Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:25, курсовая работа
Возникновение «стратегического менеджмента» как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее.
Введение …………………………………………………………..…3 стр.-5 стр.
Сущность стратегического менеджмента………...……………6 стр.-10 стр.
Понятие стратегии и тактики предприятия………………….11 стр.-14 стр.
Этапы становления стратегического менеджмента…………15 стр.-16 стр.
Школы стратегического менеджмента…………………….….16 стр.-19 стр.
Стратегический анализ внешней макросреды………….........20 стр.-25 стр.
Матричный бизнес анализ – портфеля корпорации………...26 стр.-34 стр.
Заключение…………………………………………………………...……35 стр.
Список литературы………………………………………………………36 стр.
Матричный анализ бизнес - портфеля корпорации
Матрица GE/McKinsey
Попытка General Electric проанализировать при содействии консультационной фирмы McKinsey and Company свой весьма диверсифицированный портфель привела к построению матрицы из девяти ячеек, основанной на двух измерениях – долговременной привлекательности отрасли и сильных сторон/конкурентоспособности предприятия.
Сильные
стороны/конкурентоспособность
Баллы привлекательности отрасли и сильных сторон единицы служат основой для отнесения единицы к одной из девяти ячеек матрицы. В матрице GE привлекательность — сильные стороны площадь кругов пропорциональна размеру отрасли, а доли в круге отражают долю единицы на рынке.
Подходу привлекательность
— сильные стороны на основе девяти
ячеек присущи следующие
Трудно возразить против
правила, согласно которому ресурсы
концентрируют на тех предприятиях,
которые обладают высокой степенью
привлекательности и
Тем не менее, матрица GE из девяти ячеек, подобно матрице рост — доля из четырех ячеек, не может дать подлинных ориентиров в конкретных ситуациях, возникающих при реализации стратегии компании; максимум того, что можно получить на основе анализа матрицы GE, — это представление об общей стратегической позиции, которую надлежит занять: агрессивная экспансия, укрепление и защита, ликвидация или отказ от единицы. Хотя такие рецепты ценны с общих позиций управления портфелем, они игнорируют проблему стратегической координации деятельности взаимосвязанных предприятий фирмы, а также вопрос о том, какие специфические конкурентные подходы и стратегические меры следует осуществить на уровне хозяйственной единицы.
Таким образом, проведем анализ бизнес – портфеля корпорации с помощью матрицы GE/McKinsey.
Исходные данные для матричного анализа берем из таблицы 3. Исходных данных для матричного анализа.
Привлекательность отрасли |
Конкурентная позиция бизнеса | |||
Сильная |
Средняя |
Слабая | ||
5
3,66
2,33
1,0 |
Сильная
|
27%
Бизнес 5 |
||
Средняя
|
Бизнес 4 |
8%
Бизнес 3 | ||
Слабая
|
90%
Бизнес 2 |
Матрица Hoffer/Shendel
Было бы неразумно ограничивать
анализ портфеля только одним видом
матрицы. Каждой матрице присущи
свои достоинства и недостатки и
каждая по-своему характеризует сильные
и слабые стороны портфеля. Использование
этих двух видов матриц для оценки
диверсифицированного портфеля способствует
лучшему пониманию ситуации. В
этой матрице хозяйственные единицы
расположены с учетом стадии эволюции
отрасли и сильных сторон в
конкурентной борьбе. Матрица жизненного
цикла характеризует, как предприятия
диверсифицированной фирмы
Для того чтобы диверсифицированная
компания получала хорошие результаты,
значительная доля ее выручки и прибыли
должна поступать от хозяйственных
единиц, функционирующих в
Приведем матрицу жизненного цикла для нашей корпорации.
Варианты стратегического развития корпорации
Выводы по положению каждого бизнеса корпорации на рынке, его инвестиционной привлекательности, а также выводы о том, каким образом распределяются бизнесы корпорации с учетом стадий жизненного цикла произведем и представим в виде таблицы
Бизнес |
Матрица GE |
Матрица Hoffer |
Бизнес - портфель |
1 |
Бизнес при доле на рынке 14 % располагает
средней конкурентоспособностью при
средней же долгосрочной привлекательности
отрасли. Таким образом, данный бизнес
находится в квадранте среднего
приоритета с точки зрения инвестирования.
