Социальная ответственность фирмы и корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.

Содержание

Введение
1. Социальная ответственность в интересах бизнеса
1.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности
1.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе
2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе
2.1 Роль социально-ответственных фирм в развитии гражданского общества
2.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в достаточно упрощенном виде под социальной ответственностью бизнеса понимается цепочка взаимоотношений  между государством, обществом, профсоюзами  и предпринимателями, обеспечивающая повышение уровня жизни общества, создание рабочих мест, производство товаров и услуг, востребованных в обществе. Причем взаимоотношений на всех уровнях - от федерального (общестранового) до регионального и местного.

Понятие корпоративной социальной ответственности подразумевает «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде» (определение разработано Ведущим объединением корпораций США Business for Social Responsibility (Бизнес за социальную ответственность), занимающимся развитием и продвижением концепции корпоративной социальной ответственности).

Итак, согласно Business for Social Responsibility политика корпоративной социальной ответственности представляет собой взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях управления компанией и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности фирмы на внешнюю среду.

В целом можно сказать, что во всем мире (и в России в  том числе) растет востребованность международных стандартов в области  корпоративной социальной ответственности См.: Баринов В.А.,Макаров Л.В. Корпоративная культура организаций в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 2..

Однако развитие бизнеса  в России сдерживается рядом политических, экономических и социальных факторов, одним из которых является недостаточное  взаимодействие между отечественными компаниями и иностранными корпорациями, работающими или заинтересованными  в работе на российском рынке. Важнейшим  препятствием на пути полноценного вхождения  российского бизнеса в международное  деловое сообщество является отсутствие согласия в том, каковы этические  принципы современного бизнеса и  в чем заключается корпоративная  социальная ответственность.

Для развития концепции  социальной ответственности в российском бизнесе важным событием стала инициатива ФКЦБ России по разработке и внедрению  в бизнес-среду Кодекса корпоративного поведения. Проект Кодекса широко обсуждался как бизнес - сообществом, так и  представителями государственных  органов, международных организаций. В ноябре 2001 г. проект Кодекса обсуждался на заседании Правительства РФ и  был рекомендован к практическому  внедрению.

Ключевыми областями, требующими приоритетных усилий со стороны российского  делового сообщества в области применения социальной ответственности, являются следующие:

- разработка и распространение  методик, позволяющих на практике  внедрять и реализовывать управление  социальной ответственностью компании  для обеспечения взаимных преимуществ  бизнеса и общества;

- реализация эффективной  системы коммуникации и продвижения  социальной роли компаний;

- разработка критериев  и процедур объективного признания  социальной роли бизнеса со  стороны общественных групп и  государства.

В частности, когда говорят  о сотрудничестве бизнеса и власти, нужно четко понимать, во имя чего ставится этот вопрос. Было бы глубоко  неправильным усматривать здесь  только эгоистические мотивы: считать, что бизнес хочет добиться от государства  привилегий, а государство, напротив, хочет якобы «приручить» бизнес. При этом не следует трактовать «социальную  ответственность» и как ответственность, к примеру, бизнеса перед государством. Это взаимодействие всех субъектов: общества, государства, бизнеса. И вопрос стоит так: только власть и бизнес, на всех уровнях объединившие свои ресурсы и амбиции, способны вывести  Россию на дорогу устойчивого развития, решить задачи социально-экономической  модернизации общества.

Проблема социальной ответственности - это проблема, которая позволит в России найти общий язык между  бизнесом, властью, обществом, поставить  вопросы, которые давно назрели  и требуют своего разрешения. Это  также проблема и общего языка  российского бизнеса с международным  бизнесом, которые не могут понять друг друга в силу различных стандартов ведения и построения дела.

 

2. Социальная ответственность  корпорации, фирмы в современном  обществе

2.1 Роль социально - ответственных  фирм в развитии гражданского  общества

Функционирование фирм в обществе проявляется в выполняемых  ими функциях: экономической, политической, социальной, юридической и других.

