Стратегии развития современного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 03:29, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».
б) знакомство с различными видами стратегического планирования
в) методика разработки стратегий
г) методика реализации стратегий
д) оценка стратегического плана
Объектом исследования являются российские и зарубежные компании.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1: Стратегия и тактика фирмы: общие представления………………..5
1.1 Основные понятия……………………………………………………………5
1.2 Виды стратегического планирования……………………………………..8
1.3 Классификация стратегий бизнеса ………………………………………..9
1.4 Применение эталонных стратегий в бизнесе…………………………….13
1.5 Конкурентные стратегии………………………………………………….18
Глава 2: Методика разработки стратегий фирмы и способы её осуществления………………………………………………………………….22
2.1 Классический алгоритм определения стратегии фирмы……………….22
2.2 Выбор стратегии…………………………………………………………..27
2.3 Оценка стратегического плана…………………………………………...30
2.4 Стадии реализации стратегии…………………………………………....33
Глава 3: Практическое применение стратегий в современном бизнесе…..39
3.1 «Иногда франчайзинг - лучший способ обскакать конкурентов, взявших старт раньше вас………………………………………………………………39
3.2 Стратегическое планирование на фирме «Сирс»………………………44
3.3 Последовательная реализация стратегии на фирме «Тойз'Р'Ас»…….46
3.4 Как «Интурист» пытается вернуть себе былую славу………………...47
Заключение……………………………………………………………………52 Список использованной литературы…………………………………….…53

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Стратегический менеджмент.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки России

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

в г. Великом Новгороде

 

 

Кафедра экономики и управления

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

 

Стратегии развития современного бизнеса

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 
студент гр. Д12М

Качура К. Д.

Проверил:

к. э. н., доцент

Мясникова С. В.

 

 

Великий Новгород

2014г. 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1: Стратегия и тактика фирмы: общие представления………………..5

1.1 Основные понятия……………………………………………………………5

1.2 Виды стратегического планирования……………………………………..8

1.3 Классификация стратегий бизнеса ………………………………………..9

1.4 Применение эталонных  стратегий в бизнесе…………………………….13

1.5 Конкурентные стратегии………………………………………………….18

Глава 2: Методика разработки стратегий фирмы и способы её осуществления………………………………………………………………….22

2.1 Классический алгоритм определения стратегии фирмы……………….22

2.2 Выбор стратегии…………………………………………………………..27

2.3 Оценка стратегического  плана…………………………………………...30

2.4 Стадии реализации стратегии…………………………………………....33

Глава 3: Практическое применение стратегий в современном бизнесе…..39

3.1 «Иногда франчайзинг - лучший способ обскакать конкурентов, взявших старт раньше вас………………………………………………………………39

3.2 Стратегическое планирование на фирме «Сирс»………………………44

3.3 Последовательная реализация  стратегии на фирме «Тойз'Р'Ас»…….46

3.4 Как «Интурист» пытается вернуть себе былую славу………………...47

Заключение……………………………………………………………………52 Список использованной литературы…………………………………….…53

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования.  Глубокие социально-экономические изменения, развитие демократизации, изменение социальных ценностей, стремление людей к участию в управлении производством, а также возрастающие сложность и взаимозависимость бизнеса и окружающей среды приводят к пониманию, что выработка плодотворных идей и предложений о перспективах развития бизнеса не является специальной прерогативой его руководителей или профессиональных плановиков. Более того, необходимо создать такую систему управления, которая использовала бы знания, умения и навыки работников всех уровней и подразделений бизнеса. Одновременно этой системе должна быть адекватна организационная структура управления фирмы. Это – непременное условие эффективности стратегического управления.

В условиях жёсткой конкуренции и быстроменяющейся экономической ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на текущую работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов. В настоящее время не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, но исключительно важным становится осуществление управления, обеспечивающего адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Поэтому в современном бизнесе разработка стратегий развития для фирм очень актуальны.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своём роде, поэтому и процесс выработки для каждой фирмы уникален. Он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, потенциала, поведении конкурентов, характеристик производимого товара (оказываемых услуг), состоянии экономики, культурной среды и ещё многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщённых принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Основной целью курсовой работы является изучить стратегии развития современного бизнеса. Для реализации поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

а) изучение понятий «стратегия» и «стратегический менеджмент».

б) знакомство с различными видами стратегического планирования

в) методика разработки стратегий

г) методика реализации стратегий

д) оценка стратегического плана

Объектом исследования являются российские и зарубежные компании.

Предметом исследования является теория, методика внедрения и практика стратегического планирования.

 

 

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ФИРМЫ: ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

 

1.1 Понятие «стратегии»  и «стратегического менеджмента»

 

Одна из ключевых составляющих управления - стратегический выбор, реализация которого представляет основную часть содержания стратегического управления. Для фирмы стратегическое планирование - важнейшее условие эффективного управления его развитием. Методы планирования занимают одно из главных мест в управлении современной фирмы, а также при разработке и реализации инструментов экономической политики на правительственном уровне управления. С одной стороны, они выполняют функцию снижения неопределённости развития, создают устойчивые ожидания, относительно будущего управляемой системой, а с другой - выполняют функцию механизма обучения, отбора эффективных решений, накопления полезного опыта.[1] Стратегическое планирование предназначено для решения широкомасштабных задач и этапов развития экономической системы.

