Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие стратегического планирования;
Рассмотреть различные классификации стратегических планов;
Провести стратегический анализ предприятия;
Разработать систему стратегического планировании на предприятии.
Введение 3
1. Стратегическое планирование на предприятии 5
1.1 Сущность стратегического планирования 5
1.2 Классификация (типизация) стратегических планов 11
2. Стратегическое планирование на примере Омского филиала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.1. Характеристика Омского филилала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.2 Анализ сильных и слабых сторон 23
2.3. Оценка производственной, организационной и структуры управления на предприятии ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 25
3 Система стратегического управления для ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 29
3.1. Формулировка миссий и целей организации 29
3.2. Выбор и оценка стратегии 31
3.3. Организационные изменения на предприятии 34
Заключение 37
Список использованных источников 39
Не существует единой унифицированной
формы составления
В чем состоят принципиальные
отличия стратегического плана
от других? Так, различия между стратегическим
и бизнес-планом, прежде всего, касаются:
времени, категории информированности,
детальной проработки схем действий;
масштабности подходов. Временные различия
указанных планов сводятся к тому,
что стратегический план обычно бывает
более длительным по срокам осуществления.
Информированность при
Существуют принципиальные различия между стратегическим и тактическим планированием (табл. 1.1)
Таблица 1.1 - Отличительные черты стратегического и тактического
планирования
Отличительные признаки |
Тактическое планирование |
Стратегическое планирование |
Разработчики плана |
Руководители функциональных подразделений и линейные руководители |
Руководители предприятия |
Задача планирования |
Повышение эффективности предприятия |
Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия |
Горизонт планирования |
Краткосрочный период |
Долгосрочный период |
Точность планирования |
Детальное планирование |
Укрупненное планирование |
Диапазон планирования |
Ограниченный спектр альтернатив |
Широкий спектр альтернатив |
Основа планирования |
Внутренние условия предприятия |
Изменение внешней среды |
Оценка эффективности |
Прибыль и ликвидность |
Увеличение рентабельности собственного капитала |
Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Она связана, прежде всего, с тем, что второе представляет собой составную часть, последующий этап первого.
Разработка стратегического плана в фирме осуществляется с акцентом на синергию, так как тесное взаимодействие служб и подразделений, а также делегирование им полномочий в выполнении плановых заданий здесь является более значимым, чем в иных планах. Менеджеры фирмы должны хорошо знать установленные планом цели деятельности, а также прогнозируемые условия хозяйствования, в которых они будут работать.
Конечно, стратегический план
— не панацея от бед рынка, и
нельзя уповать только на его преимущества.
Как любой реальный документ он имеет
свои недостатки, представляющие определенную
опасность. Так, при исполнении стратегического
плана всегда есть вероятность превращения
его в формальный документ бюрократического
процесса деятельности фирмы. А это
не позволит проявиться потенциальным
возможностям данного вида планирования.
Есть и другая опасность, связанная
с усилением роли центра и, соответственно,
нивелированием демократического начала
в осуществлении
Таким образом, применение фирмой стратегического плана, как документа ее стратегического развития, позволяет системно и масштабно обосновать необходимые направления будущих действий для достижения целей предпринимательства.
В условиях рыночной экономики развитие фирмы может осуществляться в рамках таких стратегий, которые обеспечат ей получение прибыли, устойчивое финансовое положение, а также конкурентоспособность в относительно длительном периоде. Это во многом зависит от выбора типа стратегии и отражения ее в планах фирмы.
На выбор типа (класса) стратегии влияет множество факторов внешней и внутренней среды. Их взаимодействие носит специфический характер для каждой отрасли и фирмы и всегда изменяется во времени.
При выборе стратегии фирме приходится считаться с общественными ценностями и приоритетами, учитывать законодательство и регулирующие нормы, а также выводы, которые дает анализ поля деятельности фирмы. Это становится особенно необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и средств массовой информации. Давление на фирму оказывается со всех сторон. Это и различные социальные институты, статьи-расследования, последствия негативного мнения фирмы о себе перед неблагоприятными политическими мероприятиями, общество, проявляющее заботу о здоровье своих граждан и его питании, остро влияют проблемы переработки отходов и угрозы закрытия заводов и др.
