Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка мероприятий по повышению деловой активности и оценка применения стратегического менеджмента на влияния на рынке аудиторских и консалтинговых услуг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятия, значение и задачи анализа деловой активности предприятия; - изучить существующие методы анализа стратегического менеджмента; - выявить систему показателей деловой активности; - провести анализ финансового состояния и деловой активности конкретного предприятия; - разработать рекомендации по повышению деловой активности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.2. ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.3. Методы стратегического анализа
1.4. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1.5. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
1.6. PEST АНАЛИЗ
1.7. МЕТОД SWOT- АНАЛИЗА
1. Анализ стратегической среды предприятия ЗАО
АФ «ФИНАНСЫ-Н»
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.3. Анализ макро- и микросреды предприятия
3. Оценка стратегических возможностей и выбор направления стратегического развития предприятия
3.1.Анализ внутренней среды предприятия и его конкурентоспособности
3.2 SWOT-анализ
3.3 Формирование стратегического набора предприятия
Заключение
Список использованных источников
Таблица 1.1 - Штатное расписание ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н»
Наименование |
Численность |
Оклад, тыс. руб. |
Генеральный директор |
1 |
50 |
Коммерческий директор |
1 |
35 |
Директор отдела аудита и консалтинга |
1 |
35 |
Директор отдела ведения учета |
1 |
35 |
Главный бухгалтер |
1 |
30 |
Юридический отдел |
3 |
15/45 |
Отдел продаж |
5 |
12/60 |
Отдел аудита и консалтинга |
15 |
15/225 |
Отдел ведения учета |
3 |
15/45 |
Менеджер по персоналу |
1 |
15 |
Обслуживающий персонал |
1 |
10 |
Итого: |
33 |
558 |
2.3. Анализ макро- и микросреды предприятия
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается, потому что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент.
Политика как фактор PEST-анализа
Политика регулирует власть, которая, в свою очередь, определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Поэтому первой компонентой PEST -анализа является политическая компонента.
Экономика как фактор PEST-анализа
Следующей компонентой анализа является экономика. Основная причина изучения экономики - это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия.
Социальные факторы
Потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST-анализа.
Технология как фактор PEST-анализа
Последней по порядку, но не по значимости, компонентой PEST-анализа, является технология. Целью исследования этой компоненты принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
PEST-анализ тенденций, которые имеют существенное значение для стратегии организации ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» на перспективу до 2010 года.
Таблица 1.2 - PEST-анализ тенденций, которые имеют существенное значение для стратегии организации ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» на перспективу до 2010 года
№ |
Значимые факторы внешней среды, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия |
Экспертная оценка
| |
Сейчас |
Через 7 лет | ||
1. Политические факторы |
|||
1 |
Выборы на любом из уровней власти |
10 |
10 |
2 |
Отсутствие государственного регулирования в отрасли и конкуренции |
5 |
7 |
3 |
Государственная коррупция |
9 |
7 |
2. Экономические факторы |
|||
1 |
Инфляция |
10 |
10 |
2 |
Динамика занятости |
9 |
8 |
3 |
Рынок аудита |
8 |
9 |
4 |
Налоговая нагрузка на предприятие |
8 |
10 |
5 |
Рост темпов инфляции |
8 |
10 |
3. Социальные факторы |
|||
1 |
Изменение уровня жизни населения |
9 |
7 |
2 |
Демографические изменения |
8 |
6 |
3 |
Отсутствие на рынке специалистов нужной квалификации |
9 |
5 |
4 |
Рост стоимости |
7 |
4 |
4. Технологические факторы |
|||
1 |
Появление новых технологий в программах аудита |
9 |
6 |
2 |
Новые требования к стандартам аудита |
9 |
5 |
Политика: Прогноз не очень благоприятен, т.к. изменения в законодательстве влекут ужесточение требований к уровню организаций.
Экономика: Прогноз оставляет желать лучшего. Введение новых требований к квалификации аудиторов вытесняет с рынка малые компании. Налоговое бремя заставляет компании все больше денежных средств тратить в бюджет. Уменьшается количество денежных средств на выплату заработной платы.
Социум: Прогноз на ближайшее будущее удовлетворителен. Общество постепенно становится экономически грамотным и меняет приоритеты от «дешевого» к «качественному».
Технология: Новые технологии в отрасли развиваются, появляющиеся новые технологии достаточно быстро адаптируются.
Микросреда
Микросреда представлена
силами, имеющими непосредственное отношение
к предприятию и его
Основными клиентами ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» являются предприятия среднего и крупного бизнеса, такие как ОАО «Завод «Экран», Сибирская Аграрная Группа, Группа компаний «Белон».
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Основные конкуренты: ООО «МИАЛ аудит», ООО «Лидер аудит», ООО «Люди дела», ООО «Финэкспертиза».
Необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).
Используя модель М.Портера определяем положение ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» на рынке.
1. Соперничество между конкурентами в отрасли.
2. Рыночные попытки
компаний из других отраслей
завоевать потребителей с
3. Потенциальное появление новых конкурентов.
4. Рыночная власть
и средства воздействия
5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями услуг.
Используя пять составляющих
структуры конкуренции можно
описать предпосылки
Оценивая
1 балл - минимальное и нерегулярное давление, еще нет опасности;
2 балла - давление есть, но серьезных угроз тоже пока что нет;
3 балла - конкурентная борьба, «прогнуть» не может никто;
4 балла - конкуренты обходят, демпингуют, отбивают клиентов;
5 баллов - предприятие
теряет позиции, и нужно что-
6 баллов - предприятие
полностью зажато конкурентами,
но может еще попробовать кому-
Оценка конкурентоспособности как первой силы – 2 балл, т.к. есть конкуренты, занимающие достаточную часть рынка.
Вторую рыночную силу оцениваем в 1 балл, т.к. услуги, оказываемые нашим предприятием довольно специфичны, и вряд ли компаниям из других отраслей удастся завоевать клиентов с помощью своих услуг.
Оценить третью силу можно в 2 балл, т.к. наше предприятие занимает устойчивое положение.
Четвертая сила оценена в 0 балла, поставщиков для организации нет, т.к. сфера данных услуг этого не требует и не нуждается в этом.
Пятая сила получила оценку в 2 балла, т.к. услуги ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» соответствуют всем стандартам качества.
3. Оценка стратегических возможностей и выбор направления стратегического развития предприятия
3.1.Анализ внутренней среды предприятия и его конкурентоспособности
Таблица 3.1 – Структура внутренней среды ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н»
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Организация |
Молодой квалифицированный персонал |
Большая текучесть кадров |
Опыт работы предприятия – 15 лет |
К работе не привлекаются новые квалифицированные специалисты | |
Работники организации социально защищены |
||
Хорошая деловая репутация |
||
Оказание услуг |
Услуги оказываются в |
Не хватает квалифицированных специалистов, увеличивается время оказания услуг |
Наличие новых технологий в работе |
Отсутствие систематического обучения изменениям | |
Оснащение всем необходимым оборудованием, информационными системами, обновление программ |
||
Финансы |
Относительно стабильное финансовое положение |
Сезонность работы |
Низкая прибыльность в период не сезона | ||
Маркетинг |
Известность бренда |
Нет возможности проводить обширные маркетинговые исследования |
Наличие отдела продаж, занимающегося продвижением компании |
Отсутствие денежных средств для исследований | |
Участие компании в различных форумах, благотворительных акциях. |
Следовательно: ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» занимает стабильное положение в отрасли.
Внедряет новые технологии, периодически проводит внутреннее обучение сотрудников. Наибольшее влияние оказывает сезонность работы компании, это в большей степени связано с требованием о сдаче годовой отчетности предприятий до 30 марта года, следующего за отчетным. Активный период работы – первое полугодие, ноябрь, декабрь. В связи с новыми изменениями (введением требования о сдаче упрощенного экзамена для получения нового квалификационного аттестата) ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» еще более укрепило свои позиции на рынке аудиторских услуг, т.к. специалисты нашей организации этот аттестат получили (2 аудитора).
3.2 SWOT-анализ
SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Таблица 3.1 - Сильные и слабые стороны организации, рыночные угрозы и возможности
Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, можно составить матрицу SWOT для ЗАО АФ «ФИНАНСЫ-Н» (Таблица 2.3 - Матрица SWOT-анализа).
С её помощью формируются 4 группы парных стратегий:
1. SO («силы – возможности») – стратегии, строящиеся на сильных сторонах организации с целью извлечения преимуществ из новых возможностей, появляющихся во внешнем окружении организации.
2. ST («силы – угрозы») – стратегии, строящиеся на сильных сторонах организации с целью противостояния угрозам, появляющимся в её внешнем окружении.
3. WO («слабости – возможности»)
– стратегии, связанные с
4. WT («слабости – угрозы») – стратегии, связанные с попытками минимизировать как слабые стороны организации, так и угрозы, появляющиеся в ее внешнем окружении.
Таблица 2.3 - Матрица SWOT-анализа
Возможности
|
Угрозы
| |
Сильные стороны
|
SO- активная маркетинговая |
ST- гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, повышение квалификации специалистов, диверсификация услуг |
Слабые стороны
|
WO- расширение направлений |
WT-внедрение новых технологий, оптимизация рабочих процессов, слияние с маленькими аудиторскими фирмами, индивидуальными аудиторами, продажа офиса, аренда офиса в центре города, либо на удобной транспортной развязке (пл. Калинина) |