Целевой функцией фирм выступает  экономическая, которая реализуется  в обмене благами на рынке с  целью максимизации прибыли. Политическая функция выражается в достижении и реализации рыночной власти. Социальная функция фирм заключена в производстве товаров и услуг, удовлетворении общественных потребностей качественными  товарами и услугами, в соблюдении действующего законодательства, обеспечении  общественной занятости, благотворительной  деятельности и заботе об окружающей среде.

Юридическая функция определяет границы функционирования фирм в  обществе, дееспособность которых ограничена документальным подтверждением. Таким  образом, совершаемые действия на рынке  или в социуме формализованы  законами, нормами и правилами  поведения.

Как результат, исходя из осуществляемых фирмами функций, возникает ответственность: обязанность нести последствия  от совершаемых действий или наложенных предписаний. Исходя из этого, по характеру  санкций за совершаемые действия можно выделить следующие виды ответственности: экономическую, политическую, социальную, юридическую и др.

С юридической точки  зрения, ответственность подразделяется на позитивную и негативную Позитивная ответственность (перспективная) возникает  из обязанности совершать полезные для общества функции. Негативная ответственность (ретроспективная) возникает в связи с совершением правонарушения. По субъектам можно выделить ответственность индивидуальную (граждан) и коллективную (юридических лиц) См.: Бочкарев, В. Г. Социальная ответственность бизнеса / В. Г. Бочкарев. - М. : ТЕИС, 2006. - 171 с..

Проявление социальной ответственности есть следствие  реализации фирмами социальной и  юридической функций. Это обусловлено  социальной природой реализации хозяйственных  отношений бизнесом в юридическом  кон- тексте создания и функционирования фирм.

Первоначально социальная концепция устойчивого развития включает взаимодействие общества, природы  и техники. Следовательно, в основе социальной ответственности лежит  естественное и врожденное стремление человека к безопасности. «Под экономической  безопасностью понимается состояние  защищенности от потенциальных воздействий, стихийных бедствий и катастроф  для окружающей природной среды, а также деятельность физических и юридических лиц, связанная  с преднамеренными воздействия- ми на среду обитания» См.: Экономическая безопасность хозяйственных систем / А. В. Колосов, В. И. Кушлин, А. Н. Фоломьев [и др.]. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - 49 с..

Таким образом, в стремлении к общественной безопасности открывается  природа социальной ответственности  фирм См.: Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М. : Ассоциация менеджеров, 2003. - 208 с.:

- производство необходимых  обществу товаров и услуг в  нужном объеме;

- удовлетворение общественных  потребностей качественными товарами  и услугами;

- соблюдение действующих  норм и правил налогообложения;

- обеспечение занятости  населения, проявляющегося в создании  новых рабочих мест с должным  уровнем оплаты труда;

- обеспечение общественного  развития, проявляющегося в социальных  инвестициях.

В реализации указанных  направлений социальной ответственности  фирмы заинтересованы экономически, поскольку они позволяют собственникам  бизнеса получать постоянную прибыль  и поступательно развивать свою предпринимательскую деятельность в обществе.

В экономической теории сформировались два основных направления  в понимании социальной ответственности  фирм.

Основоположником первого  подхода выступает родоначальник  монетаризма М. Фридмен, который рассматривает социальную ответственность фирм как производство необходимых обществу товаров и услуг, соблюдение действующего национального законодательства, обеспечение общественной занятости на основе рыночных принципов, развитие инновационных технологий См.: Фридмен, М. Капитализм и свобода / Милтон Фридмен. - М.: Фонд «Либер. миссия»: Новое изд-во, 2005. - 236 с.. Являясь участником общественного воспроизводства, фирмы реализуют свою социальную ответственность только в рамках этих направлений. Позиция М. Фридмена относительно участия фирм в благотворительной деятельности, заботы об окружающей среде и уровне инфляции однозначна: государственные механизмы, а не рыночные - наиболее под- ходящий путь распределения ограниченных ресурсов между хозяйственными субъектами для альтернативного использования.

