Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:31, курсовая работа
В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.
Введение …………......……………………………………………………………….………... 3
1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4
1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7
1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11
1.3. Стратегический менеджер …………………..……………………………….……...….. 15
2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20
2.1. Роль стратегического менеджмента для предприятия в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………........................ 24
2.2. Проблемы и перспективы развития стратегического менеджмента на российских предприятиях ….......................................................................................................................... 25
2.3. Перспективное планирование ………………………………………….……………….. 28
2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31
2.5. Этапы перспективного планирования на предприятии ………….……………………. 33
Заключение ………………………………………………………………................................. 35
Список использованной литературы ……………………………..……..............…...……… 37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
Институт
инженерного предпринимательства
КУРСОВАЯ РАБОТА
Стратегический менеджмент в российских условиях
Научный руководитель: к.ф.н., доцент
_____________ Никитина Ю.А.
Выполнил: студент группы 14А92
___________ Батюкова Н.А.
Томск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………......……………………………………………………
1. Сущность стратегического менеджмента ………………………..……………….……….. 4
1.1. Функции стратегического менеджмента …………………..…………………………….. 7
1.2. Разница между понятиями …………………………………………………….………… 11
1.3. Стратегический менеджер …………………..……………………………….……...….. 15
2. Стратегический менеджмент в России ……………………….……………….……….…. 20
2.4. Структура перспективного плана ……………………………………………………….. 31
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы
……………………………..……..............…
Введение
В настоящее время
современный менеджмент является многогранной
системой, он включает в себя ряд важных
операций: Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю
так спланировать деятельность фирмы
в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы
обеспечить получение фирмой максимально
возможной прибыли с минимальными затратами
в условиях изменчивости состояния рынка.
Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском,
В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
На современном этапе развития рыночных отношений в России практика и научная общественность столкнулись с целым рядом теоретических и методологических проблем, подходов, экономических категорий и других элементов рыночных отношений. Наиболее важным и менее изученным, на мой взгляд, является стратегический менеджмент. Для многих не существует разницы в понятиях «стратегическое поведение» и «стратегический менеджмент», наблюдается смешивание понятий «стратегический план» и «долгосрочный план». Путаница в понятиях часто приводит к тому, что начинается поиск своей «российской» модели принятия стратегических решений. Такая модель, как правило, представляет собой упрощенный вариант соединения стратегической и долгосрочной модели поведения.
В своей работе я постаралась
прояснить разницу между
1. Сущность стратегического менеджмента
Мировой приоритет в разработке экономических стратегий принадлежит русским ученым и специалистам, разработавшим методологию долгосрочного стратегического планирования и воплотивших его в «План ГОЭЛРО» и довоенных советских пятилетних планах. Термин «стратегический менеджмент» был введён в обиход на стыке 60-70-х гг. ХХ века для того, чтобы отражать отличие управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. В основе японского, западноевропейского, южно-корейского чуда лежит прямое заимствование советского опыта и методов стратегического управления. В 1965 году И. Ансофф подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Хотя в создание стратегического менеджмента, как новой дисциплины, помимо русских ученых: нобелевского лауреата Василия Леонтьева, основоположника американской социологии и теории конвергенции Питирима Сорокина, Игоря Ансоффа, Бориса Карлоффа, внесли вклад и многочисленные зарубежные авторы, к пионерам относят Альфреда Чандлера, Филиппа Зельцника и Питера Друкера.
В условиях рыночной экономики руководители и специалисты российских предприятий и коммерческих структур должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегический менеджмент, обеспечивающий предприятиям (компаниям, фирмам, организациям) эффективное достижение перспективных целей на основе удержания конкурентных преимуществ и соответствующего реагирования на изменения внешней среды.
Стратегический менеджмент- это управление, позволяющее организации не только выстоять, но и занять лидирующие позиции, в порой очень жесткой конкурентной борьбе за рынок.
