Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 11:47, курсовая работа
Целью данной работы является анализ предприятия ОАО «ЗЗГТ» с точки зрения стратегического менеджмента. Анализ предприятия включает в себя разработку виденья и разработку миссии организации, постановку целей и анализ внешнего окружения, анализ внутренней среды и уточнение миссии и цели, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, реализацию стратегии и контроль стратегических изменений.
Цели и задачи проекта 3
1. Характеристика предприятия ОАО «ЗЗГТ» 4
Оценка структуры
Оценка формы собственности
2. Оценка привлекательности месторасположения ОАО «ЗЗГТ» 7
3. Оценка личности руководителя 8
4. Оценка основных направлений деятельности ОАО «ЗЗГТ» и формулировка
миссии организации 9
5. Анализ внешней среды организации 11
Анализ ближнего окружения
Анализ дальнего окружения
6.Анализ внутренней среды организации 15
Ключевые факторы отрасли
Конкурентная позиция
Стратегический потенциал организации
Анализ сильных и слабых сторон
7. Оценка возможных вариантов стратегического развития предприятия 21
8. SWOT-анализ 22
Заключение 23
Литература 24
Приложение 25
Содержание
Цели и задачи проекта 3
1. Характеристика предприятия ОАО «ЗЗГТ» 4
Оценка структуры
Оценка формы собственности
2. Оценка привлекательности месторасположения ОАО «ЗЗГТ» 7
3. Оценка личности руководителя 8
4. Оценка основных направлений деятельности ОАО «ЗЗГТ» и формулировка
миссии организации 9
5. Анализ внешней среды организации 11
Анализ ближнего окружения
Анализ дальнего окружения
6.Анализ внутренней среды организации 15
Ключевые факторы отрасли
Конкурентная позиция
Стратегический потенциал организации
Анализ сильных и слабых сторон
7. Оценка возможных вариантов стратегического развития предприятия 21
8. SWOT-анализ 22
Заключение 23
Литература 24
Приложение 25
Введение
Целью данной работы является анализ предприятия ОАО «ЗЗГТ» с точки зрения стратегического менеджмента. Анализ предприятия включает в себя разработку виденья и разработку миссии организации, постановку целей и анализ внешнего окружения, анализ внутренней среды и уточнение миссии и цели, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, реализацию стратегии и контроль стратегических изменений.
Потребности предприятия в стратегическом менеджменте обусловлены необходимостью базировать свою деятельность на четко определенных стратегических целях, необходимостью адаптации к переменам во внешней среде, регулярном пересмотре объемов, структуры, программ и видов предоставляемых услуг.
Стратегическое развитие предприятие во многом зависит от его руководителей. Задача руководителя заключается в своевременном принятии правильных решений и умении управлять ситуацией. Управление изменениями обусловлено появлением новых обстоятельств и необходимостью проведения корректирующих действий. Могут потребоваться изменения долгосрочных направлений развития, сужение или расширение управленческого видения будущего курса предприятия. Критерии могут быть завышены или занижены в зависимости от накопленного опыта и будущих перспектив. Стратегия может привести к изменениям вследствие корректировки долгосрочных направлений развития, установления новых целей или изменения внешней среды.
1. Характеристика предприятия ОАО «ЗЗГТ»
Оценка структуры
Оценка формы собственности
ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей» - единственный в России специализированный завод по производству легких машин высокой проходимости. Это технически вооруженное, обладающее гибкой технологией предприятие, достаточно небольшое для того, чтобы быть мобильным, способным быстро перестраиваться по запросы рынка, и достаточно крупное, чтобы успешно вести борьбу с конкурентами.
Завод имеет 55-ти летнюю историю: основан в 1949 году как «Ремонтно-механический завод» по ремонту строительной техники; в 1959 году реорганизован в «Завод химического машиностроения»; в 1967 году реорганизован в «Завод гусеничных тягачей» и вошел в состав Производственного объединения ГАЗ Минавтопрома на правах филиала.
В 1968 году был собран первый гусеничный транспортер ГАЗ-71 (ГТ - СМ). С этого момента начался постепенный ввод в действие технологических линий, участков и цехов, монтаж нового и передаваемого из цехов ГАЗа технологического оборудования.
