Социальная ответственность фирмы и корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.

Содержание

Введение
1. Социальная ответственность в интересах бизнеса
1.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности
1.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе
2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе
2.1 Роль социально-ответственных фирм в развитии гражданского общества
2.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 49.61 Кб (Скачать файл)

Поэтому проявление социальной ответственности фирм или корпоративной  социальной ответственности есть критерий определения эффективного собственника в рыночном хозяйстве, а масштабы и эффективность социальной ответственности характеризуют становление гражданского общества.

В настоящее время в  российском деловом сообществе уже  накоплен положительный корпоративный  опыт в области внедрения принципов  социальной ответственности. В частности, ведущие российские компании практически  реализуют принципы социального  партнерства в своей деятельности. Одновременно в российских компаниях  распространяется международная практика корпоративного управления.

Тенденция к принятию и  реализации основных положений концепции  социальной ответственности проявляется  все более отчетливо. Это подтверждается руководителями и топ - менеджерами  ведущих российских компаний. Например, в социальном кодексе НК «Лукойл» существует положение, по которому компания признает тот факт, что в современном  мире социально ответственное поведение  перед лицом работников и общества в целом в конечном итоге служит повышению капитализации. В этой связи многие социальные расходы  компания рассматривает как инвестиции в нематериальные активы и стремится  соответствовать со временем наивысшим  стандартам в областях, строго оцениваемых  общественностью.

В корпоративных программах «Тюменской нефтяной компании» и  «СибирскоУральской Алюминиевой компании» акцент сделан на социальных программах для работников предприятий, а также на партнерстве в интересах устойчивого социально-экономического развития территорий, на которых расположены их предприятия. И «ТНК», и «СУАЛ-холдинг» стараются проводить грамотную, сбалансированную, социально ответственную политику, ориентированную на высокие международные стандарты. Такое серьезное отношение к социальной сфере объясняется, по словам В. Вексельберга, в том числе и интересами бизнеса См.: Молчанова Я.П. Экологический менеджмент, открытая отчетность и корпоративная социальная ответственность компаний.

2.2 Повышение эффективности  социальной ответственности как  фактор устойчивого экономического  развития

Социальная ответственность  компаний означает добровольное разделение с государством ответственности  за социально-экономическое развитие регионов присутствия, за решение наиболее острых и неотложных социальных проблем. Концепция социальной ответственности  корпораций в глобальной экономике  стала разрабатываться в 90-х гг. XX в. Причины этого таковы.

Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных  корпораций нередко превосходит  ресурсы национальных государств и  тем более региональных органов  власти См.: Блохин К.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007.№ 2.

Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран См.: Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 327-345..

В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового  рынка и конкурентоспособность  региональной и национальной экономики. См.: Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития: сб. тез. науч.практ. конф. Новгород, 2006. С. 47-52..

В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания  роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед  ними, но во многом определяет их судьбу.

Первым слагаемым социальной ответственности корпораций является формирование рынка труда, обеспечивающего  эффективную занятость населения  региона.

Корпорациям предстоит  играть гораздо более активную роль в формировании современного рынка  труда. В ряде работ доказывается существование внутри компании и  на внешнем рынке кластеров, т. е. однородных рабочих мест со своим  четко определенным уровнем оплаты. Крупные корпорации и профсоюзы  создают свои внутренние относительно обособленные рынки труда с ярко выраженными неформальными внутрифирменными нормами, правилами и связями.

Особенности корпоративной  организации и существования  обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме  и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка  труда включает:

? ликвидацию «серых»,  в т. ч. страховых, схем выплаты  заработка.

? создание (по согласованию  с местными властями) филиалов  в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;

? развитие зарубежных  филиалов компании;

? организованное привлечение  на дефицитные рабочие места;

? создание гибкой системы  занятости;

? развитие корпоративной  системы подготовки, повышения квалификации  и воспитания кадров См.: Смыков В.В. Макроэкономический эффект и региональная ответственность интегрированных корпораций. СПб., 2004..

Второй важной составляющей социальной ответственности корпораций является предоставление социальных услуг. При переходе к постиндустриальному  информационному обществу возрастает роль этих услуг как подсистемы, оказывающей все большее влияние  на развитие личности и конкурентоспособность  экономики. Услуги составляют более  половины ВВП развитых стран и 30 % мировой торговли. ООН рекомендует  увеличить долю затрат на социальную сферу до 20 % ВВП.

На сегодняшний день получила развитие новая социальная политика предприятий по отношению  к своим работникам. Ее основные элементы: обеспечение роста денежных доходов работников, которые окажутся достаточными для оплаты возросшей  стоимости услуг социальной инфраструктуры, а также использование механизмов внутрифирменного социального страхования. Эти изменения означают передачу социальных объектов на баланс местных  администраций, т. е. их муниципализацию.

Получила новый толчок развития благотворительность. Заинтересованность российских компаний в благотворительной  деятельности связана, прежде всего, с  улучшением ее имиджа См.: Якимец В.Н. Механизмы социальных инвестиций бизнеса в системе межсекторного социального партнерства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006..

Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Речь идет, прежде всего, о крупных  инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные  складские комплексы, образовательные  и здравоохранительные центры).

Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров См.: Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент. 2005. № 3. С. 112-119..

Важнейшей составляющей социальной ответственности корпораций является развитие предпринимательской культуры и делового климата. Деловой климат - один из важнейших социальных институтов общества - совокупность экономических, правовых, организационных и социально-психологических  условий, определяющих возможности  рентабельного вложения капитала при  допустимом уровне риска.

Для улучшения делового климата в России необходимо постоянное, длительное и целенаправленное воздействие  на поведение фирм, прежде всего  корпораций, которые распоряжаются  основной частью производственных ресурсов. Можно выделить следующие основные факторы трансформации этого  поведения.

1. Создание взаимного  доверия между государством, гражданами  и фирмами, устранение застарелого  недоверия к государству, неоднократно  обманывавшему граждан, а также  к финансовым институтам. К числу  неотложных мер следует отнести  введение жестких законодательных  требований к прозрачности, достоверности  и открытости всей финансовой  информации.

2. Правовая и административная  реформа призвана обеспечивать  защиту как добросовестных приобретателей  любой собственности, включая  недвижимость и ценные бумаги, так и прав и интересов работников См.: Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент. 2005. № 3. С. 112-119..

3. Дальнейшая интеграция  в мировой рынок. Вступление  России в ВТО на приемлемых  условиях улучшит деловой климат  и будет способствовать возврату  капиталов, ушедших из России.

4. Продолжение налоговой  реформы на основе упорядочения  налогообложения в добывающих  отраслях с учетом степени  истощения месторождений.

5. Целесообразно стимулировать  инвестиции в прогрессивные технологии  и НИОКР. Должны поощряться  корпорации, реализовавшие нестандартные  нововведения с высокой экономической, социальной и экологической эффективностью, сформировавшие эффективные команды с высокой культурой труда и активным участием всех членов группы в разработке и осуществлении социально значимых нововведений.

6. Идентификация жизненных  планов работников с целями  фирмы на базе отбора и закрепления  кадрового ядра корпорации - постоянных  работников, использования при наборе  кадров системы конкурсного отбора, тестирования интеллектуального  развития и умения работать  в коллективе; заключения контрактов  на постоянную работу лишь  после длительной стажировки, временной  работы и т. д.

7. Преобразование коммерческих  банков в финансовые институты  нового типа с широким ассортиментом  финансовых услуг на базе современных  информационных технологий. При  этом в качестве образца может  быть избрана не американская, а гораздо более близкая российским  условиям и традициям германская  модель рыночного хозяйства и  банковской системы.

8. Корпоративная культура - весьма важный фактор улучшения  делового климата. Корпоративная  культура базируется на системе  стандартов, регламентирующих порядок  подготовки, принятия и реализации  управленческих решений с привлечением  широкого круга исполнителей, нормы  поведения в отношениях по  вертикали и горизонтали, в  т. ч. с акционерами, инвесторами,  поставщиками, потребителями, нормы  рыночно - правовой и добровольной  социальной ответственности компании. Важной составляющей социальной  ответственности корпораций является  ответственность за состояние  окружающей среды и развитие  инновационного потенциала общества См.: Балацкий Б. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Экономист. 2005. № 1. С. 64-80..

Существенным фактором, препятствующим эффективному развитию российского корпоративного сектора  является низкая эмиссионная активность акционерных предприятий, что обусловлено следующими причинами:

? сложившейся структурой  акционерных обществ, среди которых  доминируют закрытые общества (почти  70 %);

? неразвитостью инфраструктуры  рынка ценных бумаг и отсутствием  у предприятий доверия и опыта  взаимодействия с финансовыми  институтами в данной области;

? незаинтересованностью  инвесторов в долгосрочном финансировании  корпораций в сочетании с «агрессивной»  политикой потенциальных инвесторов;

? оттоком инвестиционных  ресурсов из регионов в финансовый  центр страны См.: Блохин К.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007.№ 2..

Распространившееся среди  российских корпораций социальное иждивенчество  оказало негативное воздействие  на распространение в широких  масштабах таких условий ведения  бизнеса, при которых компании игнорируют главные факторы его развития, в т. ч.:

? уплату налогов в  полном объеме;

? обеспечение своих работников  экономически обоснованной заработной  платой;

? дополнительное пенсионное  обеспечение работников;

? вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;

? формирование собственной  социальной инфраструктуры;

? осуществление социального  инвестирования;

? добровольное участие  в благотворительных мероприятиях.

Только после того, когда  эти условия ведения бизнеса  в нашей стране станут нормой, компании перейдут к пониманию того, что  устойчивость бизнеса и его будущее  зависят от соответствия их деятельности ожиданиям заинтересованных сторон - государства, местных властей, персонала, акционеров, инвесторов, потребителей.

 

Заключение

В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется  как реакция на необходимость  решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное  десятилетие ситуация характеризуется  углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности  государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения  в продолжительности жизни, состоянии  здоровья россиян, рост настроений пассивности  и апатии. Эти явления негативно  воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в  стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности  не разрешали ситуации в целом.

Информация о работе Социальная ответственность фирмы и корпорации