Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований………………………………………………….....5
1.2 Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований………………………………………...10
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России..................................................................15
Глава 2. Социально-экономическое положение Верещакского сельского поселения…………………………………………………………………………23
Глава 3. Совершенствоване механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.................30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

имени К. А. ТИМИРЯЗЕВА

(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА  имени К.А.Тимирязева)


 

 

 

 

Кафедра управления и  сельского консультирования

 

 


Курсовая  работа на тему:

 

«Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 306 группы

гуманитарно-педагогического  факультета

Мещененко Валентин

Проверил: канд. экон. наук,

доцент Платоновский Н.Г   

 

 

 

 

Москва 2012.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы  устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5

1.1 Понятие и сущность  социально-экономического развития  сельских муниципальных образований………………………………………………….....5

1.2 Особенности управления  социально-экономическим развитием  сельских муниципальных образований………………………………………...10

1.3 Опыт социально-экономического  развития сельских муниципальных  образований России..................................................................15

Глава 2. Социально-экономическое  положение Верещакского сельского  поселения…………………………………………………………………………23

Глава 3. Совершенствование  механизма управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных образований.................30

Заключение………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………….37

 

 

 

Введение

 

В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей  от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.

Между городским и  сельским муниципальным образованием существует различия, обусловленные  различными видами хозяйственной деятельности, форм расселения и уклада жизни в городской и сельской местности. В частности к специфическим особенностям сельского поселения относится:

социально-демографическая  структура населения, более низкий уровень жизни, уровень образования  и квалификации;

характер расселения, сосредоточенность, преобладание частного, односемейного жизненного фонда;

худшая транспортная доступность и обеспеченность современными средствами связи;

более низкий уровень  развития инженерной и социальной инфраструктуры поселений;

характер местной экономики: земля как основной природный ресурс, значительная роль личных хозяйств в производстве продукции, сезонный характер занятости, высокая зависимость от природно-климатических условий;

более значительна роль исторических, культурных, сословно национальных традиций;

специфика форм человеческого общения (зачастую все жители знают друг друга);

Несмотря на то, что  общие принципы, цели и задачи муниципального управления в сельской местности  аналогичны городским, специфические  особенности сельских поселений  существенно влияют на систему местного управления в сельской местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы  устойчивого  развития муниципального образования  в контексте развития сельских поселений

 

    1.  Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований

 

Устойчивое социально-экономическое  развитие сельских муниципальных образований, решение социальных проблем населения  является условием сохранения сельских поселений. Особое значение в управлении местными территориями придается развитию социальной сферы, которая является базой формирования условий для воспроизводства населения, на основе удовлетворения потребностей жителей.

Объективной необходимостью для современной России является создание социально ориентированной  рыночной экономики. Экономическое развитие страны всегда оказывает влияние на социальную составляющую, так как любые экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения.

Решение проблем стабильного  развития экономики и повышения  благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельской местности. В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем  развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

Если условия хозяйствования важны для развития экономики, то решающую роль в социальном развитии поселений играет уровень развития местного самоуправления. Изучая причинно-следственные связи в области развития экономики территорий, мы пришли к выводу о наличии двух взаимосвязанных цепочек развития:

1. Демократизация государственного  управления → развитие местного  самоуправления → укрепление  экономической базы муниципальных  сельских поселений → рост созидательной активности населения → формирование гражданского общества → развитие муниципальных сельских территорий.

2. Демократизация государственного  управления → формирование многоукладной  экономики в сельской местности  → формирование приемлемых условий хозяйствования → развитие экономики → развитие сельских территорий.

По моему мнению, социально-экономическое  развитие сельских муниципальных образований  представляет собой производственную сферу (традиционно аграрное производство на предприятиях, в крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйствах, а также элементы промышленного производства), базирующуюся на социальной инфраструктуре, формирующей трудовой потенциал территории. Управление социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований должно сводиться к формированию нормального уровня жизни сельского населения как в экономическом плане (высокая заработная плата, низкий уровень безработицы), так и развитии социальной инфраструктуры сельских поселений (формирование условий для воспроизводства трудовых ресурсов посредством создания комфортных условий жизни населения).