Обычно цель стратегического планирования - осуществление эффективного управления экономическими изменениями. Его результатом обычно выступают новые продукты, технологии, рынки, а также их комбинации, организации.

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир. Однако этот военный термин за последние 20 лет широко вошёл в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента.[2] Стратегия - набор правил и/или установок которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, ориентированных на длительные интервалы времени, а также сами эти решения, обеспечивающие будущее фирмы. Это отличает её от тактики, которая преследует сиюминутные цели и задачи на коротких временных интервалах. Стратегию можно рассматривать как общий комплексный план, предназначенный обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

В стратегическом управлении стратегия - это долгосрочное, качественно определённое направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм её деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации (что она хочет получить в результате своей деятельности).[3]

Под стратегией в настоящей работе понимается комплекс функциональных направлений деятельности предприятия, ориентирующих всех его работников на достижение общих значимых целей организации. Под стратегическим управлением - система решений и действий, применяемых для формулирования и осуществления стратегии, которая обеспечит наилучшее конкурентное соответствие между предприятием и его средой и позволит достичь целей организации с наименьшими затратами ресурсов. Суть стратегического управления в том, что в организации, с одной стороны, существует чётко организованное комплексное стратегическое планирование, а с другой - структура управления фирмой адекватна «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.[1]

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

 

 

Рисунок 1. Процесс стратегического планирования

 

Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет в том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.[2]

Изучением вопросов разработки и реализации стратегии занимается специальная дисциплина - стратегический менеджмент - одно из направлений менеджмента, главная задача которого состоит в выработке генерального курса долгосрочных (перспективных) целей организации (фирмы, корпорации) и разработке конкретных программ для их достижения. Стратегический менеджмент рассматривает широкий круг вопросов, связанных с проблемами управления компаний на стратегическом уровне.[1]

1.2 Виды стратегического планирования

 

В теории стратегического менеджмента обычно выделяют следующие вида стратегического планирования.

Долгосрочное (перспективное) планирование. При разработке планов идут от будущего к настоящему. Планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных, отражающих долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии в план не включаются, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных финансовых показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

Среднесрочное планирование. В его основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение её характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до5 лет.

Краткосрочное планирование. Охватывает период в несколько недель или месяцев. Оно нацелено на регулирование текущего использования ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ними, управления материальными запасами и полученными кредитами.

Оперативное планирование. В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательностью операций, расстановка работников и др.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха. Фирма, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути для действий.

Формирование стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством.

 

1.3 Классификация стратегий бизнеса

 

Один из ведущих специалистов и теоретиков в области стратегического управления М. Портер, представитель Гарвардской школы бизнеса, в 80-х годах прошлого столетия опубликовал ряд работ, в которых на целое десятилетие определил направление развития стратегического планирования. В этих работах сформулированы основные подходы, сделавшие стратегическое планирование настоящей наукой.[1]

Согласно теории М. Портера, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

Первая область. Связана с лидерством в минимизации издержек производства. Компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счёт более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь эффективную реализацию производства и снабжения, развитую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также налаженную систему распределения продукции. Требования к маркетингу при реализации данной стратегии предъявляются невысокие.

Примером может служить компания «Бритиш Юкрэниен Шипбилдерс» (Би-Ю-ЭС) по строительству сухогрузов. Изготовлением корпусов судов будут заниматься низкооплачиваемые рабочие украинских верфей. При производстве кораблей будут использоваться дешевая украинская сталь. Начинку кораблей поставят в основном британские компании. Поэтому ожидается, что стоимость новых судов будет значительно ниже цены аналогичной продукции европейских и азиатских кораблей. Так, сухогруз класса «ПАРАМАКС» водоизмещением 70 тыс. т оценивается в 25-26 млн. $, в то время как аналогичное судно японской постройки стоит 36 млн. $. [1]

Предпосылки:

- большая доля рынка;

- наличие конкурентных  преимуществ (доступ к дешёвому  сырью, низкие расходы на доставку и продажу товаров и др.);

- строгий контроль расходов, возможность экономии расходов  на исследования, рекламу, сервис.

Преимущества стратегии:

- предприятия рентабельны  даже в условиях сильной конкурентной  борьбы, когда другие конкуренты  терпят убытки;

- низкие затраты создают  высокие входные барьеры;

- при появлении продуктов-заменителей  лидер по экономии на издержка  имеет большую свободу действий, чем конкуренты;

- низкие затраты снижают  влияние поставщиков.

Риски стратегии:

- конкуренты могут перенять  методы снижения затрат;

- серьёзные технологические  новшества могут устранить имеющиеся  конкурентные преимущества и  сделать малопригодным накопительный опыт;

Информация о работе Стратегии развития современного бизнеса