В марте 1969 года введен в строй действующих сборочный конвейер, участки сварки корпусов и окраски готовых изделий. В этом же году начал работу участок штамповки мелких корпусных деталей прессового цеха.
С 1970 года функционируют участок крупной штамповки корпусных деталей прессового цеха, поточно-механизированные линии по обработке деталей механосборочного производства. Запускаются и линии и оборудование химико-термического цеха. Впервые в отрасли внедряется новый процесс обработки пальца трака - борирование (насыщение поверхности металла бором).
В 1973 году вводиться в строй кузнечный цех и производиться первая поковка. Производство стальных кованых траков позволило отказаться от получаемых со стороны литых траков и повысить ходимость гусениц в два раза. Инструментальный цех освоил изготовление молотовых штампов и оснастки, массовое изготовление режущего инструмента для обеспечения работы основного производства.
В 1982 г. осваивается производство гусеничного транспортера ГМП (Г АЗ-71-03), который является модификацией ГТ-СМ (ГАЗ-71). В 1983 г. - производство транспортера ГТ-ПС (ГАЗ-71-02), предназначенного для эвакуации людей на суше, воде болотистой местности в любое время суток. В 1985 г. осваивается производство транспортера ГТ-СМ-l (ГАЗ-3403)и с большим дорожным просветом, запасом топлива и большим ресурсом механизма движителя, в 1986 г. - модификация ГАЗ- 34031. В 1992 г. осваивается модификация транспортера Г АЗ-34034 для доставки медицинской бригады и оказания медицинской помощи на месте происшествия.
С 1992 г. ввиду отсутствия потребности Вооруженных Сил были сняты с производства транспортеры ГАЗ-73, ГАЗ-3402. Заказы Министерства обороны на другие модификации сократились. Вследствие сокращения геологоразведочных работ, остановки строительства новых нефтяных и газовых месторождений произошло снижение спроса на гусеничные транспортеры.
Экономические реформы эпохи перехода России на рельсы рыночных отношений коснулись завода. В 1993 году завод был акционирован. Контрольный пакет акций находился у ОАО « ГАЗ». Этот период был временем переоценки ценностей и перехода к новой системе хозяйствования. В этот период резко упала потребность в гусеничных машинах, выпуск транспортеров снизился в 1О раз, упал спрос на запасные части, остались невостребованными возможности побочных видов продукции и услугах. На заводе был разработан с помощью консультантов консалтинговой фирмы «План реформирования и реструктуризации завода». Этот план стал новацией, ибо представлял собой пилотный проект в Нижегородской области вывода предприятия из кризисного состояния. План был полностью реализован: была создана действенная служба маркетинга, налажено управление финансами, внедрена система управления персоналом, внедрена система управления качеством в соответствии со стандартами ИСО - 9000. Создана не имеющая мировых аналогов особо легкая гусеничная машина нового поколения «БОБР» - практически джип на гусеницах.
В 2003 году на ОАО «33ГТ» активизировалась
работа по оптимизации организационной
структуры компании. Особенно большие
изменения произошли в
В 2004 году в соответствии с корпоративной стратегией центр формирования прибыли был перемещен с ОАО «33ГТ» на ОАО «ГА3». В настоящее время завод является производственным подразделением Дивизиона ГА3.
Изготовлением и выпуском продукции заняты три основных производственных цеха. Прессовый цех занимается изготовлением штампованных корпусных деталей транспортеров и запасных частей к легковым и грузовым автомобилям серийных деталей и узлов транспортера, деталей, по которым не проведена подготовка производства, не стандартного оборудования и оргтехоснастки, деревянных моделей.
Механосборочный цех производит механическую обработку деталей, сборку узлов, поковки звена гусеницы и ряда деталей по кооперации, термическую обработку и металлопокрытие деталей; в сборочном цехе производятся: сборка, сварка, окраска корпусов транспортеров и входящих деталей; сборка машин, их испытания и доводка; сборка узлов на кооперацию.
