Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Возникновение «стратегического менеджмента» как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.

Содержание

Введение …………………………………………………………..…3 стр.-5 стр.
Сущность стратегического менеджмента………...……………6 стр.-10 стр.
Понятие стратегии и тактики предприятия………………….11 стр.-14 стр.
Этапы становления стратегического менеджмента…………15 стр.-16 стр.
Школы стратегического менеджмента…………………….….16 стр.-19 стр.
Стратегический анализ внешней макросреды………….........20 стр.-25 стр.
Матричный бизнес анализ – портфеля корпорации………...26 стр.-34 стр.
Заключение…………………………………………………………...……35 стр.
Список литературы………………………………………………………36 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегический менеджмент.docx

— 64.85 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение …………………………………………………………..…3 стр.-5 стр.

Сущность стратегического  менеджмента………...……………6 стр.-10 стр.

Понятие стратегии  и тактики предприятия………………….11 стр.-14 стр.

Этапы становления  стратегического менеджмента…………15 стр.-16 стр.

Школы стратегического  менеджмента…………………….….16 стр.-19 стр.

Стратегический  анализ внешней макросреды………….........20 стр.-25 стр.

Матричный бизнес анализ – портфеля корпорации………...26 стр.-34 стр.

Заключение…………………………………………………………...……35 стр.

Список литературы………………………………………………………36 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

В условиях современной рыночной экономики  менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. В настоящее время трудно назвать  более важную и многогранную сферу  деятельности, чем менеджмент, от которого в значительной мере зависят и  эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Менеджмент - это эффективное управление, критерии оценки которого меняются в зависимости от типа организации, отрасли, в которой он функционирует, его социальной значимости и многих других параметров.

Проблема нахождения методов и  форм эффективного менеджмента была в свое время уже изучена многими  классиками дисциплины, такими, например, как А. Файоль или Ф. Тейлор, нам известно, сколько интеллектуальных усилий было ими затрачено при разработке теории эффективного менеджмента и выделения принципов и правил результативного управления.

В результате расширения сферы управленческих исследований и совершенствования  их методологии и техники, возникли школы и направления в менеджменте, которые делали акценты, например, на мотивации и взаимоотношениях людей  в процессе труда (школа человеческих отношений и психологическая  школа), совершенствовании организационных  структур (системный анализ, структурно-функциональный подход), оптимизации трудовых процессов (научная организация труда), организационной  культуре, коммуникациях и т.д.

Возникновение различных школ и  направлений теории менеджмента  было основано исключительно на реальных проблемах в бизнесе. Например, в  первой четверти XX века, в период бурного  развития тяжелой индустрии, требовалось  большое количество низкоквалифицированных рабочих, которые были обеспокоены главным образом тем, как подороже продать свой труд. В свою очередь, собственники и управляющие предприятиями были заинтересованы в том, чтобы получить за оговоренную оплату труда максимальную трудовую отдачу от нанятых работников. Решение сложившейся проблемы, а именно методы выполнения требований обоих сторон, были озвучены в «школе научного менеджмента» (Ф. Тейлор, Г. Гантт, X. Эмерсон и др.). В 30--50-е годы в США требования к рабочей силе изменились: возник дефицит высококвалифицированных рабочих, выполняющих сложную работу на дорогостоящем оборудовании. Управление таким персоналом требовало развитой системы мотивации, учета разнообразия ожиданий от работы, роста затрат на переподготовку и повышение квалификации кадров. Отклик на эти новые потребности бизнеса со стороны теории менеджмента выразился в появлении психологической школы, которая сконцентрировала внимание на проблемах человеческого фактора на производстве. Существует еще масса подобных примеров изменений условий ведения бизнеса, и соответствующих теоретических разработок, предлагающих новые условия организации труда и управления. Не является исключением из этого ряда и возникновение теории стратегического менеджмента. Из которой следует, что стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе.

Возникновение «стратегического менеджмента» как самостоятельной научной  дисциплины также было связано с  новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия  определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической  революцией, требующими прогнозирования  новых производственно-технологических  прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг  в развитых странах, что приводило  к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Именно это и стало реализовываться в стратегическом менеджменте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность стратегического  менеджмента

В коммерческих организациях стратегическое планирование обычно связано с конкурентными  действиями на рынке. В некоммерческих организациях стратегическое планирование используется, как правило, для проведения различных мероприятий во внешней  среде.

