Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований………………………………………………….....5
1.2 Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований………………………………………...10
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России..................................................................15
Глава 2. Социально-экономическое положение Верещакского сельского поселения…………………………………………………………………………23
Глава 3. Совершенствоване механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.................30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Средний размер назначенных  месячных пенсий на конец 2009 года составил 4194 рубля, а на конец 2010 года – 5733 рубля.

Рост численности пенсионеров и других категорий социально незащищенных граждан (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) требует значительного увеличения расходов на совершенствование социальной помощи, роста числа учреждений социальной защиты населения и расширения спектра предоставляемых социальных услуг.

 

Финансово-бюджетная  политика

Одним из основных показателей  экономического развития является динамика налоговых поступлений в бюджеты  всех уровней, сумма которых  выросла  с 1,93 млн. руб. в 2009 году до 2,51 млн. руб. за 2010 году. Наблюдается опережающий рост собственных доходов бюджета по сравнению с   дотациями, собственные доходы  в 2010 году по  сравнению с 2008 годом 174 % и 117 %. Бюджетообразующим   является налог на доходы физических лиц, удельный вес которого достиг 72%.   

Удельный вес собственных  доходов   в объеме консолидированного бюджета  поселения  в 2010 году едва превысил 10%, что  показывает  высокий  уровень зависимости  от областного бюджета.  Анализ исполнения собственных  доходов бюджета Верещакского сельского поселения представлен в следующей таблице:

 

Таблица 1

Наименование

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности

3238

4465

4058

4872

4015

Дотация на сбалансированность бюджетов

819

1767

1449

1804

2491

Прочие дотации

 

184

0

0

0

Всего дотаций

4057

6416

5862

6676

6506

Рост в  тыс. руб.

Х

2659

-355

1369

330

Темп роста, %

Х

154,8

94,9

123,1

104,6

Собственные доходы, тыс.руб.

869

973

1592

1429

1783

Рост  в  тыс. руб.

Х

331

592

637

354

Темп роста, %

Х

129,5

134,1

129,8

113,3

           

Всего:

4926

7389

7454

8105

8289

Рост  в  тыс. руб.

Х

390

83

2106

784

Темп роста, %

Х

150,2

101,0

124,5

106,5


Учитывая  скорость информационного  и технического прогресса и, соответственно, рост необходимости технического обновления, постоянное реформирование во всех отраслях финансовых ресурсов, рост тарифов на услуги естественных монополий ежегодно бюджетные учреждения ощущают недостаток финансирования.  Заработная плата бюджетников индексировалась с 1 сентября 2007 года на 15 %, одновременно уровень минимальной заработной платы доведен до 2300 рублей, с 1 февраля 2008 года на 14%,  с 1 января 2009 года минимальная заработная плата  доведена до уровня 4330 рублей  в месяц.

Среднедушевой бюджетный расход на жителя поселения за счет  местного бюджета   в сопоставимых условиях  по сравнению с 2007 годом  вырос на 116,7 % и составил 10138 руб.  на одного человека.

 

 

Глава 3. Совершенствование механизма  управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных образований

 

Социально-экономическое  развитие всех сельских муниципальных  образований невозможно по одной  универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное  образование обладает своими уникальными  особенностями. В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.

Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального  подхода к каждому сельскому  поселению.

Механизм социально-экономического развития сельских поселений строится на системе взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственными единицами.

В процессе управления социально-экономическим  развитием сельских муниципальных  образований целесообразно сформировать рациональный механизм эффективной  системы управления развитием социальной сферы сельских муниципальных образований. Важнейшими элементами выступают функции, в частности, функция регулирования, которая является одной из важнейших функций управления сельскими муниципальными образованиями.

Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет разработать механизм эффективного управления социально-экономическим развитием регионов и входящих в них муниципальных образований 4.

 

Формирование  системы управления

Для реализации предложенного  механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего федеральному, региональному и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение двух ограничений, таких как5:

1) разработка и реализация  долгосрочных планов территориального  развития (генеральных планов развития сельских территорий) на срок от 7 до 20 лет;

2) построение тесных  экономических связей между органами  местного управления и коммерческими  организациями, работающими на  территории муниципальных образований.

Ресурсное обеспечение социально-экономического развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в сельской местности и снижения миграции населения в город. Причем, информация о необходимости корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка - осуществляться на региональном и федеральном уровне.

Развитие местного самоуправления как важнейшая составляющая процесса трансформации всего российского  общества рассматривается в нормативно-правовых документах и в научной литературе, прежде всего, с политической точки зрения. А именно, с точки зрения демократизации, становления федерализма и в целом государственного строительства. Социальный и экономический аспекты местного самоуправления затрагиваются, в основном, в связи с вопросами муниципальной собственности, определением объектов воздействия, формированием бюджетов различных уровней, неупорядоченностью бюджетно-налогового процесса.

Определенная однотипность острых вопросов в этих сферах дает основание считать, что многие из них имеют схожие причины. Эти причины кроются в экономической природе институтов местного самоуправления, являющихся особым типом организаций, удовлетворяющих широкий спектр человеческих потребностей по месту проживания граждан.

Формирующееся в настоящее  время в Российской Федерации  местное самоуправление, трактуемое в правовых документах как муниципальное, представляет собой специфический  институт организации жизнедеятельности  территориальных сообществ граждан. Он начал формироваться в период становления государства. Определение самоуправляющихся сообществ предполагает наличие государства. Оно формализует, официально признает, фиксирует в документах те или иные организации.