Условия возникновения стратегического менеджмента:
- технологические прорывы,
требующие прогнозирования
- насыщение рынка товаров
и услуг, что привело к
- начавшийся процесс
Этапы становления стратегического менеджмента:
- Управление на основе
предвидения изменений или “
- Управление на основе
гибких решений или “
Анализ среды – обеспечивает основу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии. Внешнее окружение – набор переменных, угроз и возможностей, находящихся за пределами предприятия и неподдающиеся краткосрочному контролю со стороны руководства. Внутреннее окружение – набор переменных (силы и слабости), находящихся внутри организации и поддающихся контролю руководства в течение краткосрочного периода.
Отличительные характеристики стратегического менеджмента:
- Стратегические решения связаны в основном с внешними, а не внутренними проблемами организации. В менеджменте сам термин “стратегический” означает – “влияющий на отношения между фирмами и окружающей средой”.
- Стратегическое управление родилось эволюционно из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу. В отличие от долгосрочного планирования при стратегическом планировании и управлении определяется, что организация должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей в будущем, а также вырабатывается способность реагировать на изменения в окружении, позволяющие достичь этих целей.
- Стратегический менеджмент предполагает не только адаптацию предприятия к внешней среде, но и направленное воздействие на среду, ее изменение и создание условий для реализации стратегии и достижения целей. Внешняя среда – область стратегических изменений, которые осуществляются в процессе реализации стратегии.
Преимущества стратегического подхода к управлению организацией:
- Стратегический менеджмент
обеспечивает общее понимание
того, для чего функционирует
организация и принимаются
- Стратегический менеджмент
призван обеспечить не текущий
успех организации, а ее
- Стратегический менеджмент
позволяет объединить решение
руководителей всех уровней
- Стратегический менеджмент
обеспечивает возможность
- Стратегический менеджмент
создает среду, которая
- В стратегическом менеджменте используются самые новые и прогрессивные разработки.
Недостатки стратегического менеджмента:
- Стратегический менеджмент
в силу своей сущности не
может дать точной и детальной
картины будущего, что затрудняет
разработку стратегических
- Стратегический менеджмент
не имеет описательной теории,
которая предписывает, что и как
делать при решении
- Требуются огромные усилия,
большие затраты времени и
ресурсов для того, чтобы в
организации начал
1.2. Функции стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент
можно рассматривать как
взаимосвязанных задач по
управлению, каждая из которых тоже
представляет собой процесс.
Стратегический менеджмент
– это обоснование и выбор перспективных
целей развития предприятия и повышения
его конкурентоспособности, их закрепление
в долгосрочных планах, разработка целевых
программ, обеспечивающих достижение
намеченных целей, и есть стратегический
менеджмент.
Суть стратегического менеджмента определяется
выполнением следующих пяти задач, которые
были сформулированы А. Томпсоном и Дж.
Стриклендом1 :
1) формулировка стратегического видения
и миссии
Стратегическое видение- это маршрут движения компании в будущее, определяющий технологии, целевые аудитории, географические и товарные рынки, перспективные возможности и образ компании в будущем.
Хорошо продуманное
Содержание миссии (элементы):
-что? (продукт)
- для кого? (потребители, целевая аудитория)
- как? (технологии и прочее)
Миссия- описывает нынешний бизнес компании, содержит общую характеристику сегодняшних возможностей компании, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса.
Миссия — это основная общая цель организации, выражающая смысл ее существования
(предназначения). Поскольку любая организация является открытой системой, она может
выжить, в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Поэтому именно в окружающей среде следует искать общую цель организации. Прибыль никогда не может провозглашаться главной целью организации, потому что является сугубо внутренней проблемой, хотя и очень важной. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение, в силу чего ее выполнение связано с определенным периодом времени. Стратегическое видение и миссия всегда индивидуальны и отличают одну фирму от другой в части направления деятельности и пути развития. Чтобы добиться хороших результатов, нужно поставить хорошие цели.
Стратегическое видение
отражает будущее компании, а миссия-
настоящее.
2) Постановкой стратегических целей и
задач для их достижения
Цели- это результаты и последствия, желательные для организации, критерии оценки их деятельности и развития.
Цели, в отличие от миссии, выражают желаемое конечное состояние отдельных характеристик организации, связанных с конкретными направлениями ее деятельности.
Информация о работе Стратегический менеджмент в Российских условиях