Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 14:58, курсовая работа
В российских условиях социальная ответственность корпораций реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившаяся в постперестроечное десятилетие ситуация характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Результатом стали изменения в продолжительности жизни, состоянии здоровья россиян, рост настроений пассивности и апатии. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества. Российский бизнес в этих условиях не оставался в стороне: многие преуспевающие бизнесмены выделяли средства для помощи нуждающимся. Однако отдельные примеры благотворительности не разрешали ситуации в целом.
Введение
1. Социальная ответственность в интересах бизнеса
1.1 Понятие и подходы к корпоративной социальной ответственности
1.2 Сущность и роль социальной ответственности в современном бизнесе
2. Социальная ответственность корпорации, фирмы в современном обществе
2.1 Роль социально-ответственных фирм в развитии гражданского общества
2.2 Повышение эффективности социальной ответственности как фактор устойчивого экономического развития
Заключение
Список использованной литературы
Поэтому проявление социальной ответственности фирм или корпоративной социальной ответственности есть критерий определения эффективного собственника в рыночном хозяйстве, а масштабы и эффективность социальной ответственности характеризуют становление гражданского общества.
В настоящее время в
российском деловом сообществе уже
накоплен положительный корпоративный
опыт в области внедрения принципов
социальной ответственности. В частности,
ведущие российские компании практически
реализуют принципы социального
партнерства в своей
Тенденция к принятию и
реализации основных положений концепции
социальной ответственности проявляется
все более отчетливо. Это подтверждается
руководителями и топ - менеджерами
ведущих российских компаний. Например,
в социальном кодексе НК «Лукойл»
существует положение, по которому компания
признает тот факт, что в современном
мире социально ответственное
В корпоративных программах
«Тюменской нефтяной компании» и
«СибирскоУральской Алюминиевой компании»
акцент сделан на социальных программах
для работников предприятий, а также на
партнерстве в интересах устойчивого
социально-экономического развития территорий,
на которых расположены их предприятия.
И «ТНК», и «СУАЛ-холдинг» стараются проводить
грамотную, сбалансированную, социально
ответственную политику, ориентированную
на высокие международные стандарты. Такое
серьезное отношение к социальной сфере
объясняется, по словам В. Вексельберга,
в том числе и интересами бизнеса См.: Молчанова Я.П. Экологичес
2.2 Повышение эффективности
социальной ответственности
Социальная ответственность
компаний означает добровольное разделение
с государством ответственности
за социально-экономическое
Во-первых, стало ясным, что экономическая мощь транснациональных корпораций нередко превосходит ресурсы национальных государств и тем более региональных органов власти См.: Блохин К.В. Корпоративная социальная ответственность как фактор, балансирующий интересы в обществе // Человек и труд. 2007.№ 2.
Во-вторых, социальные инициативы крупных корпораций, благодаря их организованности преобразуют социальное развитие регионов и целых стран См.: Абрамов Р.Н. Корпоративная социальная ответственность как пример организационного изоморфизма в условиях глобализации // Журнал исследований социальной политики. 2005. Т. 3. № 3. С. 327-345..
В-третьих, поведение корпораций определяет деловой климат и финансовую устойчивость в стране и регионе, рыночную капитализацию фондового рынка и конкурентоспособность региональной и национальной экономики. См.: Грекова Г.И. Роль корпоративной социальной ответственности в общественном развитии // Экономика российских регионов: теоретические и практические подходы к решению актуальных проблем развития: сб. тез. науч.практ. конф. Новгород, 2006. С. 47-52..
В-четвертых, и это особенно важно, в ряде работ подчеркиваются негативные аспекты возрастания роли ТНК, руководство которых не избрано народами, не отвечает перед ними, но во многом определяет их судьбу.
Первым слагаемым социальной
ответственности корпораций является
формирование рынка труда, обеспечивающего
эффективную занятость
Корпорациям предстоит
играть гораздо более активную роль
в формировании современного рынка
труда. В ряде работ доказывается
существование внутри компании и
на внешнем рынке кластеров, т. е.
однородных рабочих мест со своим
четко определенным уровнем оплаты.
