Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:22, курсовая работа
В России около 142 тыс. сельских поселений, с численностью жителей от менее 10 человек до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всего в сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2010 года проживает 38,7 млн. человек. Кроме того, имеется более 3 тысяч населенных пунктов без населения. Расположены они крайне не равномерно, что определяется общей неравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территории внутри одного субъекта РФ.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития муниципального образования в контексте развития сельских поселений………………………..5
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития сельских муниципальных образований………………………………………………….....5
1.2 Особенности управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований………………………………………...10
1.3 Опыт социально-экономического развития сельских муниципальных образований России..................................................................15
Глава 2. Социально-экономическое положение Верещакского сельского поселения…………………………………………………………………………23
Глава 3. Совершенствоване механизма управления социально-экономическим развитием сельских муниципальных образований.................30
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………….37
Обеспеченность сельского
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась наполовину. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, снизилась с 56 до 38 процентов, тогда как в городе она составляет 66 процентов. В результате оптимизации региональной системы образования количество школ и других сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 6,6 тысяч. Если в начале 90-х годов на 1 тыс. сельских населенных пунктов приходилось 265 дошкольных учреждений и 315 школ, то в 2004 году, соответственно, 292 учреждения и 144 школы.
В результате сокращения сети сельских
общеобразовательных учреждений и
недостаточной организации
Сеть сельских клубов и домов культуры сократилась на 26 процентов, библиотек - на 11 процентов, библиотечный фонд уменьшился на 71 млн. экземпляров (17 процентов). В расчете на 1 тыс. сельских поселений приходится 327 клубных учреждений против 410 в 1990 году.
В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов. Число поселений, не имеющих постоянных жителей, увеличилось на 40 процентов и достигло 13,1 тыс. против 9,4 тыс. в 1989 году, а их удельный вес повысился с 5,8 до 8,4 процента.
В связи с увеличением торговых издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации. Снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово-закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения.
Обострилась проблема электроснабжения сельских поселений. Большая часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе сельскохозяйственных организаций, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Одна треть линий электропередачи, принадлежащих муниципальным образованиям, в результате сверхнормативной эксплуатации пришла в ветхое и технически непригодное состояние.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли более чем на четверть, велика продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов.
В сельской местности газифицировано 75 процентов площади жилых домов, но только две пятых этой площади газифицированы природным газом.
Централизованным
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в информационной изоляции. В одной трети сельских поселений телефонная связь отсутствует. Телефон в квартирах имеет только 27 процентов сельских семей, а среди горожан - 67 процентов. Нетелефонизированными остается почти половина организаций социальной сферы и торгово-бытового обслуживания.
В результате отсутствия дорог сдерживаются растущие потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей, организация выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитие торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья и нехватки автобусного парка 64,3 тыс. сельских поселений остается без автобусного сообщения.
Неблагоприятная демографическая ситуация, вследствие которой прогрессирует сокращение численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами в сельском хозяйстве.
Разработка и реализация моделей местных систем расселения с опорой на городские и другие крупные поселения позволят существенно улучшить обслуживание сельского населения, реально сократить имеющиеся серьезные различия в этом отношении между городом и деревней. Сельский житель по примеру развитых зарубежных стран не будет ощущать оторванности от цивилизации, что окажет позитивное влияние на закрепление кадров, особенно молодежи, в сельских поселениях.
Глава 2. Социально-экономическое
сельского поселения
Одним из основных критериев
социально-экономического развития сельских
муниципальных образований
Территорию сельского поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития сельского поселения, земли независимо от форм собственности и целевого назначения, в том числе территории населенных пунктов: с.Верещаки, пос.Грозный, пос.Махоновка, пос.Триголов, пос.Новые Катичи, д.Несвоевка, с.Вихолка, с.Катичи, не являющихся муниципальными образованиями.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственные
угодья по сельскому поселению занимают
- 9248 га, в структуре сельскохозяйственн
Валовое производство зерна существенно не изменяется в течении ряда лет и остается на уровне 3 – 4,5 тыс. тонн. В 2010 году сельскохозяйственными предприятиями намолочено – 3929 тонн зерна. Урожайность на протяжении ряда лет не превышает 15 ц/га, что объясняется как объективными причинами - бедные по составу почвы – песчаные и супесчаные, так и субъективными причинами – недостаток денежных средств у сельхозтоваропроизводителей района не позволяет применять удобрения в достаточном объеме и внедрять передовые технологии.
Валовой сбор картофеля в 2009 году составил 358 т. против 492 т. в 2008 году, а в 2010 году – 429 тонн.
Основные направления развития отрасли животноводства в районе: молочно-мясное разведение, выращивание крупного рогатого скота и откорм свиней.
В СХПК «Родина» в 2009 году, с привлечением субсидий из областного бюджета, проведена реконструкция молочно-товарной фермы, что позволило увеличить дойное стадо на 500 голов.
Производство мяса за 2009 год к уровню прошлого года составило 89% или 290 тонн.
