Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований………………………………………………….....5
1.2 Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований………………………………………...10
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России..................................................................15
Глава 2. Социально-экономическое положение Верещакского сельского поселения…………………………………………………………………………23
Глава 3. Совершенствоване механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.................30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37
Средний размер назначенных месячных пенсий на конец 2009 года составил 4194 рубля, а на конец 2010 года – 5733 рубля.
Рост численности пенсионеров и других категорий социально незащищенных граждан (многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами) требует значительного увеличения расходов на совершенствование социальной помощи, роста числа учреждений социальной защиты населения и расширения спектра предоставляемых социальных услуг.
Финансово-бюджетная политика
Одним из основных показателей
экономического развития является динамика
налоговых поступлений в
Удельный вес собственных доходов в объеме консолидированного бюджета поселения в 2010 году едва превысил 10%, что показывает высокий уровень зависимости от областного бюджета. Анализ исполнения собственных доходов бюджета Верещакского сельского поселения представлен в следующей таблице:
Таблица 1
Наименование |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности |
3238 |
4465 |
4058 |
4872 |
4015 |
Дотация на сбалансированность бюджетов |
819 |
1767 |
1449 |
1804 |
2491 |
Прочие дотации |
184 |
0 |
0 |
0 | |
Всего дотаций |
4057 |
6416 |
5862 |
6676 |
6506 |
Рост в тыс. руб. |
Х |
2659 |
-355 |
1369 |
330 |
Темп роста, % |
Х |
154,8 |
94,9 |
123,1 |
104,6 |
Собственные доходы, тыс.руб. |
869 |
973 |
1592 |
1429 |
1783 |
Рост в тыс. руб. |
Х |
331 |
592 |
637 |
354 |
Темп роста, % |
Х |
129,5 |
134,1 |
129,8 |
113,3 |
Всего: |
4926 |
7389 |
7454 |
8105 |
8289 |
Рост в тыс. руб. |
Х |
390 |
83 |
2106 |
784 |
Темп роста, % |
Х |
150,2 |
101,0 |
124,5 |
106,5 |
Учитывая скорость информационного и технического прогресса и, соответственно, рост необходимости технического обновления, постоянное реформирование во всех отраслях финансовых ресурсов, рост тарифов на услуги естественных монополий ежегодно бюджетные учреждения ощущают недостаток финансирования. Заработная плата бюджетников индексировалась с 1 сентября 2007 года на 15 %, одновременно уровень минимальной заработной платы доведен до 2300 рублей, с 1 февраля 2008 года на 14%, с 1 января 2009 года минимальная заработная плата доведена до уровня 4330 рублей в месяц.
Среднедушевой бюджетный расход на жителя поселения за счет местного бюджета в сопоставимых условиях по сравнению с 2007 годом вырос на 116,7 % и составил 10138 руб. на одного человека.
Глава 3. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований
Социально-экономическое развитие всех сельских муниципальных образований невозможно по одной универсальной модели, ввиду того, что каждое сельское муниципальное образование обладает своими уникальными особенностями. В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.
Развитие сельских территорий не возможно без индивидуального подхода к каждому сельскому поселению.
Механизм социально-
В процессе управления социально-экономическим
развитием сельских муниципальных
образований целесообразно
Регулирование осуществляется как извне - из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы - на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой сельского населения позволяет разработать механизм эффективного управления социально-экономическим развитием регионов и входящих в них муниципальных образований 4.
Формирование системы управления
Для реализации предложенного
механизма социально-
1) разработка и реализация
долгосрочных планов
2) построение тесных
экономических связей между
Ресурсное обеспечение социально-экономического развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в сельской местности и снижения миграции населения в город. Причем, информация о необходимости корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка - осуществляться на региональном и федеральном уровне.
Развитие местного самоуправления
как важнейшая составляющая процесса
трансформации всего
Определенная однотипность острых вопросов в этих сферах дает основание считать, что многие из них имеют схожие причины. Эти причины кроются в экономической природе институтов местного самоуправления, являющихся особым типом организаций, удовлетворяющих широкий спектр человеческих потребностей по месту проживания граждан.
Формирующееся в настоящее
время в Российской Федерации
местное самоуправление, трактуемое
в правовых документах как муниципальное,
представляет собой специфический
институт организации жизнедеятельности
территориальных сообществ
Важным аспектом развития социальной сферы сельских территорий является механизм взаимоотношений между органами управления различного уровня.
Для эффективного развития сельских территорий, на мой взгляд, целесообразно использовать финансовые возможности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования и использующих трудовой потенциал данной территории. Для этого необходимо предусмотреть софинансирование развития социальной сферы сельских поселений предприятиями в целях повышения социальной защищенности своих работников.
Таким образом, внедрение
предлагаемых способов позволит:
для сельской администрации - решить ряд
проблем финансирования развития социальной
сферы территории сельского муниципального
образования;
для хозяйствующего субъекта - снизить налоговое бремя и обеспечить воспроизводство трудового и интеллектуального потенциала для сельских жителей - улучшить условия жизни.
Социальная система, в
том числе муниципальное
с одной стороны, софинансирование развития социальной сферы села будет добровольным, основанным на учете интересов подавляющей части экономических субъектов;
с другой - воздействие организующего фактора будет содействовать достижению целей субъектов управления и хозяйствования. В качестве такого фактора для муниципальной социально-экономической системы воспроизводства выступает муниципальная собственность.
В этой воспроизводственной системе необходимо выделить такие экономические субъекты, как домашние хозяйства, производства (фирмы), бесприбыльные хозяйства, в том числе и бюджетные организации. Совокупность субъектов жизнедеятельности, объединенных единым пространством, порождает специфические формы потребления и потребности, а, следовательно, и необходимость создания таких благ, или их адаптацию для использования:
1) различные качественные,
и количественные формы
2) потребности и блага,
объединяющие пространственное
положение субъектов
3) необходимость координации
воспроизводства перечисленных
благ во времени и
Местное самоуправление является обязательным, конституционно закрепленным элементом системы общественных отношений и системы территориального управления, поскольку за ним конституционно (или законодательно) закреплен определенный объем компетенций, которые при отсутствии местного самоуправления не могут быть реализованы. Формирование же различных форм общественного самоуправления зависит от конкретных потребностей конкретного населенного пункта.
Таким образом, процесс
становления муниципальных
Механизм формирования стратегии развития муниципального образования предопределяет успех ее реализации, другими словами, концепция комплексного социально-экономического развития района должна включать в себя, в качестве составляющей, основные положения стратегии, которая подлежит качественной экспертной оценке с целью своевременной корректировки действий, направленных на повышение эффективности стратегического управления муниципалитетом. Комплексность развития муниципального образования означает создание такой системы, которая могла бы обеспечить сбалансированное развитие системы сфер деятельности людей, ориентированной на улучшение качества жизни населения.
Однако вследствие слабой
научной организационно-
Заключение
Эффективное управление
социально-экономическим
На сегодняшний день одним из лимитирующих
факторов развития аграрной отрасли производства
является обеспечение сельских территорий
развитой социальной инфраструктурой.
Социальная сфера сельской местности
- сфера общественного производства, где
не создаются материальные блага, но без
которой невозможно эффективное развитие
сельскохозяйственного производства.
Оправданность такого толкования понятия
«социальная сфера сельских поселений»
подтверждается тем, что развитие социальной
сферы позволяет обеспечить производство
достаточным количеством квалифицированных
кадров.