Сельское поселение  является административной единицей, включающей в себя населенные пункты, обладающие географической и экономической  общностью. Проанализировав особенности сельской местности, предлагается следующее определение социальной сферы сельского муниципального образования: это сфера общественного воспроизводства, создающая условия для комфортного проживания людей в сельской местности, развивающая трудовой потенциал сельской территории на перспективу и включающая в себя объекты социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, коммуникации и транспортную доступность.

Социальной сферой сельской местности не создаются материальные блага, но без её развития невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Для устойчивого развития АПК необходимо, в первую очередь, решить социальные проблемы населения  сельской местности. Активная социальная политика - важнейшее условие конкурентоспособности  экономики. Опора на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала и тормозит экономическое развитие.

В сельской местности  районные и муниципальные администрации, как правило, не имеют возможности  решения всех важных вопросов социально-экономического развития. Это связано с их большой загруженностью текущими вопросами, негибкой структурой управления и, зачастую, с недостаточной профессиональной подготовкой кадров. Перспектива развития сельских территорий во многом зависит от того, будет ли там жить и работать молодежь. Исследования по стране показали, что только 17% выпускников сельских школ намерены связать свою судьбу с работой и жизнью в сельском хозяйстве. После завершения обучения в село собираются поехать только 10% выпускников аграрных вузов; 26% - лишь при условии предоставления им комфортабельного жилья; 45% - не намерены связывать свою жизнь с сельским хозяйством. Жилищная проблема является исключительно важной для закрепления молодежи в сельской местности.

Развитие муниципальных образований в современных условиях зависит не столько от объемов имеющихся ресурсов, сколько от способности управленческих кадров муниципалитета организовать их эффективное использование. Это связано с тем, что происходящие в стране с начала 90-х гг. принципиальные изменения в управлении муниципальным хозяйством были направлены на повышение роли и усиление самостоятельности местной власти при значительном снижении влияния органов государственной власти на социально-экономические процессы на территориях.

Сейчас в России сформировались следующие типы сельско-городских  муниципальных образований: отдельные  поселения, сельские округа (сельсоветы), районы, двухуровневая организация (района), внутрирайонные муниципальные  формирования. Следовательно, необходима подготовка и принятие стратегии устойчивого сельского развития, под которым понимается развитие сельского сообщества, отличающееся экономической эффективностью, социальной справедливостью и экологической безопасностью. Главный вопрос при разработке стратегии сельского развития - является ли сельское хозяйство, а значит, и сельское население, долгосрочным и стратегическим приоритетом. Без повышения значимости жилищных условий, безусловно, перспективной отрасли экономики страны, которая может обеспечить продовольственную безопасность и развитие сельских территорий, позитивных сдвигов не будет1.

Основная цель развития сельских муниципальных образований - стабилизация социально-экономического развития сельских территорий, снижение сельской бедности, повышение уровня и улучшение условий жизни сельского населения. Для этого в ближайшие годы необходимо осуществить следующие меры:

создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями  экономики условий получения  денежных доходов;

развитие в сельской местности несельскохозяйственной занятости, обеспечивающей повышение доходов населения, ускорение высвобождения из сельскохозяйственных предприятий излишней рабочей силы и повышение производительности труда;

обеспечение социального  развития сельских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг и повышение их качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности  управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований

 

Научные изыскания в  любой сфере деятельности невозможны без четкого определения методологических основ, которые определяют направления  и глубину исследования.

Методологической базой  проводимого исследования является системный подход, который позволяет рассматривать управленческие процессы развития социальной сферы сельских муниципальных образований с учетом всего многообразия факторов внешней и внутренней среды, воздействующих на данный объект управления. В настоящее время становится ясно, что проблемы современного управления социально-экономическим развитием муниципальных образований не могут быть решены на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов.

Опираясь на теоретические  подходы к системным объектам, в процессе исследования, в работе выделены следующие характерные особенности социальной сферы сельских муниципальных образований как системы2:

1. Целостность системы  - благодаря чему социальная сфера  сельской местности является  обособленным объектом управления, в свою очередь, состоящим из элементов.

2. Связи - социальная  сфера сельских территорий является  сама по себе системообразующей  базой развития сельского населения,  но в тоже время состоит  из целой группы взаимосвязей.

3. Структура и организация  - через них проявляется упорядоченность данной системы как базы развития сельских территорий, определяемая устойчивыми связями, а иногда и направленность этой упорядоченности.

Информация о работе Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)