Среднесуточный привес по КРС за 2010 год составил – 251 грамм, что на 5 процентов больше уровня 2009 года.
Среднесуточный привес свиней составил - 301 грамм, что почти на 9 процентов ниже уровня 2009 года.
Основная причина сокращения объемов сельскохозяйственного производства - недостаток рабочих кадров. Отрицательным фактором является невысокий уровень заработной платы в сельскохозяйственной отрасли, за 2010 год она составила- 6224 руб., однако к предыдущему году темп роста - 124,1 %.
За последние четыре года при поддержке администрации области для обновления и пополнения материально-технической базы получено 6 комбайнов, только в 2010 году для укрепления материально-технической базы сельхозпредприятий были получены 2 зерноуборочных комбайна, трактора МТЗ-1221 и К-744, в 2009 - два трактора МТЗ - 82,6, автомашина «КАМАЗ».
За счет субсидий, предусмотренных по областной целевой программе «Реабилитация населения и территории Брянской области, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, в 2007-2011 г.» для МТС закуплено 5 единиц сельскохозяйственной техники - один комбайн КСК – 600 и четыре трактора «Белорус», на сумму более 3,5 млн. рублей. Продолжается сотрудничество с «Росагролизингом», поданы заявки на приобретение 7 единиц техники.
Потребительский рынок
На территории сельского поселения функционирует 5 торговых предприятия, из них 3 по торговле продовольственными, 2 – промышленными товарами. Ритмичная работа предприятий РАЙПО способствует высокой наполняемости товарами сельских магазинов.
Видовая структура объема платных услуг носит устойчивый характер и в основном сформирована за счет услуг, обязательных к оплате (жилищно-коммунальные услуги, услуги связи, пассажирского транспорта).
Инвестиции
В 2010 году год инвестиции составили 9 млн. руб. Из общего объёма инвестиций 66,4 % процента направлено на приобретение машин и оборудования, на перевод скота в основное стадо. Сданы в эксплуатацию топочная Дома Культуры с. Верещаки и 14,4 км водопроводных сетей.
С привлечением средств Фонда содействия реформирования ЖКХ в 2009 году проведен ремонт жилого дома в селе Катичи на 1,2 млн. руб.
Строительство нового жилья в районе ведется крайне мало, однако за счет сданных квартир и домов в связи с переселением из чернобыльской зоны в каждом поселении у граждан есть выбор: в 2010 году 24 семьи улучшили жилищные условия, из них 9 – это молодые семьи.
Демографическая ситуация
Демографическая ситуация
в поселении характеризуется
крайне низкими параметрами
Если в последние годы низкий уровень рождаемости в большей мере связан с социальной и экономической нестабильностью в обществе, то общая смертность населения в значительной степени обусловлена, наряду с этими факторами, повышением уровня общей заболеваемости и процессом старения населения.
Для сохранения численности населения, особенно трудоспособного возраста, необходимо предложить рабочие места с достойной заработной платой. Определенный положительный вклад в стабилизацию демографической ситуации вносит реализация национальных проектов.
Численность постоянного населения поселения продолжает снижаться, но с определенным замедлением процесса: за 2008 год минус 2,7 процента; за 2009 год – 0,8 процента, за 2010 год – 0,7 процента.
Для обеспечения более существенных изменений тенденций развития демографических процессов понадобится длительный период стабильного социально-экономического развития и внимания государства к проблеме народосбережения.
Образование
Решение социальных проблем для органов местного самоуправления является приоритетным направлением деятельности.
На территории поселения работают следующие бюджетные учреждения:
- Верещакская средняя общеобразовательная школа, 97 учащихся с двумя детсадовскими группами 45 детей;
- Катичская средняя общеобразовательная школа, 67 учащихся;
- Катичский детский сад, 30 детей;
- 2 сельских дома культуры;
- 2 филиала МУ «Межпоселенческая
центральная библиотечная
- 3 ФАПа.
В районе реализуется целевая программа «Одаренные дети», которой предусмотрены выплаты в размере 1 тыс. рублей учащимся за высокие результаты в учебе, спорте, культуре, общественной жизни.
В рамках реализации приоритетного
национального проекта «
Для организации учебного процесса и развития детей в школах используется 30 компьютеров, один компьютер на 6 учащихся.
В школах организовано горячее питание, стоимость продуктов на 1 обед школьника около 15 руб., дошкольников 27 рублей финансируется из областного, районного бюджетов и средств родителей, по отдельным статьям идут расходы на содержание столовых и обслуживающего персонала.
Самой острой проблемой остается обеспечение пожарной безопасности зданий. Кроме того, практически все здания необходимо профессионально отремонтировать с использованием современных негорючих материалов, а также исполнить постоянно дополняющийся перечень требований пожарных инспекторов.
Социальная политика
Приоритетными направлениями в работе органов социальной защиты населения в 2008 - 2010 годах являлись: стационарное и нестационарное социальное обслуживание населения, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предоставление льгот и компенсаций соответствующим категориям населения, реабилитация инвалидов, адресная социальная помощь малообеспеченным категориям населения.