Для выполнения этих функций некоторые  компании нанимают экспертов по стратегическому  планированию, однако основную ответственность  за осуществление процесса несут  линейные менеджеры. Некоторые фирмы  находят способы вовлечения в  процесс стратегического планирования простых рабочих.

Стратегическое мышление означает анализ долгосрочных перспектив, видение  картины бизнеса в целом, включая  организацию, конкурентную среду и  взаимодействие между ними. Овладение стратегическим мышлением предполагает осознание концепции стратегии, уровней стратегии, принципов ее формулирования и внедрения.

Стратегический менеджмент — это  набор решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и  достижение поставленных целей.

Предполагается, что данный процесс  облегчит менеджерам поиск ответов  на такие стратегические вопросы, как:

- Где сейчас находится организация?

- Какие перемены и тенденции  происходят в конкурентной среде?

- Как нам следует действовать,  чтобы достичь целей?

Посредством стратегического менеджмента  руководство определяет направление  движения организации, т. е. ее общую  стратегию .

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций фирмы.

Подходы стратегического  менеджмента

В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического  менеджмента, которые акцентируют  внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого  процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов (или их комбинации):

  • анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
  • цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения;
  • деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.

Анализ  окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А. Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является «процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой». Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д. Шендел, и К. Хаттен, рассматривая его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, с остоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров -- разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.

Цели  и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У. Глука и Л. Джауха, согласно которому стратегический менеджмент -- это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей». В данном случае использование слова «направление» в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А. Томпсона и А. Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей», а также Дж. Пирса и Р. Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации».

Деятельностный подход. Он акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления и поэтому объединяет два предшествующих. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий стратегического менеджмента:

  • анализ текущего положения организации в конкурентной среде;
  • выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации;
  • имплементация - процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Анализ в этой модели соответствует  подходу с позиций оценки организационного окружения, так как на этом этапе  деятельность руководителей направлена на выяснение переменных среды, которые  важны для разработки стратегии. Этап стратегического выбора соответствует  логическому анализу ситуации при  принятии решений. Здесь действия означают разработку средств для осуществления стратегии. Действия на этом этапе предполагают осуществление контроля, на основании которого определяются необходимые корректировки.

Предложенные к пониманию  стратегического менеджмента подходы  допускают различные комбинации и добавления новых акцентов, позволяющие  расширить всесторонность охвата в  понятии этой сложной дисциплины. Так, например, О. С. Виханский в своем определении объединяет второй и третий подходы, подчеркивая значение человеческих ресурсов в стратегическом управлении: «Стратегическое управление -- это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе». Наконец отметим, что, при всей важности формальных родовидовых определений, раскрыть суть стратегического менеджмента лучше всего удается через содержательное операционное определение, которое описывает стратегический менеджмент как структурированный определенным образом процесс действий для достижения некоторых, заранее определенных целей и опирающийся на известные методологические принципы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие стратегии  и тактики предприятия

Слово «стратегический» в современном  менеджменте используется в двух значениях:

1. стратегический значит «имеющий  длительную временную перспективу»; в таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;

2. стратегический значит относящийся  к генеральному пути движения  к цели или задающий направление  (курс, маршрут) движения к цели; в таком значении это слово  используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.

Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия и хорошо продуманная  тактика помогают организации успешно  справиться со многими трудностями  и проблемами.

Области выработки стратегии. Как  было сказано выше, в самом общем  виде – стратегия – это генеральное  направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к  цели. Такое понимание стратегии  справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в  иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия концентрирует  внимание и связана с тем:

  • что организация делает и чего не делает;
  • что более важно и что менее важно в осуществляемой в организации деятельности.

Важный аспект стратегического менеджмента связан с формулированием и внедрением стратегии. Формулирование стратегии включает в себя процессы планирования и принятия решений, в результате которых устанавливаются цели организации и разрабатывается стратегический план. Данный процесс может потребовать анализа факторов внешней среды и внутренних проблем фирмы. Полученные результаты затем превращаются в цели и стратегию. В этом и состоит отличие формулирования стратегии от ее внедрения, т. е. использования управленческих и организационных инструментов и ресурсов для получения стратегических результатов. Процесс внедрения есть претворение стратегического плана в жизнь. Чтобы превратить сформулированную на бумаге стратегию в реальность, необходимы оборудование, ресурсы, возможно, измененные организационная структура и система оплаты, наконец, убеждение работников в целесообразности предпринимаемых действий.

Информация о работе Стратегический менеджмент