Важным аспектом развития социальной сферы сельских территорий является механизм взаимоотношений между органами управления различного уровня.

Для эффективного развития сельских территорий, на мой взгляд, целесообразно использовать финансовые возможности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования и использующих трудовой потенциал данной территории. Для этого необходимо предусмотреть софинансирование развития социальной сферы сельских поселений предприятиями в целях повышения социальной защищенности своих работников.

Таким образом, внедрение  предлагаемых способов позволит: 
для сельской администрации - решить ряд проблем финансирования развития социальной сферы территории сельского муниципального образования;

для хозяйствующего субъекта - снизить налоговое бремя и обеспечить воспроизводство трудового и интеллектуального потенциала для сельских жителей - улучшить условия жизни.

Социальная система, в  том числе муниципальное образование, может функционировать и развиваться  успешно, если:

с одной стороны, софинансирование развития социальной сферы села будет добровольным, основанным на учете интересов подавляющей части экономических субъектов;

с другой - воздействие  организующего фактора будет  содействовать достижению целей  субъектов управления и хозяйствования. В качестве такого фактора для муниципальной социально-экономической системы воспроизводства выступает муниципальная собственность.

В этой воспроизводственной  системе необходимо выделить такие  экономические субъекты, как домашние хозяйства, производства (фирмы), бесприбыльные хозяйства, в том числе и бюджетные организации. Совокупность субъектов жизнедеятельности, объединенных единым пространством, порождает специфические формы потребления и потребности, а, следовательно, и необходимость создания таких благ, или их адаптацию для использования:

1) различные качественные, и количественные формы совместного  потребления таких благ, как воздух, вода, энергия, и т. п.;

2) потребности и блага,  объединяющие пространственное  положение субъектов производства  и жизнедеятельности, - транспорт, дороги, связь, (т.е. взаимосвязанная система коммуникаций);

3) необходимость координации  воспроизводства перечисленных  благ во времени и пространстве.

Местное самоуправление является обязательным, конституционно закрепленным элементом системы общественных отношений и системы территориального управления, поскольку за ним конституционно (или законодательно) закреплен определенный объем компетенций, которые при отсутствии местного самоуправления не могут быть реализованы. Формирование же различных форм общественного самоуправления зависит от конкретных потребностей конкретного населенного пункта.

Таким образом, процесс  становления муниципальных структур и местного самоуправления является важнейшим элементом формирования и становления демократического общества. Возрастание роли и значения самоуправления на низовом уровне представляет собой предпосылку развития реальных демократических перемен в обществе. Содержание деятельности местных структур самоуправления выступает как осознанное поведение и деятельность населения по самообеспечению не только условий выживания, но и дальнейшего развития т. е., речь идет о необходимости стратегического управления развитием местных территорий. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать следующее понятие стратегического управления муниципальным образованием: это реализация процесса управленческой деятельности органов местного самоуправления, направленного на обеспечение устойчивого социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе, с учетом внешних и внутренних факторов воздействия.

Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех  ее реализации, другими словами, концепция  комплексного социально-экономического развития района должна включать в себя, в качестве составляющей, основные положения стратегии, которая подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом. Комплексность развития муниципального образования означает создание такой системы, которая могла бы обеспечить сбалансированное развитие системы сфер деятельности людей, ориентированной на улучшение качества жизни населения.

Однако вследствие слабой научной организационно-методической обеспеченности процессов стратегического планирования в муниципальных образованиях России зачастую формируются концепции перспективного развития, в рамках которых не проводится комплексный анализ сложившейся социально-экономической ситуации, не выявляются закономерности развития территории, не обосновываются приоритетные функции, которые целесообразно реализовывать в перспективе, а целевой блок не содержит системы количественно определенных целей. В результате разработанные концепции носят декларированный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Эффективное управление социально-экономическим развитием  сельских муниципальных образований  возможно при согласованном управлении на федеральном, региональном и местном уровне. Для эффективного социально-экономического развития муниципальных образований целесообразно применить уровневый механизм. На федеральном уровне программно-целевое управление развитием муниципальных образований Российской Федерации строится на основе совершенствования межбюджетных отношений посредством технологии бюджетно-налоговых полномочий, основанных на долгосрочных нормативах и учитывающих интересы местного и регионального развития. На региональном уровне - осуществление мониторинга социально-экономического развития сельских муниципальных образований, реализация мер адресной государственной поддержки развития муниципальных образований со стороны региональных властей, в том числе с использованием дотаций. На местном уровне - разработка и реализация генеральных планов развития муниципальных образований с учетом перспективных интересов местного сообщества. 
На сегодняшний день одним из лимитирующих факторов развития аграрной отрасли производства является обеспечение сельских территорий развитой социальной инфраструктурой. Социальная сфера сельской местности - сфера общественного производства, где не создаются материальные блага, но без которой невозможно эффективное развитие сельскохозяйственного производства. Оправданность такого толкования понятия «социальная сфера сельских поселений» подтверждается тем, что развитие социальной сферы позволяет обеспечить производство достаточным количеством квалифицированных кадров.

Информация о работе Социально-экономическое развитие сельских поселений (на примере Верещакского сельского поселения)