Для данного бизнеса |
Рынок данного бизнеса находится на стадии насыщения, при этом бизнес имеет среднюю конкурентную позицию при доле 14 %. Рекомендуется проводить стратегию
увеличения прибыли. Чтобы повысить
эффективность использования |
На стадии насыщения жизненного цикла, когда конкуренция и темпы роста рынка стабилизируется, основной целью развития бизнеса должна стать его рентабельность, а не рост. Инвестиции должны сохранятся на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль должна быть доведена до максимума. Бизнес №1 имеет стабильное положение на рынке. Рентабельность бизнеса составляет 26,5%, это больше чем показатели рентабельности по отрасли и в среднем по региону. Хотя бизнес № 1 и имеет хорошие показатели, но в данный момент важного значения на корпорацию он не оказывает, т.к. размер рынка на котором работает данная фирма является самым маленьким из всех рынков на которых представлена данная корпорация. |
2 |
Данный бизнес имеет высокую |
Фирма работает на рынке, находящемся на стадии разложения, и имеет сильную конкурентную позицию. Для фирм, находящихся в аналогичном
положении рекомендуется |
Данный бизнес в настоящее время имеет для корпорации важное значение, в связи с тем, что он обеспечивает инвестиционными ресурсами сам себя и за счет доходов от него развиваются другие бизнес - единицы. По отношению к данному бизнесу, в связи с тем, что рынок на котором он работает находится на стации разложения, а доля бизнеса на рынке составляет 90% корпорация может применить 2 типа действий: либо продолжить существование этого бизнеса до конца с целью принесения доходов, либо продать имеющееся оборудование и закрыть бизнес с целью получения единовременных средств для вложения их в более перспективные бизнесы. |
3 |
Данный бизнес при доле рынка в 8 % имеет низкую конкурентоспособность при средней долгосрочной привлекательности отрасли. Возможные стратегии: небольшое расширение,
минимизация инвестиций, либо переход
в более привлекательный |
Бизнес имеет слабую конкурентную позицию, и находится на стадии рынка насыщения. На стадиях зрелости и насыщения,
если доля бизнеса на рынке составляет
до 15 % (в нашем случае 8 %), необходимо
пересмотреть свой рынок, ограничив
его сегментами, где больше всего
проявляются конкурентные преимущества
путем перераспределения |
Для данного бизнеса можно |
4 |
По данной матрице бизнес имеет среднюю конкурентоспособность при средней привлекательности отрасли, имея при этом долю рынка в 16 %. Основная цель – защита позиций. Необходимы инвестиции в сегменты, обеспечивающие стабильные прибыли и минимальные риски. Приоритет средний. |
Бизнес имеет среднюю это стратегия увеличения прибыли. |
Данный бизнес имеет важное значение для корпорации. Бизнес работает на рынке находящемся на стадии насыщения. Прибыльные бизнесы на этой стадии являются «генераторами наличности». За счет прибылей этого бизнеса возможно развитие других единиц корпорации. |
5
|
Данный бизнес имеет высокую конкурентоспособность при 27 % доле рынка и высокой долгосрочной привлекательности отрасли. Стратегии должны быть направлены на удержание позиций: дополнительные инвестиции в развитие, глобальная диверсификация, поглощение конкурентов. Приоритет инвестирования высокий. Бизнес имеет высокую |
Данный бизнес для корпорации имеет важное стратегическое значение. По отношению к нему корпорации следует применять лишь стратегию развития и укрепления позиций. |
Таким образом, исходя из представленных матриц видно, что корпорация владеет несбалансированным бизнес - портфелем с преобладанием бизнесов на поздних стадиях жизненного цикла.
Всем известно, что для
улучшения долговременных финансовых
результатов
В нашем случае самый крупный бизнес № 2 в денежном выражении нашей корпорации работает на рынке, находящемся на стадии разложения. Его доля на этом рынке составляет 90%. Продать этот бизнес на данной стадии развития рынка маловероятно, поэтому можно при минимальных инвестициях обеспечивать его существование до конца рынка, либо закрыть бизнес. Следующие два по величине в денежном выражении бизнеса № 3 и 4 и самый маленький бизнес № 1 работают на рынках в стадии насыщения. Они приносят неплохую прибыль, но не имеют долгосрочной перспективы. Бизнес № 5 работает на рынке, находящемся на стадии развертывания. Но размер рынка не настолько велик, чтобы обеспечить процветание корпорации в будущем, даже в случае монопольного владения этим рынком.
Наличие стабильных бизнесов
на стадии зрелости, но отсутствие или
недостаточность развивающихся
бизнесов ставит под угрозу будущее
компании. В этом случае рекомендуется
приобретение или открытие бизнесов
в новых перспективных
Стратегия - формирование целей, достижение их и решение задач предприятия-производителя по каждому отдельному товару, по каждому отдельному рынку на определенный период. Стратегия формируется в целях осуществления производственно-коммерческой деятельности в полном соответствии с рыночной ситуацией и возможностями предприятия.
Стратегия предприятия разрабатывается на основе исследований и прогнозирования конъюнктуры товарного рынка, изучения покупателей, изучения товаров, конкурентов и других элементов рыночного хозяйства.
Выбор стратегии связан с решением по поводу одного из следующих трех моментов функционирования фирмы:
1) прекращение определенного
2) продолжение определенного
3) переход в определенный бизнес.
При этом фирма вырабатывает стратегию в следующих основных областях:
1) лидерство в минимизации
2) специализация в производстве продукции;
3) фиксация определенного
Тактика - формирование и решение задач предприятия на каждом рынке и по каждому товару в конкретный период времени (краткосрочный) на основе стратегии и оценки текущей рыночной ситуации при постоянной корректировке задач по мере изменения конъюнктурных и других факторов: например, изменение индекса цен, обострение конкурентной борьбы, сезонное падение спроса, уменьшение интересов покупателей к товару и другое.
Стратегические изменения
1. Буров В.Н. и др. Стратегическое
управление фирмами.
2. Дафт Р.Л. Менеджмент.- СПб: Питер, 2004.- 832 с.: ил.
3. Зуб А.Т. Стратегический
4. Ковалёв В.В. Введение в
5. Селезнёва Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 639 с.
6. Шеметов П.В. Менеджмент: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 2002.- 176 с.
Стр.