Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 10:20, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: В последнее время в России постепенно повышается интерес к социальной ответственности бизнеса. Еще несколько лет назад на фоне глобальных реформ, жесточайшего экономического кризиса и периода первичного накопления капитала, взаимоотношение бизнеса и государства носили сложный, бессистемный характер, а под социальной ответственностью понималась благотворительная деятельность отдельных представителей делового сообщества.
С большой долей уверенности можно утверждать об упрочнении российской экономики и становлении цивилизованных отношений между обществом, государством и бизнесом. В стране постепенно меняются приоритеты. Для того чтобы быть по-настоящему современной компанией уже недостаточно постоянно наращивать прибыль, честно оплачивать налоги и заработную плату. Компании, стремящиеся занять твердое положение в российском обществе, постепенно приходят к пониманию того, что декларируемые ранее намерения о социальной ответственности действительно становятся важной управленческой категорией, обеспечивающей высокую деловую репутацию, рыночную привлекательность, а так же расширенные возможности доступа к капиталу. Вместе с тем, социальная ответственность – это еще и ответственность за формирующуюся социальную среду, моральный климат, нравственность общества. Это ответственность перед настоящим и будущим. Поэтому, осознавая свою общественную роль, компании, как социально ответственные субъекты, должны сегодня действовать таким образом, чтобы не повлечь социальный взрыв в будущем.
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы: В последнее время в России постепенно повышается интерес к социальной ответственности бизнеса. Еще несколько лет назад на фоне глобальных реформ, жесточайшего экономического кризиса и периода первичного накопления капитала, взаимоотношение бизнеса и государства носили сложный, бессистемный характер, а под социальной ответственностью понималась благотворительная деятельность отдельных представителей делового сообщества.
С большой долей уверенности можно утверждать об упрочнении российской экономики и становлении цивилизованных отношений между обществом, государством и бизнесом. В стране постепенно меняются приоритеты. Для того чтобы быть по-настоящему современной компанией уже недостаточно постоянно наращивать прибыль, честно оплачивать налоги и заработную плату. Компании, стремящиеся занять твердое положение в российском обществе, постепенно приходят к пониманию того, что декларируемые ранее намерения о социальной ответственности действительно становятся важной управленческой категорией, обеспечивающей высокую деловую репутацию, рыночную привлекательность, а так же расширенные возможности доступа к капиталу. Вместе с тем, социальная ответственность – это еще и ответственность за формирующуюся социальную среду, моральный климат, нравственность общества. Это ответственность перед настоящим и будущим. Поэтому, осознавая свою общественную роль, компании, как социально ответственные субъекты, должны сегодня действовать таким образом, чтобы не повлечь социальный взрыв в будущем.
Бизнес и общество – это взаимосвязанные элементы единого целого. Реализуя свои главные экономические функции, компании напрямую затрагивают интересы, как отдельных общественных групп, так и общества в целом. В свою очередь здоровое и развитое общество является необходимым условием дальнейшего эффективного роста и процветания бизнеса. Все это обуславливает необходимость становления такого рода взаимодействия, в ходе которого бизнес должен оказывать максимально положительное воздействие на общество, не теряя при этом собственную экономическую эффективность. Вследствие чего возникает общая заинтересованность, как делового сообщества, так и государства и общества в определении роли бизнеса в нашей стране. Поскольку только консолидация усилий всех субъектов общественных отношений поможет решить социальные и экономические проблемы России. Причем очень важно, чтобы все члены данной системы действовали на паритетных началах, имели одинаковое представление о роли каждого из субъектов, а также использовали единые стандарты и критерии, в частности в отношении социальной ответственности.
В связи с этим возникает проблема определения социальной ответственности в современном обществе, а также ее формирования и реализациив практике управления современных организаций.
Таким образом, в рамках поставленной проблематики представляется важным систематизировать представленную информацию о социальной ответственности и на этой основе рассмотреть ее роль и значение в практике управления компанией.
Степень научной разработанности проблемы исследования: Анализ публикаций по данной тематике позволяет сделать вывод об относительной изученности различных аспектов проблемы социальной ответственности.
Предпосылки развития социально-ответственного бизнеса в России, а так же его основные направления проанализированы Ю.А. Афониным, И.Ю. Ильиной, Р.Н. Павловым, А. Владиславлевым, С.Е. Литовченко и М.И. Корсаковой, С.В. Ивченко, М.И. Либоракиной, Т.С. Сиваевой, А. Костиным, А.А. Нещадиными Н.И. Гориным, Е.К. Будкиной, Т.П. Зантарая и др[1].
