Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 13:59, реферат
В настоящее время социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства. Возникшие в мировой истории идеи приоритета права, солидарности, договорного регулирования стали актуальными в практической политике России.
Таким образом, цель социального
партнерства – поиск
Согласно статье
25 Трудового Кодекса РФ сторонами
социального партнерства
Будучи экономически более слабой стороной отношений в сфере наемного труда, работники должны иметь гарантированное государством право на представительство своих интересов. В современных условиях создалась новая, не характерная для отечественной действительности ситуация с представительством интересов работников.
Во-первых, в различных организациях может действовать: единственная профсоюзная организация, объединяющая большинство или меньшинство работников; две и более профсоюзные организации, в том числе и так называемые «карликовые». Вместе с тем нередко профсоюзные организации вообще отсутствуют.
Во-вторых, работники имеют далеко не одинаковый гражданско-правовой и трудовой статус в организации, так как могут одновременно быть как наемными работникам и (руководителями, членами органов управления, специалистами, исполнителями), так и собственниками имущества организации, участниками, учредителями юридического лица.
Таким образом, не может быть единого стандарта в вопросах представительства.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.
В случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена в порядке, установленном настоящим Кодексом, представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, на общем собрании (конференции) работников для осуществления указанных полномочий тайным голосованием может быть избран из числа работников иной представитель (представительный орган).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
а) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
б) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
в) участия работников, их представителей в управлении организацией;
г) участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Трудовое законодательство Российской Федерации устанавливает общий порядок проведения коллективных переговоров любого уровня.
Инициаторами проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению коллективных договоров и соглашений вправе быть представители как работников, так и работодателей. Для этого они должны направить другой сторон письменное уведомление произвольной формы, в котором целесообразно указать: предполагаемую дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии (если она не действует на постоянной основе).
Представители стороны, получившие такое уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст.36 ТК РФ).
В соответствии со статьей 35 Трудового Кодекса РФ для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, введения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе: это в одних случаях определяется нормативным актом, а в других – соглашением сторон.
Так, на федеральном уровне
образована постоянно действующая
Российская трехсторонняя комиссия
по регулированию социально-
В субъектах Российской Федерации
могут образовываться трехсторонние
комиссии по регулированию социально-
На территориальном (районном, городском) уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Региональные и
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Отраслевые (межотраслевые) комиссии могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
Создание комиссии, изменение ее персонального состава следует в письменной форме оформлять в виде совместного решения сторон. Это объясняется тем, что статья 39 Трудового Кодекса РФ устанавливает гарантии и компенсации участникам коллективных переговоров. Они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. Представители работников, участвующие в коллективных переговоров, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответсвмм с Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.
Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Стороны должны предоставлять
друг другу не позднее двух недель
со дня получения соответствующего
запроса имеющуюся у них
реорганизации или ликвидации организации;
введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
по другим вопросам, предусмотренным Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 37 Трудового Кодекса участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся охраняемой законом государственной, служебной, коммерческой и иной тайне. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной (ст. 13.11 и 13.14 Кодекса об административных правонарушениях РФ), гражданско-правовой (ст.139 Гражданского Кодекса РФ), уголовной ответственности (ст. 183 и 283 Уголовного Кодекса РФ) в порядке, установленном федеральными законами.
Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров, производится в порядке, установленном главой 61 Трудового Кодекса РФ, регламентирующей рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Договоренности, достигнутые
между сторонами социального
партнерства на уровне организации,
оформляются в форме
Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 Трудового Кодекса РФ).
Он предназначен для выполнения:
- защитной функции, которая проявляется в том, что указанный правовой акт призван защищать работников от экономически более сильного работодателя при определении условий труда;
- функции социального
партнерства, так как
- нормотворческой функции,
поскольку коллективные
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Вопрос о целесообразности обсуждения проекта коллективного договора работниками организации и утверждения его общим собранием (конференцией) работников решается по соглашению сторон.
Коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, но и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. Такая необходимость может возникнуть, если такие подразделения (например, согласно ст. 55 Гражданского Кодекса РФ – филиал, представительство) расположены вне места нахождения юридического лица, многочисленны, имеют особенности в организации труда и так далее. Коллективный договор структурного подразделения не должен содержать нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с коллективным договором организации.