических  услуг составляет 3%. Аналитики сходятся во мнении, что туристический рынок  России и стран СНГ растет намного  быстрее, чем экономика страны в  целом. По экспертным оценкам специалистов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel and Tourism Council, WTTC)в ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной. Если рассмотреть динамику российского туризма, то можно увидеть, что в 2006 году туристический поток из России увеличился на 16% и достиг 6,6 млн. человек, а в 2007 году вырос еще на 3,5% до 6,8 млн. человек.

При этом потребляют данные услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего  влияния на приобретение путевок  и туров. Кроме того, увеличился интерес  зарубежных туристов к посещению  России. Так, количество въехавших туристов за I полугодие 2006 года выросло по сравнению с соответствующим периодом 2005 года на 10,8%. Расходы на поездки за рубеж при этом увеличились почти на 12%.[8]

 

Таблица 2.2 – туристические услуги в России, миллион рублей, значение показателя за год. [10]

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

10639.3

13957.6

15156.8

18251.2

23766.6

33848.8

45312

53863.3

72975.5




 

2.3 Участие иностранных  поставщиков в развитии отраслей  услуг России

 

В отличие от рынка товаров, где  либерализация может стать причиной достаточно ощутимого ущемления  национальных интересов в отдельных  отраслях, либерализация в сфере  услуг предполагает не просто расширение иностранного участия, но и фактически создает в силу специфики способов торговли услугами условия для устранения административных барьеров для входа  на рынок всех его участников, в  том числе и представителей его  национального сегмента. Это, в свою очередь, создает условия для появления на рынке новых поставщиков услуг, создания новых рабочих мест, роста профессионализма российских специалистов и в конечном итоге развития эффективной конкуренции. Такие условия позволят удовлетворить потребности предприятий и населения в разнообразных услугах высокого качества при одновременном снижении затрат на их приобретение. «Торговля услугами путем коммерческого присутствия иностранных поставщиков на территории страны» (в терминологии ГАТС (генеральное соглашение по торговле услугами)), являющаяся одной из основных форм доступа на рынок поставщиков услуг, представляет собой вложение инвестиций. Если либерализация торговли товарами ведет к частичному замещению отечественных товаров на российском рынке продукцией иностранных производителей, то при либерализации коммерческого присутствия иностранцев на российском рынке услуг происходит рост объема услуг, производимых в России, с использованием имеющихся в России материальных и интеллектуальных ресурсов.

Очевидно, что если Россия станет развивать  рынок услуг, опираясь исключительно  на национальные ресурсы или с  минимальным допуском иностранных  поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг  в стране будет неизбежно отставать  от международного уровня. Это негативно  скажется на динамике экономического роста, и не будет соответствовать  интересам российских потребителей. В то же время, Россия заинтересована в создании благоприятных условий  для выхода отечественных поставщиков  на мировой рынок, что будет достигнуто в более полной мере в случае членства в Всемирной Торговой Организации.

Одновременно с пониманием выгод  от движения в сторону либерализации  российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного  протекционизма российских поставщиков  услуг, уровень конкурентоспособности  которых в ряде секторов (транспорт, страхование, банковская сфера, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд  деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных  поставщиков.

До 90-х гг. коммерческое присутствие  иностранных поставщиков услуг  допускалось только в форме представительств, без права осуществления коммерческих операций на территории нашей страны. То есть, за исключением отдельных случаев, иностранные компании не могли оказывать услуги. В то же время, существовавший лимит на выезд отечественных граждан за границу наряду со строгой системой валютного контроля значительно ограничивали возможности потребления физическими лицами услуг за рубежом.

Открытие  российского рынка услуг привело  к существенной активизации деятельности иностранных поставщиков в различных  секторах услуг. Особенно заметно иностранное присутствие в новых областях, связанных с предоставлением деловых услуг (консалтинг, аудит, юридические и бухгалтерские услуги, реклама и компьютерные услуги), что связано с возрастающей потребностью развивающейся экономики России в подобной деятельности и в то же время с недостаточно накопленным опытом российских поставщиков в этих сферах. Интерес иностранных поставщиков к России проявляется также на рынках традиционных и ключевых секторов экономики услуг, которые относятся к перспективным и прибыльным сегментам мирового рынка услуг: банковская сфера и страхование, транспорт и телекоммуникации, торговля и общественное питание, туристическая индустрия и здравоохранение.

Чрезмерная защита слабых национальных производителей в России в современных  условиях приводит к замедлению развития соответствующих отраслей, консервирует их «недоразвитость» и общую технологическую  отсталость, затягивает прогрессивные  изменения, что не отвечает интересам  общества в целом. В то же время, в  отдельных ключевых отраслях услуг  российские поставщики заметным образом  вытесняются иностранными участниками (в области международных автодорожных и морских перевозок, в строительстве, страховании, в сфере общественного  питания, в отдельных подсекторах сектора связи), что требует продуманной стратегии дальнейшего развития.

Одновременно  благодаря комбинации сравнительно низких цен, роста профессионализма и предприимчивости, российские производители, несмотря на наплыв в ряд секторов услуг мощных иностранных конкурентов после либерализации внешней торговли, смогли закрепиться на многих рынках, а после кризиса 1998 г. даже расширить свое присутствие (розничная торговля, реклама, аудиторские, консультационные услуги, компьютерные услуги, туризм).

Благодаря притоку иностранного капитала российский бизнес получает крайне необходимые  для развития финансовые ресурсы  и, что не менее важно, передовые  технологии, эффективные методы реализации услуг и управления; приобщается  к высокой культуре деловых отношений  и обслуживания клиентов.

В целом  в России созданы достаточно привлекательные  условия для вложения иностранных  инвестиций. Однако за последнее десятилетие  поток прямых иностранных инвестиций в Россию оказался меньше, чем можно  было бы ожидать. Так, в 2007 г. объем иностранных инвестиций составил 10,96 млрд. долл. США (из них 4,43 млрд. – прямые инвестиции), из них на услуги приходится около 50%. Общий эффект иностранных инвестиций с позиций интересов страны положителен: в результате ускорилось создание целого ряда новых услуг, произошла модернизация традиционных видов услуг. [3]

Таким образом, с начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок  услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  в целом индустрии развлечений.

Сегодня, Россия – это страна с динамично  развивающейся экономикой. Область  экономики, которая заслуживает  отдельного внимания – это транспортные услуги. На сегодняшний день транспортные услуги – это не только перевозки  пассажиров или грузов. Транспортные услуги – это любая операция, которая хоть и не входит в состав традиционного процесса перевозки, но целиком и полностью связана  с подготовкой и проведением  последнего. Сегодняшние транспортные услуги захватывают все области  жизни общества. И чем эффективнее будут транспортные услуги, тем интенсивнее будет развиваться все государство.

Что же касается туристических услуг, то сегодня  на этом рынке наблюдается тенденция сокращения количества туристических агентств. Туристический поток из России постоянно увеличивается и интерес зарубежных туристов к посещению России.

Если Россия станет развивать рынок  услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным  допуском иностранных поставщиков  на свой рынок, то качественный уровень  развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно  скажется на динамике экономического роста, и не будет соответствовать  интересам потребителей. Россия заинтересована в создании условий для выхода поставщиков на мировой рынок, что  будет достигнуто в более полной мере в случае членства в Всемирной Торговой Организации.

Информация о работе Состояние российского рынка услуг