Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:59, реферат

Краткое описание

В настоящее время социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования стали актуальными в практической политике России.

Вложенные файлы: 1 файл

социальное партенрство в сфере труда.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В настоящее время  социально-трудовая сфера наполняется  различными формами непосредственного  взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом  пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования стали актуальными в практической политике России.

Курс на создание рыночной основы экономики с многообразием форм экономической деятельности привел к выводу о необходимости развития принципов социального государства, одним из факторов, достижения которых является становление современных социально-трудовых отношений и системы социального партнерства между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем. Таким образом, социальное партнерство становится неотъемлемой частью сферы труда.

Объектом предстоящего исследования является один из центральных институтов трудового права – «социальное партнерство в сфере труда».

Отношения наемного труда  на протяжении всей истории своего развития регулировались различными способами. В современных условиях преобладающим  становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство».

Процесс становления  отношений социального партнерства  имеет сложную и трудную историю. Более того, и в настоящее время они признаны далеко не во всех странах и далеко не всеми субъектами рынка труда и политическим организациями.

Социально-партнерские отношения в современных условиях представляют собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Целями и задачами настоящей работы являются:

1. Определение понятия,  сторон, органов и формы социального  партнерства.

2. Характеристика коллективных  переговоров.

3. Рассмотрение коллективного  договора.

4. Характеристика социально-партнерских  соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Исторические  аспекты становления социального партнерства

 

На рубеже XIX – XX веков формирование рыночных отношений в экономике России, обусловило возникновение и развитие партнерских отношений.

Однако основные идеи согласования интересов капиталистов или рабочих были сформированы значительно раньше. Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.

На первых этапах становления  капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства.

Разработка теории социального  партнерства тесно взаимосвязана  с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия.1

Государственный деятель  Н. Макиавелли (1469 – 1527гг.) одним из  первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.

Английский философ Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально-трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.

Одной из первых работ, посвященных  сущности и условиям общественного  согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В этом трактате, опубликованном в 1762 году, рассматривается  общество, основанное на законах, перед  которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.

Взаимоотношения работника  и капиталиста-работодателя впервые  изучены в трудах А. Смита (1723-1790 гг.). Признавая корыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, он считал «естественным порядком» экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли, невмешательство государства в экономику.2 Адам Смит рассматривал противоборство между наемными работниками и капиталистами как источник поступательного развития общества, а соперничество – как определенное благо человечества.

Немецкие ученые Г. Лейбниц (1646-1716 гг.) и И. Кант (1724-1804 гг.) считали, что на основе договора и компромисса должно устанавливаться состояние мира и согласия между людьми.

В трудах Э. Дюркгейма (1858 – 1917 гг.) отведено центральное место  проблемам солидарности, разработка которых взаимосвязана с теоретико-концептуальными основами социального партнерства. Социальной солидарностью характеризуется всякое  общество. В первобытном, она была «механической», то есть,  основана на кровном родстве. В современном мире она «органическая», так как основана на разделении труда, на классовом содружестве при добывании средств к жизни. Именно Дюркгейм развивал идею создания профессиональных корпораций - как новых органов общественной солидарности.3

Во второй половине XIX века возникают и развиваются теоретические школы, направления, противопоставляющие социальному партнерству идею классовой борьбы, антагонистической непримиримости в отношениях между трудом и капиталом. Эти школы и направления представляются в основном марксистское направление. В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса есть фундаментальные положения об анализе процессов партнерства в сфере социально-трудовых отношений. Например, взаимность, взаимодействие рассматривалось ими как важнейшая составляющая в характеристике социальных отношений.4

В концепциях «индустриального», «постиндустриального», «гражданского общества» и других разработаны идеи современного социального партнерства.

Американский социолог Д. Белл (1919г.), разработчик концепции  постиндустриального общества, обосновал  положения о постепенном превращении  его в антагонистическое общество, закрепляющее конфликты между управляющими и управляемыми, проявляющиеся не  в противоречиях между трудом и капиталом, а  в борьбе между знаниями и некомпетентностью.

На рубеже XIX – XX вв. исследования проблем формирования социально-трудовых отношений принимают характер противостояния двух основных непримиримых направлений.5 Сторонники одного выступали за революционное переустройство капиталистического общества,  представители другого направления обосновали возможность капитализма к саморазвитию и выступали за эволюционные преобразования путем реформирования и достижения компромисса.

Одним из лидеров второго  направления на этом этапе выступил Э. Бернштейн  (1850-1931гг.). Он противопоставил  марксистской теории революционного переустройства общества концепцию эволюционной трансформации капитализма в социализм. Бернштейн развил теорию «демократизации капитала» на основе возрастания роли акционерных компаний, превращений наемных работников в совладельцев производства, формирования нового среднего класса.

В 80-90-е гг. XIX века в России разрабатывается фабричное и заводское законодательство, в практику вводятся расчетные книжки работников, в них формулируются отдельные положения трудовых отношений работника и работодателя. А с началом ХХ столетия распространение получает процесс заключения коллективных договоров и отраслевых соглашений.

Таким образом, теория социального  партнерства, цивилизованного регулирования  противоречий между трудом и капиталом, формирующаяся в течение нескольких столетий, получает реальное воплощение в качестве важнейшего компонента социально-трудовых отношений.

Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так  и на Западе, чтобы избежать забастовок и не снижать массу прибыли  шел на договоренность с рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению «рабочей аристократии».

Главная причина снижения радикализма - качественные изменения, произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм, возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали не стачки и забастовки, а переговорный процесс.

На активизацию разработок теории и практики социального партнерства  оказала влияние победа Октябрьской Революции. «Остальной мир», чтобы исключить то, что произошло в России, вынужден был менять стратегию и тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий пришлось создавать специальные организации - профсоюзы и их организации. Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация труда. Но международная организация - это внешний фактор. Главным фактором возникновения социального партнерства является внутренний фактор, отражающий реальные изменения в сфере производства.

На Западе этим фактором стала научно-техническая революция. В результате общество получило новые  возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно она предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой  стали высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела социально-психологическая составляющая отношений между участниками производственного процесса. Появилась необходимость  в гуманизации отношений между ними, в социальном диалоге.

Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:

  1. Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом»6, - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев.

Хотя социальное партнерство  основано на поиске и нахождении оптимального для интересов сторон их баланса  и соотношения – объединение  интересов в единое целое в принципе недостижимо.

  1. Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.

Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более того невозможно.

  1. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство - это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов.

Таким образом, социальное партнерство - специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Современная российская модель социального партнерства

    1. Понятие, стороны, органы, формы социального партнерства

 

Для современной политики государства в сфере социально-трудовых отношений характерны переход от их директивного регулирования к  преимущественно договорному, повышение роли локальных актов. Термин «социальное партнерство» нашел свое легальное закрепление и в правовой системе России.

Социальное партнерство  в сфере труда в объективном  смысле представляет собой институт трудового права. Входящие в него нормы сформулированы, прежде всего, в части второй (раздел второй) Трудового Кодекса Российской Федерации). Отдельные нормы расположены в иных частях Трудового Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 2 Трудового  Кодекса Российской Федерации социальное партнерство является одним из принципов правого регулирования отношений в сфере труда между реальными социальными партнерами.

В статье 23 Трудового  Кодекса РФ сформулировано легальное  определение понятия социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Информация о работе Социальное партнерство