Стратегический менеджмент в Российских условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.

Содержание

Введение …………......……………………………………………………………….………... 3
1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4
1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7
1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11
1.3. Стратегический менеджер …………………..……………………………….……...….. 15
2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20
2.1. Роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………........................ 24
2.2. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях ….......................................................................................................................... 25
2.3. Перспективное планирование ………………………………………….……………….. 28
2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31
2.5. Этапы перспективного планирования на предприятии ………….……………………. 33
Заключение ………………………………………………………………................................. 35
Список использованной литературы ……………………………..……..............…...……… 37

Вложенные файлы: 1 файл

на печать.docx

— 78.86 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Институт

инженерного предпринимательства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Стратегический  менеджмент в российских условиях

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: к.ф.н., доцент

_____________ Никитина Ю.А.

Выполнил: студент группы 14А92

___________ Батюкова Н.А.

 

 

 

 

Томск 2013 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………......……………………………………………………………….………... 3

1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4

1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7

1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11

1.3. Стратегический менеджер  …………………..……………………………….……...….. 15

2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20

2.1. Роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………........................ 24

2.2. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях ….......................................................................................................................... 25

2.3. Перспективное планирование ………………………………………….……………….. 28

2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31

2.5. Этапы перспективного планирования на предприятии ………….……………………. 33

Заключение ………………………………………………………………................................. 35

Список использованной литературы ……………………………..……..............…...……… 37

 

 

Введение 

     В настоящее время современный менеджмент является многогранной системой, он включает в себя ряд важных операций: Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных Российских условиях, но правильно проведенное стратегическое планирование позволит свести риск к минимуму.

В условиях рыночной экономики  руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу  относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное  достижение перспективных целей  на основе удержания конкурентных преимуществ  и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.

На современном этапе  развития рыночных отношений в России практика и научная общественность столкнулись с целым рядом  теоретических и методологических проблем, подходов, экономических категорий и других элементов рыночных отношений. Наиболее важным и менее изученным, на мой взгляд, является стратегический менеджмент. Для многих не существует разницы в понятиях «стратегическое поведение» и «стратегический менеджмент», наблюдается смешивание понятий «стратегический план» и «долгосрочный план». Путаница в понятиях часто приводит к тому, что начинается поиск своей «российской» модели принятия стратегических решений. Такая модель, как правило, представляет собой упрощенный вариант соединения стратегической и долгосрочной модели поведения.

В своей работе я постаралась  прояснить разницу между вышеперечисленными понятиями.

 

 

1. Сущность стратегического менеджмента

 

   Мировой приоритет в разработке экономических стратегий принадлежит русским ученым и специалистам, разработавшим методологию долгосрочного стратегического планирования и воплотивших его в «План ГОЭЛРО» и довоенных советских пятилетних планах. Термин «стратегический менеджмент» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В основе японского, западноевропейского, южно-корейского чуда лежит прямое заимствование советского опыта и методов стратегического управления. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, помимо русских ученых: нобелевского лауреата Василия Леонтьева, основоположника американской социологии и теории конвергенции Питирима Сорокина, Игоря Ансоффа, Бориса Карлоффа, внесли вклад и многочисленные зарубежные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера, Филиппа Зельцника и Питера Друкера.

 В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.

Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.

Условия возникновения стратегического  менеджмента:

- технологические прорывы,  требующие прогнозирования новых  производственно-технологических возможностей;

- насыщение рынка товаров  и услуг, что привело к усилению  конкуренции и усложнению запросов  потребителей;

- начавшийся процесс глобализации  рынков и возникновения транснациональных  корпораций, способных воздействовать  на рынок вплоть до его раздела.

Этапы становления стратегического  менеджмента:

- Управление на основе  предвидения изменений или “стратегическое  планирование”. Стратегическое  планирование позволяет вовремя  предусмотреть будущие тенденции  и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Этот подход основывается на выявлении тенденций не только экономического развития корпораций, но и внешней среды. Стратегическое планирование опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы во внешней среде с учетом тенденций на их изменения.