Крупные корпорации и профсоюзы
создают свои внутренние относительно
обособленные рынки труда с ярко
выраженными неформальными
Особенности корпоративной организации и существования обособленных регламентированных внутренних рынков проявляются при найме и увольнении работников организации, оплаты труда и удержания персонала, должностном продвижении и др. Социальная ответственность корпораций за формирование эффективного рынка труда включает:
? ликвидацию «серых»,
в т. ч. страховых, схем
? создание (по согласованию с местными властями) филиалов в трудоизбыточных регионах, реализация квот на рабочие места для молодежи, инвалидов и других кризисных групп;
? развитие зарубежных филиалов компании;
? организованное привлечение на дефицитные рабочие места;
? создание гибкой системы занятости;
? развитие корпоративной системы подготовки, повышения квалификации и воспитания кадров См.: Смыков В.В. Макроэкономический эффект и региональная ответственность интегрированных корпораций. СПб., 2004..
Второй важной составляющей
социальной ответственности корпораций
является предоставление социальных услуг.
При переходе к постиндустриальному
информационному обществу возрастает
роль этих услуг как подсистемы,
оказывающей все большее
На сегодняшний день
получила развитие новая социальная
политика предприятий по отношению
к своим работникам. Ее основные
элементы: обеспечение роста денежных
доходов работников, которые окажутся
достаточными для оплаты возросшей
стоимости услуг социальной инфраструктуры,
а также использование
Получила новый толчок развития благотворительность. Заинтересованность российских компаний в благотворительной деятельности связана, прежде всего, с улучшением ее имиджа См.: Якимец В.Н. Механизмы социальных инвестиций бизнеса в системе межсекторного социального партнерства // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации. М., 2006..
Третьей важной сферой социальной ответственности корпораций является их участие в обсуждении и принятии решений, связывающих проведение промышленной политики с решением социальных задач. Речь идет, прежде всего, о крупных инвестиционных проектах по развитию региональной инфраструктуры (дороги, морские и речные порты, терминалы, логистические центры, современные складские комплексы, образовательные и здравоохранительные центры).
Они весьма капиталоемки, не обещают быстрой окупаемости, но определяют перспективы социального развития регионов, особенно удаленных от экономических центров См.: Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и концепция для России // Менеджмент. 2005. № 3. С. 112-119..
Важнейшей составляющей социальной
ответственности корпораций является
развитие предпринимательской культуры
и делового климата. Деловой климат
- один из важнейших социальных институтов
общества - совокупность экономических,
правовых, организационных и социально-
Для улучшения делового климата в России необходимо постоянное, длительное и целенаправленное воздействие на поведение фирм, прежде всего корпораций, которые распоряжаются основной частью производственных ресурсов. Можно выделить следующие основные факторы трансформации этого поведения.
1. Создание взаимного
доверия между государством, гражданами
и фирмами, устранение
2. Правовая и административная
реформа призвана обеспечивать
защиту как добросовестных
3. Дальнейшая интеграция
в мировой рынок. Вступление
России в ВТО на приемлемых
условиях улучшит деловой
4. Продолжение налоговой
реформы на основе
5. Целесообразно стимулировать
инвестиции в прогрессивные
6. Идентификация жизненных
планов работников с целями
фирмы на базе отбора и
7. Преобразование коммерческих
банков в финансовые институты
нового типа с широким
8. Корпоративная культура
- весьма важный фактор
Существенным фактором, препятствующим эффективному развитию российского корпоративного сектора является низкая эмиссионная активность акционерных предприятий, что обусловлено следующими причинами:
? сложившейся структурой
акционерных обществ, среди
? неразвитостью инфраструктуры
рынка ценных бумаг и
? незаинтересованностью
инвесторов в долгосрочном
? оттоком инвестиционных
ресурсов из регионов в
Распространившееся среди
российских корпораций социальное иждивенчество
оказало негативное воздействие
на распространение в широких
масштабах таких условий
? уплату налогов в полном объеме;
? обеспечение своих работников
экономически обоснованной
? дополнительное пенсионное обеспечение работников;
? вложение средств в профессиональное развитие персонала и охрану труда;
? формирование собственной социальной инфраструктуры;
? осуществление социального инвестирования;
? добровольное участие
в благотворительных
Только после того, когда эти условия ведения бизнеса в нашей стране станут нормой, компании перейдут к пониманию того, что устойчивость бизнеса и его будущее зависят от соответствия их деятельности ожиданиям заинтересованных сторон - государства, местных властей, персонала, акционеров, инвесторов, потребителей.
Заключение
В российских условиях социальная
ответственность корпораций реализуется
как реакция на необходимость
решения острых социальных проблем.
Сложившаяся в
Информация о работе Социальная ответственность фирмы и корпорации