Стратегический анализ внешней среды как исходный пункт разработки стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 13:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — выявить значение стратегического анализа внешней среды в разработке стратегии. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
o ознакомиться с содержанием внешней среды
o изучить инструменты анализа внешней среды
o собрать необходимую информацию для анализа внешней среды

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней среды……..………4
1.1. Роль и значение стратегического анализа внешней среды в
разработке стратегии………………………………………………4
1.2. Инструменты анализа внешней среды………………………….12
Глава 2. Практические аспекты анализа внешней среды на примере ОАО «Лето Банк»………………………………………………………..
2.1. PEST анализ на примере ОАО «Лето Банк» ……………………...27
2.2. SWOT анализ на примере ОАО «Лето Банк» …………………...30
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы и источников…………………..38

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический анализ в.с.(курсовая).docx

— 148.35 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

«Саратовский  государственный социально-экономический  университет»

 

Кафедра менеджмента

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Стратегический менеджмент»

на тему:

«Стратегический анализ внешней среды как исходный пункт разработки стратегии»

 

 

Выполнила: студентка 5 курса, 5группы

Факультета экономики  и менеджмента

Мелконян Р.С.

Специальность: «Менеджмент организации»

Специализация: «Инвестиционный менеджмент»

Проверила: профессор кафедры менеджмента

 Краснощекова С.В.

 

 

Саратов

2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2

Глава 1. Теоретические аспекты анализа внешней среды……..………4

    1. Роль и значение стратегического анализа внешней среды в 

разработке стратегии………………………………………………4

    1. Инструменты анализа внешней среды………………………….12

Глава 2. Практические аспекты анализа внешней среды на примере ОАО «Лето Банк»………………………………………………………..

2.1. PEST анализ на примере ОАО «Лето Банк» ……………………...27

2.2. SWOT анализ на примере ОАО «Лето Банк» …………………...30

Заключение………………………………………………………………..36

Список использованной литературы и источников…………………..38

 

Введение

Важным этапом в разработке стратегии является стратегический анализ. Стратегически анализ позволяет  снизить неопределенность и тем самым повысить эффективность принимаемых стратегических решений. Мы живем в эпоху прогресса, быстро меняющейся и нестабильной внешней среды, стратегический анализ необходим для выявления этих изменений. Организации должны следить за прогрессом на рынке, прогнозировать и развивать те направления, которые будут востребованы. Конечно, не исключена вероятность неправильного прогноза, но благодаря проведению систематического стратегического анализа она снижается.

Задачей стратегического  управления является обеспечение непрерывного и эффективного взаимодействия организации с внешней средой.

1Стратегический анализ дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации, усилить ее конкурентные преимущества. Внешняя среда компании таит в себе как угрозы, которым подвержена компания, так и возможности, которые открываются перед ней. Именно анализ факторов внешней среды и их прогноз позволяют компании быстро адаптироваться к изменениям и принимать стратегические решения по дальнейшему развитию. Внешняя среда организации это ее внешнее окружение , системы с которыми она взаимодействует, и повлиять на которые сама по себе не способна.                  

Актуальность  данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время потребительский рынок товаров и услуг характеризуется высокой конкуренцией. Организации, желающие стать конкурентными на рынке нуждаются принятие стратегических решений. Для определения направления стратегического развития фирмы необходимо проведение исследований рынка и определение рыночного потенциала предприятия.

Цель курсовой работы — выявить значение стратегического анализа внешней среды в разработке стратегии. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • ознакомиться с содержанием внешней среды
  • изучить инструменты анализа внешней среды
  • собрать необходимую информацию для анализа внешней среды
  • провести  стратегический анализ внешней среды

Предмет исследования — стратегический анализ внешней среды.

Стратегический анализ внешней  среды проведем на примере ОАО « Лето Банк».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава. Теоретические  аспекты стратегического анализа  внешней среды.

1.1Роль и значение стратегического анализа внешней среды как средства разработки стратегии.

Внешняя среда организации  рассматривается как совокупность факторов, оказывающих влияние на организацию или ее отдельные части, которые находятся за пределами организации. Главным назначением стратегического  анализа внешней среды является выявление и мониторинг возникающих возможностей и угроз, которые по средствам прямого или косвенного воздействия могут влиять на деятельность организации.

2Стратегический анализ внешней среды и постоянных изменений в ней — главная задача менеджеров. Организации, выбирающие стратегию своей деятельности, должны формировать ее исходя из имеющихся возможностей, сильных и слабых сторон, а так же учитывать главным образом факторы внешней среды.

Стратегия имеет множество  определений, вот некоторые из них:

— Стратегия—это наука и искусство военного командования, применяется к планированию и управлению крупномасштабных операций;

— Стратегия — это всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей;

— Стратегия – это унифицированный, интегрированный и понятный план, разработанный таким образом, чтобы быть уверенным в достижении целей предприятия. Из определений становится понятно, что стратегия определяет, как достичь преимущества для организации, в меняющемся окружении, как обеспечить рыночные запросы и ожидания акционеров.

Процесс разработки стратегии  включает:

·         оценку потенциала фирмы, ее возможностей и резервов для достижения общих целей;

·         анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы: коммерческих, технологических, социальных;

·         анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившейся обстановке и возникшим ситуациям;

·         оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;

·         принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

Оценка и анализ внешней  среды

 Процесс разработки  стратегии компании включает в себя:

— разработка миссии компании (имидж организации);

— разработка стратегического видения;

— определение целей и задач организации;

— подходы к разработке стратегии.