Среди отечественных специалистов, исследовавших природу и специфику социально направленной деятельности предприятий, следует отметить Е. Благова, С. Перегудова, С. Туркина, Н.Н. Зарубину, Б.Л. Цветкову, А.А. Деревянченко,Г.Н. Бутыринаи др[2].
Также необходимо отметить работы В.С. Комаровского, Н.А. Волгиной, Ю.Ю. Петрунина и В.К. Борисова, О.В. Иншакова, Н.Н. Лебедевой и Н.Н. Набиева, П. Шихирева[3].
Несмотря на разработанность отдельных аспектов указанных выше проблем, можно отметить, что весь комплекс проблем представляет собой разрозненные направления изучения.
Объектом исследования является социально ответственная деятельность современных организаций.
Предметом исследования является динамика развития социальной ответственности менеджмента современных организаций.
Цель курсовой работы - раскрыть роль и место социальной ответственности в управлении современными организациями.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к пониманию природы и сущности понятия социальной ответственности.
2. Исследовать возникновение и развитие социальной ответственности в России.
3. Изучить составляющие социальной ответственности современных организаций.
4. Проанализировать социальную ответственность бизнеса в России и за рубежом на основе вторичных исследований.
5. Рассмотреть основные аспекты реализации социальных программ и определить приоритетные направления социальной ответственности современных организаций.
Теоретико-методологическая основа исследования основывается на разработках отечественных и зарубежных ученых о сущности, исторической типологии и основных положениях концепции социальной ответственности.
Эмпирической базой курсовой работы послужили аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, документы международных организаций, официальные статистические данные, нефинансовые отчеты российских компаний, информация, опубликованная на официальных интернет-сайтах российских и зарубежных компаний.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Одной из главных тенденций современного социально-экономического развития является социализация бизнеса, отчетливо прослеживаемая c начала 1990-x годов. Международная конференция по устойчивому развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, стала поворотным пунктом, зафиксировавшим новые требования со стороны мирового сообщества к корпорациям по повышению их социальной ответственности. Она явилась мощным импульсом активизации изучения роли крупных компаний в решении социальных проблем, a также разработки программных политических документов на корпоративном, национальном и международном уровнях, определяющих сферы социальной ответственности и социальные функции бизнеса.
Однако пока не найдены наиболее эффективные пути оптимизации отношений между бизнесом, государством и обществом. Более того, в научном сообществе нет единства в подходах к определению социальной ответственности бизнеса, что значительно затрудняет исследование этих процессов в современных условиях. Из всего многообразия существующих подходов к определению социальной ответственности бизнеса можно отметить концепцию «служения бизнеса обществу», теорию корпоративного эгоизма, теорию корпоративного альтруизма, теорию разумного эгоизма, теорию социально ответственного поведения, концепцию «компании собственников», концепцию «компании участников». Рассмотрим основные из данных концепций более детально.
Первой базовой интерпретацией концепции социально-ответственного бизнеса является так называемая теория корпоративного эгоизма. Она основывается на утверждении о том, что единственная ответственность бизнеса – это увеличение прибыли всех своих акционеров. Данная точка зрения была высказана Милтоном Фридманом в 1971 году. Он утверждал, что «существует лишь одна социальная ответственность делового мира –использовать свои ресурсы и заниматься деятельностью, направленной на увеличение прибыли, при условии соблюдения правил игры, то есть заниматься открытой свободной конкуренцией без обмана и мошенничества»[4].