В рамках второго подхода  практически значимые выводы были сформулированы Ф. фон Хайеком. Методология экономических исследований Ф. Хайека в области социальной справедливости (ответственности) базируется на двух категориях: свобода и ответственность. Свобода - средство развития, а справедливость - право на защиту собственности, невозможность покушений на свободу, обеспечивающаяся равенством ограничений См.: Хайек, Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок / Фридрих А. Хайек. - М. : Изограф : Начала-Фонд, 2005. - 287 с..

Следовательно, деятельность фирм в области социальной ответственности  должна определяться осознанием данной необходимости собственниками бизнеса. Таким образом, социальная ответственность  заложена в самой природе функционирования фирм в обществе. Эффективная фирма, приносящая постоянную прибыль и  максимизирующая полезность социальных процессов, последовательно проходит этапы своего общественного становления. Не всякая фирма сможет развиться в корпорацию, но любая корпорация является фирмой изначально.

Отличительная особенность  корпорации по сравнению с фирмой - противопоставление себя другим социальным общностям, проявляющееся во власти, в степени воздействия на внешнюю  среду и на поведение потребителей. «Чем крупнее фирма, тем большее  место она занимает в своей  отрасли, тем выше соответственно будет  ее влияние на установление цен и  издержек. И тем выше будет в  целом ее влияние на потребителей, общество и государство, короче говоря, тем выше будет ее способность  влиять на окружающую ее среду, то есть планировать ее» См.: Гэлбрейт, Дж. Экономические теории и цели общества : пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт ; под общ. ред. Н. Иноземцева, Г. Милейковского. - М. : Прогресс, 1979. - 69 с..

Власть корпорации, как  правило, начинает проявляться в  фирмах, занимающих доминирующее положение, которое позволяет контролировать более половины доли рынка. Фирмы  начинают обладать властью в том  случае, когда они имеют возможность  устанавливать рыночную цену, превышающую  предельные издержки производства. Вектор развития любой фирмы изначально направлен на стремление к рыночной власти: контролировать и регулировать цену на рынке.

Тем не менее эффективный собственник стремится к реализации корпоративной социальной ответственности, которая позволяет фирме удерживать свою рыночную власть через создание положительного общественного имиджа корпорации и выпуск более качественной продукции с наименьшими издержками.

«Корпоративная социальная ответственность - система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и обществом, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, под- держание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях» См.: Кричевский, Н. А. Корпоративная социальная ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. - М. : Издат.торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 11 с., с. 11

«Корпоративная социальная ответственность» является наиболее устоявшимся  термином в социологических исследованиях См.: Информационная открытость социальной политики российских компаний. - М. : Ассоциация менеджеров, 2004. - 47 с. бизнеса в области социальных инвестиций, благотворительной деятельности и заботы об окружающей среде, что и отражает функции фирм в общественном развитии.

Таким образом, проявление корпоративной социальной ответственности - это процесс трансформации экономического роста фирм в экономическое развитие гражданского общества. Если такая  политика ведения бизнеса будет  обязанностью, инсталлированной государством, то она не будет эффективной. Как  показывает практика, санкции за нарушения  в большинстве случаев намного  ниже выгоды самого нарушения. Социальная политика будет эффективной только в том случае, когда она будет  результатом рационального поведения  хозяйствующих субъектов, а не чувств или решения третьих лиц. «Не  существует единого определения, которое  бы одинаково подходило для всех случаев. Однако общим знаменателем является то, что корпоративная социальная ответственность должна рождаться  непосредственно в самой компании, и ее реализация должна быть добровольной»  См.: Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка / под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М. : Ассоциация менеджеров, 2006. - 208 с..

Информация о работе Социальная ответственность фирмы и корпорации