После  установления  своей  миссии  и  целей  руководство  предприятия начинает диагностический  этап  процесса  стратегического  планирования.  На этом пути первым шагом является исследование внешней среды:

     —  оценка  изменений,  влияющих  на  различные аспекты текущей стратегии;

     — определение факторов, представляющих угрозу  для текущей стратегии фирмы;

— контроль и анализ деятельности конкурентов;

      —  определение факторов,  представляющих  больше   возможности   для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.

     Анализ внешней  среды способствует контролю внешних  по  отношению к фирме факторов, получению важных  результатов.  Для этого нужно выяснить, настоящее положение организации, ее будущее положение и меры которые необходимо принять руководству.

     Внешнюю среду организации характеризуют:

—  высокий показатель сложности, множество факторов, влияющих на организацию;

— динамичные темпы изменений факторов внешней среды и проблематичность предвидения этих процессов;

— наличие во внешней среде одновременно факторов, создающих угрозы развитию организации, и факторов, создающих возможности для ее благоприятного развития;

— проявление положительной и отрицательной синергии во взаимодействии факторов внешней и внутренней среды. Эффект отрицательной синергии проявляется при усилении негативного влияния на организацию факторов внешней среды, а при создании новых возможностей ее развития или улучшении уже существующих проявляется положительная синергия.

3Множество факторов внешней среды значительно усложняет стратегическое планирование. В процессе стратегического планирования следует остерегаться анализа избыточной информации о факторах, которые не имеют влияния на фирму, но в то же время нужно не упустить фактор, оказывающий решающее влияние на положение фирмы на рынке.

Большинство факторов внешней  среды могут оказывать комбинированное действие, так коррупция и бюрократия ведут к кризисам в экономике, разрушают социальную среду, противостоят социальному развитию. Факторы внешней среды могут быть выделены в отдельные группы, оказывающие в данный момент значимое влияние на организацию — энергетические, международные, экологические факторы. В связи с этим в настоящее время менеджеры расширяют модель PEST до восьми и более факторов — экономические, демографические, политические, социальные, экологические, правовые, технологические, инфраструктурные. С другой стороны большое количество факторов в анализе может привести к противоречивости полученных данных, тем самым будет затруднена разработка стратегии фирмы.

Внешнюю среду можно представить  в виде двух систем факторов дальнего окружения, на которые организация  влиять не может (макросреда) и факторов ближнего окружения, на которые возможно частичное влияние организации (микросреда)

В стандартной модели PEST, учитываются факторы дальнего окружения, на которые организация не может влиять. В анализе внешней среды следует учитывать как факторы дальнего окружения организации, так и ближнего, ведь каждая организация непосредственно взаимодействует с факторами внешней среды, входящих в ее ближнее окружение.

Выделяют наиболее значимые факторы:

Клиенты — важный фактор внешней среды фирмы, т.к. клиент стоит на первом месте в  современных стратегиях организации и именно для него работает организация и от него получает прибыль.

Поставщики – фактор, способствующий успешному развитию организации. Грамотный выбор поставщиков и заключение с ними долгосрочных контрактов может привести к снижению затрат и повышению качества ресурсов.

Конкуренты — важнейший фактор ближнего окружения. Проводя анализ конкурентов нужно учитывать не только существующих конкурентов, но и будущих. Необходимость проводить анализ сильных и слабых сторон  конкурентов, объясняется тем что, в условиях быстрого роста можно упустить образовавшиеся конкурентные преимущества у конкурентов организации.

Местные власти – фактор, с которым менеджерам организации нужно считаться, ведь плохое взаимодействие с местными органами приводит к проблемам с бизнесом. Организация несет социальную ответственность бизнеса, что подразумевает ее участие в развитии территории,  на которой она располагается.

Региональные факторы — это региональная специфика группы факторов, примером может быть региональная политика, региональные рынки, климатические особенности и т.д.

Каждый фактор следует  описывать количественными показателями и указывать степень его влияния на компанию. В процессе анализа внешней среды желательно сформулировать и возможные действия компании по противодействию факторам окружающей среды, с указанием затрат и результатов.

4Выделяют следующие условия, при котором анализ факторов внешней среды становиться эффективным:

— нахождение тех факторов, которые оказывают наибольшее влияние на развитие организации;

— группировка и расстановка приоритетов по степени влияния на организацию;

— изучение взаимосвязи между факторами и эффектов положительной и отрицательной синергии

— применение количественной оценки факторов;

— оценка влияния факторов внешней среды на фирму в настоящем и будущем.

Выделяют семь областей возможностей и угроз, с которыми сталкивается организация:

    — Экономические факторы – это факторы, которые постоянно изменяются и напрямую влияют на организацию, поэтому необходимо постоянно диагностировать и оценивать их.   К таким факторам можно отнести: международный платежный баланс, уровни занятости, темпы   инфляции, ставки налогообложения, доходы населения и т.д. Каждый из них  может  представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

     — Политические факторы. Существующая государственная политика является важным фактором для организаций, участвующих в политических процессах. Государство  должно  следить  за нормативными документами местных органов, властей  субъектов  государства  и федерального правительства.

     — Рыночные факторы.  Эта  среда представляет  собой постоянный набор опасностей  для фирмы.  Факторами,  влияющими на  успехи  и провалы организации, относятся: уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, распределение доходов населения, легкость  проникновения на рынок.

    — Технологические факторы. Фактор, учитывающий  изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или  успехов  в  технологиях средств связи. Технологический анализ проводится, с целью  быть в курсе последних ноу—хау.

     — Факторы конкуренции. Каждая организация имеет конкурентов и должна исследовать  их действия: проводить анализ  будущих  целей  и  оценку  текущей стратегии конкурентов, обзор предпосылок в отношении конкурентов и отрасли, в  которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых  сторон конкурентов.

Информация о работе Стратегический анализ внешней среды как исходный пункт разработки стратегии