Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа
В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.
Введение
1. Социальная ответственность в интересах бизнеса
1.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности
1.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе
2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе
2.1 Роль социально-ответственных фирм в развитии гражданского общества
2.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, в достаточно упрощенном виде под социальной ответственностью бизнеса понимается цепочка взаимоотношений между государством, обществом, профсоюзами и предпринимателями, обеспечивающая повышение уровня жизни общества, создание рабочих мест, производство товаров и услуг, востребованных в обществе. Причем взаимоотношений на всех уровнях - от федерального (общестранового) до регионального и местного.
Понятие корпоративной социальной ответственности подразумевает «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» (определение разработано Ведущим объединением корпораций США Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), занимающимся развитием и продвижением концепции корпоративной социальной ответственности).
Итак, согласно Business for Social Responsibility политика корпоративной социальной ответственности представляет собой взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях управления компанией и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности фирмы на внешнюю среду.
В целом можно сказать,
что во всем мире (и в России в
том числе) растет востребованность
международных стандартов в области
корпоративной социальной ответственности
См.: Баринов В.А.,Макаров Л.В.
Однако развитие бизнеса
в России сдерживается рядом политических,
экономических и социальных факторов,
одним из которых является недостаточное
взаимодействие между отечественными
компаниями и иностранными корпорациями,
работающими или
Для развития концепции
социальной ответственности в российском
бизнесе важным событием стала инициатива
ФКЦБ России по разработке и внедрению
в бизнес-среду Кодекса
Ключевыми областями, требующими приоритетных усилий со стороны российского делового сообщества в области применения социальной ответственности, являются следующие:
- разработка и распространение
методик, позволяющих на
- реализация эффективной
системы коммуникации и
- разработка критериев
и процедур объективного
В частности, когда говорят
о сотрудничестве бизнеса и власти,
нужно четко понимать, во имя чего
ставится этот вопрос. Было бы глубоко
неправильным усматривать здесь
только эгоистические мотивы: считать,
что бизнес хочет добиться от государства
привилегий, а государство, напротив,
хочет якобы «приручить»
Проблема социальной ответственности
- это проблема, которая позволит
в России найти общий язык между
бизнесом, властью, обществом, поставить
вопросы, которые давно назрели
и требуют своего разрешения. Это
также проблема и общего языка
российского бизнеса с
2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе
2.1 Роль социально - ответственных фирм в развитии гражданского общества
Функционирование фирм в обществе проявляется в выполняемых ими функциях: экономической, политической, социальной, юридической и других.
Целевой функцией фирм выступает экономическая, которая реализуется в обмене благами на рынке с целью максимизации прибыли. Политическая функция выражается в достижении и реализации рыночной власти. Социальная функция фирм заключена в производстве товаров и услуг, удовлетворении общественных потребностей качественными товарами и услугами, в соблюдении действующего законодательства, обеспечении общественной занятости, благотворительной деятельности и заботе об окружающей среде.
Юридическая функция определяет границы функционирования фирм в обществе, дееспособность которых ограничена документальным подтверждением. Таким образом, совершаемые действия на рынке или в социуме формализованы законами, нормами и правилами поведения.
Как результат, исходя из осуществляемых фирмами функций, возникает ответственность: обязанность нести последствия от совершаемых действий или наложенных предписаний. Исходя из этого, по характеру санкций за совершаемые действия можно выделить следующие виды ответственности: экономическую, политическую, социальную, юридическую и др.
С юридической точки зрения, ответственность подразделяется на позитивную и негативную Позитивная ответственность (перспективная) возникает из обязанности совершать полезные для общества функции. Негативная ответственность (ретроспективная) возникает в связи с совершением правонарушения. По субъектам можно выделить ответственность индивидуальную (граждан) и коллективную (юридических лиц) См.: Бочкарев, В. Г. Социальная ответственность бизнеса / В. Г. Бочкарев. - М. : ТЕИС, 2006. - 171 с..
Проявление социальной ответственности есть следствие реализации фирмами социальной и юридической функций. Это обусловлено социальной природой реализации хозяйственных отношений бизнесом в юридическом кон- тексте создания и функционирования фирм.
Первоначально социальная концепция устойчивого развития включает взаимодействие общества, природы и техники. Следовательно, в основе социальной ответственности лежит естественное и врожденное стремление человека к безопасности. «Под экономической безопасностью понимается состояние защищенности от потенциальных воздействий, стихийных бедствий и катастроф для окружающей природной среды, а также деятельность физических и юридических лиц, связанная с преднамеренными воздействия- ми на среду обитания» См.: Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев [и др.]. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - 49 с..
Таким образом, в стремлении к общественной безопасности открывается природа социальной ответственности фирм См.: Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М. : Ассоциация менеджеров, 2003. - 208 с.:
- производство необходимых обществу товаров и услуг в нужном объеме;
- удовлетворение общественных
потребностей качественными
- соблюдение действующих норм и правил налогообложения;
- обеспечение занятости
населения, проявляющегося в
- обеспечение общественного развития, проявляющегося в социальных инвестициях.
В реализации указанных
направлений социальной ответственности
фирмы заинтересованы экономически,
поскольку они позволяют
В экономической теории сформировались два основных направления в понимании социальной ответственности фирм.
Основоположником первого
подхода выступает
В рамках второго подхода практически значимые выводы были сформулированы Ф. фон Хайеком. Методология экономических исследований Ф. Хайека в области социальной справедливости (ответственности) базируется на двух категориях: свобода и ответственность. Свобода - средство развития, а справедливость - право на защиту собственности, невозможность покушений на свободу, обеспечивающаяся равенством ограничений См.: Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок / Фридрих А. Хайек. - М. : Изограф : Начала-Фонд, 2005. - 287 с..
Следовательно, деятельность
фирм в области социальной ответственности
должна определяться осознанием данной
необходимости собственниками бизнеса.
Таким образом, социальная ответственность
заложена в самой природе
Отличительная особенность корпорации по сравнению с фирмой - противопоставление себя другим социальным общностям, проявляющееся во власти, в степени воздействия на внешнюю среду и на поведение потребителей. «Чем крупнее фирма, тем большее место она занимает в своей отрасли, тем выше соответственно будет ее влияние на установление цен и издержек. И тем выше будет в целом ее влияние на потребителей, общество и государство, короче говоря, тем выше будет ее способность влиять на окружающую ее среду, то есть планировать ее» См.: Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества : пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт ; под общ. ред. Н. Иноземцева, Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1979. - 69 с..
Власть корпорации, как
правило, начинает проявляться в
фирмах, занимающих доминирующее положение,
которое позволяет
Тем не менее эффективный собственник стремится к реализации корпоративной социальной ответственности, которая позволяет фирме удерживать свою рыночную власть через создание положительного общественного имиджа корпорации и выпуск более качественной продукции с наименьшими издержками.
«Корпоративная социальная
ответственность - система добровольных
взаимоотношений между
«Корпоративная социальная
ответственность» является наиболее устоявшимся
термином в социологических
Таким образом, проявление
корпоративной социальной ответственности
- это процесс трансформации
Информация о работе Социальная ответственность фирмы и корпорации