Деятельность основных цехов поддерживает вспомогательное производство, в состав которого входят:
Обслуживают основное и вспомогательное производство:
Инструментальный цех занят изготовлением инструментальной оснастки, режущего инструмента, мерительного инструмента, приспособлений, молотовых штампов и мелких штампов для прессового цеха.
Отдел главного энергетика и СЦРиТОО производят обслуживание и ремонт энергетического и механического оборудования.
Отдел материально-технического снабжения обеспечения предприятие всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами.
Транспортная служба обеспечивает транспортные операции как внутри завода, так и за его пределами.
Около 50% объема реализации гусеничных транспортеров в натуральном выражении планируется получить от продаж модели ГАЗ 34039 и их модификаций.
Модель ГАЗ 34039 это оптимальное соотношение « цена - качество». (приложение 1)
Гусеничные транспортеры модели ГАЗ 34039 вобрали в себя все лучшие качества модели ГАЗ 34039 и представляют собой ее более комфортабельные варианты, что достигается наличием дополнительного автономного отопителя и мягких спальных мест. Кроме того, на модели ГАЗ 34039 предусмотрено изготовление кунга в металлическом варианте.
Таким образом, модели ГАЗ 34039 можно охарактеризовать как «максимум возможностей по разумной цене».
Гусеничный транспортер ГАЗ 34039-результат
стратегии развития продукта. Данная
модель включает в себя все преимущества
моделей ГАЗ 34036-37 и ряд оригинальных
технических решений.(
Таким образом, данная модель позволит не только удерживать позиции предприятия на традиционном рынке транспортеров, но частично потеснить конкурентов в секторе более тяжелых транспортеров, таких как ГТТ, МТ-ЛБ, TM-l.
На предприятии создана не имеющая мировых аналогов особо легкая гусеничная машина нового поколения «БОБР» - снегоболотоходный плавающий гусеничный транспортер.(приложение 2) Основной упор был сделан на максимальное удовлетворение запросов потребителя при разработке и освоении новых видов продукции. Принятию этого решения способствовало множество причин, самая очевидная из них - быть конкурентоспособным предприятием, предлагая, для максимального удовлетворения потребительского спроса, новую высококачественную продукцию.
Как показывают предварительные маркетинговые исследования, введение на рынок нового гусеничного транспортера-тягача легкого класса ГАЗ 3409 "БОБР", способствует достижению поставленной стратегической цели и выполнению миссии ОАО "ЗЗГТ". Основными потребителями нового гусеничного транспортера-тягача легкого класса ГАЗ 3409 "БОБР", могут быть предприятия нефтегазового комплекса, геологи, геофизики, которые планируют увеличивать объемы проводимых работ, а также службы МЧС.
В настоящий момент ГАЗ 3409 «Бобр» ввиду ограниченного количества выпускаемых машин позиционируется как продукт класса «премиум» и высокой ценовой категорией.
В текущем году должно быть запущено серийное производство этого вездехода.
Гусеничный транспортер ГАЗ 34039К «Ирбис» - это новая по техническим характеристикам и дизайну машина пока выполнена в единственном экземпляре.(приложение 2) После испытаний будут внесены конструкторские поправки, что-то доработано и изменено. И с учетом спроса начнется производство этой машины.
В целом, результаты анализа внешней и внутренней среды организации довольно обнадеживающие. Фирма характеризуется сравнительно сильной конкурентной позицией и имеет хорошие возможности для поддержания и развития бизнеса в будущем. В этих условиях особенно возрастает ценность верно разработанной стратегии, о которой речь пойдет в следующей главе.
2. Оценка привлекательности месторасположения ОАО «ЗЗГТ»
Таблица 1
Показатель |
Важность (1-10) (В) |
ул. Железнодорожная, 1 | |
Оценка (1-5) (О) |
Результат (В*О) | ||
Близость к поставщику |
9 |
5 |
45 |
Близость к потребителю |
6 |
3 |
18 |
Наличие собственного транспорта |
9 |
4 |
36 |
Стоимость аренды |
6 |
3 |
18 |
Водоснабжение |
9 |
4 |
36 |
Обеспеченность эл. энергией |
8 |
4 |
32 |
Наличие автостоянок и подъездных путей |
9 |
5 |
36 |
Итого (среднее): |
8 |
4 |
32 |