Привлекательность отрасли
и уровень конкуренции —
Понятно, что, сколько ситуаций
на рынке, столько может быть и
типов стратегий фирм, работающих
на этом рынке. Формально, для удобства
исследований и подходов, можно различить
ряд типовых стратегии, на практике
более или менее массово
Таблица 1.2 – Классификация стратегии фирмы по уровням управления
Стратегия фирмы по уровню управления | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
корпоративный |
Корпоративная стратегия является общим планом управления фирмой. Она применяется в основном в диверсифицированной компании, и ее разработка предусматривает обычно четыре вида действий: |
действия по достижению диверсификации |
Этот аспект стратегии определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и определит позицию компании в каждой из отдельных отраслей |
действия по улучшению общих показателей деятельности в тех отраслях, где уже работает фирма |
Решения должны быть приняты по усилению
конкурентоспособности и | ||
действия, направленные на поиск путей получения синергического эффекта среди родственных фирм и превращение эффекта в конкурентное преимущество |
Фирма, расширяя свое поле деятельности за счет похожих технологий, аналогичного характера работы и каналов сбыта, того же сегмента рынка, достигает преимущества перед другими компаниями, переключающимися на абсолютно новые для них виды деятельности | ||
создание инвестиций и перелив ресурсов в наиболее перспективные области |
Ограничение свободы на инвестирование в непродуктивное производство позволяет перенаправить средства в наиболее обещающие подразделения |
Продолжение таблицы 1.2
1 |
2 |
3 |
деловой |
Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции фирмы на рынке. Для нее характерны следующие направления деятельности: |
своевременная реакция на изменения, происходящие в отрасли, в экономике в целом, в политике и других значимых сферах |
разработка | ||
объединение стратегических инициатив функциональных отделов | ||
решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент | ||
функциональный |
Функциональная стратегия | |
операционный. |
Операционная стратегия |
Таблица 1.3 – Классификация стратегий фирмы по направленности развития
Стратегия фирмы по направленности развития | ||
Технологическая |
Технологическая стратегия характеризуется переориентацией фирмы на такие цели, при которых технологический компонент ставится в один ряд с финансовыми. Эта стратегия приходит обычно на смену ранее преобладавшим программам производства новых продуктов. Включает: |
1) анализ и оценку сложившегося
технологического уровня |
2) формирование механизма | ||
Продуктовая |
Продуктовая стратегия касается непосредственно освоения нового продукта. Она включает: |
1) изучение природы нового |
2) выявление типов рынков и | ||
3) разработку технологии | ||
4)оценку эффективности |
Таблица 1.4 - Классификация стратегий фирмы в зависимости от рынка и товара
Стратегии фирмы в зависимости от возраста рынка и товара | |
Стратегия глубокого проникновения |
Стратегия глубокого проникновения эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старые товары на старом рынке, можно добиться преимущества, лишь продавая товары по ценам ниже конкурентных. |
Стратегия расширения рынка |
Стратегия расширения рынка помогает фирме увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках. |
Стратегия разработки товара |
Стратегия разработки товара бывает, эффективна при наличии у фирмы ряда успешных торговых марок, т. е. в случае хорошего имиджа фирмы, что влияет на высокий спрос на новые товары. |
Стратегия диверсификации |
Стратегия диверсификации применяется для устранения зависимости фирмы от какого-либо одного товара на рынке. |
Таблица 1.5 – Классификация стратегий фирмы по характеру воздействия
Стратегия фирмы по характеру воздействия | |
Стратегия наступления |
стратегия завоевания и расширения рыночной доли |
Стратегия обороны |
это стратегия удержания |
Стратегия отступления |
это стратегия ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса |
Таблица 1.6 – Классификация стратегий фирмы по характеру развития
Стратегии фирмы по характеру воздействия | |||
Стратегия ограниченного роста |
Стратегия роста |
Стратегия сокращения |
Сочетание стратегий |
Данная типизация похожа на предыдущую, но имеет свои отличия, связанные не столько с долей рынка, сколько с объемами деятельности и капитала.
Таблица 1.7 –
Классификация стратегий фирмы
по выбору направления
Направление деятельности |
Характеристика |
Организационные требования |
1 |
2 |
3 |
Дифференциация |
Стратегия дифференциации характеризуется модификациями потребительских свойств продукта-товара. Для ее осуществления необходимы: а) сильный маркетинг; б)продуктовый инжиниринг; в) хорошая репутация фирмы по качеству продукции и технологиям; г) сильная кооперация. |
значительную координацию |
значительную координацию | ||
применение субъективных измерителей и стимулов вместо объективных количественных |