- Управление на основе  гибких решений или “стратегический  менеджмент”. Помимо прогнозирования  изменений во внешней среде  “стратегический менеджмент” предусматривает  управление стратегическими возможностями  и созданием конкурентных преимуществ,  необходимых для успеха фирмы  в будущем.

Анализ среды – обеспечивает основу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.

Отличительные характеристики стратегического менеджмента:

- Стратегические решения связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин “стратегический” означает – “влияющий на отношения между фирмами и окружающей средой”.

- Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.

- Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда – область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.

Преимущества стратегического  подхода к управлению организацией:

- Стратегический менеджмент  обеспечивает общее понимание  того, для чего функционирует  организация и принимаются определенные  управленческие решения (это позволяет  предать единую направленность  деятельности всех подразделений  и персонала организации для  достижения ее стратегических  целей);

- Стратегический менеджмент  призван обеспечить не текущий  успех организации, а ее постоянное  развитие в условиях не стабильности  внешней среды и жесткой конкуренции; 

- Стратегический менеджмент  позволяет объединить решение  руководителей всех уровней управления, связанных со стратегией;

- Стратегический менеджмент  обеспечивает возможность оценивать  альтернативные варианты использования  ресурсов, то есть разумно переносить  ресурсы в стратегически обоснованные  и эффективные проекты; 

- Стратегический менеджмент  создает среду, которая поощряет  активное руководство организации,  а не пассивное реагирование  на изменение ситуации;

- В стратегическом менеджменте  используются самые новые и  прогрессивные разработки.

Недостатки стратегического  менеджмента:

- Стратегический менеджмент  в силу своей сущности не  может дать точной и детальной  картины будущего, что затрудняет  разработку стратегических планов  и их реализацию;

- Стратегический менеджмент  не имеет описательной теории, которая предписывает, что и как  делать при решении определенных  задач и в конкретных ситуациях.  Каждым менеджером стратегический  менеджмент понимается и реализуется  по-своему, но не каждый обладает  стратегическим предвидением;

- Требуются огромные усилия, большие затраты времени и  ресурсов для того, чтобы в  организации начал осуществляется  процесс стратегического управления.

 

 

1.2. Функции стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамический процесс

взаимосвязанных задач по управлению, каждая из которых тоже представляет собой процесс. 
     Стратегический менеджмент – это обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей, и есть стратегический менеджмент. 
Суть стратегического менеджмента определяется выполнением следующих пяти задач, которые были сформулированы А. Томпсоном и Дж. Стриклендом1  :  
1) формулировка стратегического видения и миссии

Стратегическое видение- это маршрут движения компании в  будущее, определяющий технологии, целевые  аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности  и образ компании в будущем.

Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления  развития и определяет намерение  компании занять конкретные деловые  позиции.

Содержание миссии (элементы):

-что? (продукт)

- для кого? (потребители,  целевая аудитория)

- как? (технологии и прочее)

Миссия- описывает нынешний бизнес компании, содержит общую характеристику сегодняшних возможностей компании, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса.

Миссия — это основная общая цель организации, выражающая смысл ее существования

(предназначения). Поскольку любая организация является открытой системой, она может

выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять  какую-то потребность, находящуюся  вне ее самой. Поэтому именно в окружающей среде следует искать общую цель организации. Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что является сугубо внутренней проблемой, хотя и очень важной. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение, в силу чего ее выполнение связано с определенным периодом времени. Стратегическое видение и миссия всегда индивидуальны и отличают одну фирму от другой в части направления деятельности и пути развития. Чтобы добиться хороших результатов, нужно поставить хорошие цели.

Стратегическое видение  отражает будущее компании, а миссия- настоящее. 
2) Постановкой стратегических целей и задач для их достижения

Цели- это результаты и  последствия, желательные для организации, критерии оценки их деятельности и  развития.

Цели, в отличие от миссии, выражают желаемое конечное состояние отдельных характеристик организации, связанных с конкретными направлениями ее деятельности.

Информация о работе Стратегический менеджмент в Российских условиях