Нам представляется, что трудно согласиться со сторонниками «экономизированной» концепции развития бизнеса в обществе, которые в противовес «социологизированному» пониманию роли бизнеса, руководствуются, прежде всего, принципами максимизации прибыли высокой производительностью труда как показателями успешного функционирования компании на рынке. При этом они подчеркивают, что данные показатели одновременно выполняют наиважнейшую социальную функцию, поскольку являются индикаторами эффективного распределения ресурсов и удовлетворения общественного спроса. Так, например, А. Гранов пишет «за социальную ответственность отвечает государство (для того и собирает налоги), бизнес же отвечает за свою собственность, за эффективность своих предприятий, вне которой степени за своих сотрудников и соблюдение законов. И когда государство пытается заставить бизнес отвечать за то, за что он отвечать не должен, оно фактически отказывается от исполнения своих непосредственных функций»[5]
Другой подход к феномену социальной ответственности бизнеса демонстрирует теория разумного эгоизма (enlightened seef – interest). Данная теория – одна из «центристских» теорий, базирующаяся на установке, согласно которой социально ответственный бизнес – это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает потери прибыли в долгосрочной перспективе. Расходуя средства на социальные и филантропические программы, корпорация уменьшает текущую прибыль, создавая благоприятное социальное окружение, что способствует получению устойчивых прибылей в будущем. Социально ответственное поведение дает возможность улучшить имидж корпорации отношения в коллективе, привлечь новых клиентов, увеличить объемы продаж продукции (услуг), повысить капитализацию компании. Таким образом, социально ответственное поведение позволяет корпорации укрепить свои позиции в плане выживаемости и устойчивости бизнеса.
Среди современных трактовок сущности социально ответственного бизнеса необходимо отметить позицию Лорда Холма и Ричарда Уитта, которые на всемирном бизнес-конгрессе за устойчивое развитие в докладе «M Good Business Sense» дали следующее определение социальной ответственности: «Корпоративная социальная ответственность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой вклад в экономическое развитие, в тоже время, улучшая как качество жизни своих работников и их семей, так и общества в целом»[6].
Эти и другие точки зрения отражают тот факт, что в настоящее время не существует единого общемирового определения корпоративной социальной ответственности.
В тоже время все представленные подходы едины в одном: корпоративная социальная ответственность – это ответственность компании перед всеми людьми и организациями, с которыми они сталкиваются в процессе деятельности и перед обществом в целом. Она является широким понятием, выходящим за рамки интересов акционеров и инвесторов и охватывает реализацию таких социально значимых проектов, как развитие трудового потенциала работников, охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, заботу об интересах местного сообщества.
При этом важно отметить, что компания, следующая принципамсоциальной ответственности, с одной стороны должна соблюдать все законодательно предусмотренные обязательства и правила, к которым можно отнести: производство качественных и безопасных для использования товаров и услуг, полную уплату всех видов налогов, выплату регулярной заработной платы своим работникам и внесение своего вклада в их социальное обеспечение, соблюдение законодательных норм в области охраны окружающей среды и требований государства к экологически чистому производству, обеспечение безопасности, здоровья и охраны труда своих работников, соблюдение норм трудового права и прав человека, предоставляемых Конституцией РФ; а с другой – принимать на себя дополнительные обязательства в сфере социальной политики, экономики и экологии, их превышающие.
Чернова Е.А. приводит следующее определение: социальная ответственность - деятельность, отражающая добровольное решение компаний брать на себя обязательства по реализации значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых содействуют развитию компании, повышая ее устойчивость в долгосрочной перспективе, улучшению ее репутации и имиджа, как социально ответственного субъекта, а так же развитию общества в социальной, экономической и экологической сферах[7].
Братющенко С.В. и Селиверстов Е.В. приводят следующую классификацию подходов к понятию социальной ответственности бизнеса. Авторы называют четыре основных подхода.
Первый подход состоит в том, что любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными: «в бизнесе нет места этике»[8]. Сторонники этой позиции убеждены, что бизнес играет исключительно экономическую роль, и долг менеджера состоит в том, чтобы с помощью производства конкурентоспособных товаров и услуг обеспечить акционеров наиболее высокими прибылями от их инвестиций[9].
Предприниматели считают, что не несут особых этических обязательств и ответственности за предотвращение чьего-либо ущерба или за продвижение тех, а не иных товаров и услуг. Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С точки зрения сторонников этой позиции ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью – т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.
Другую позицию можно охарактеризовать девизом «максимальная прибыль – единственная обязанность бизнеса»[10]. Сторонники этой позиции утверждают, что могут приступить закон ради пользы, например ради получения прибыли. Исходя из этого, менеджеры принимают решение соблюдать интересы собственников бизнеса, и именно это, а не предотвращение ущерба кого-либо или продвижение социально-ориентированных товаров и услуг определяет границы их этической ответственности. Таким образом, сторонники данного направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности, которая диктуется нормами взаимодействия профессионала и нанимателя. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.