Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие стратегического планирования;
Рассмотреть различные классификации стратегических планов;
Провести стратегический анализ предприятия;
Разработать систему стратегического планировании на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Стратегическое планирование на предприятии 5
1.1 Сущность стратегического планирования 5
1.2 Классификация (типизация) стратегических планов 11
2. Стратегическое планирование на примере Омского филиала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.1. Характеристика Омского филилала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.2 Анализ сильных и слабых сторон 23
2.3. Оценка производственной, организационной и структуры управления на предприятии ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 25
3 Система стратегического управления для ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 29
3.1. Формулировка миссий и целей организации 29
3.2. Выбор и оценка стратегии 31
3.3. Организационные изменения на предприятии 34
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. вариант сдачи 2.docx

— 148.16 Кб (Скачать файл)

Не существует единой унифицированной  формы составления стратегического  плана. Она целиком зависит от мнения руководства и специалистов конкретной фирмы, от того, насколько  хорошо они понимают стоящие перед  ними задачи бизнеса, от их представлений  о необходимом поведении организации  во внешней среде, от знания ими методологии  разработки этого документа.

В чем состоят принципиальные отличия стратегического плана  от других? Так, различия между стратегическим и бизнес-планом, прежде всего, касаются: времени, категории информированности, детальной проработки схем действий; масштабности подходов. Временные различия указанных планов сводятся к тому, что стратегический план обычно бывает более длительным по срокам осуществления. Информированность при составлении  бизнес-плана является более высокой; в нем же отмечается более детальная  проработка предполагаемых действий, но здесь скромнее масштабность подходов. Эти планы содержат разную методологию, обоснования своих опорных точек: в бизнес-плане — по указанным  выше основным разделам, а в стратегическом плане они представлены более глобально и системно, причем на разных уровнях управления.

Существуют принципиальные различия между стратегическим и тактическим планированием (табл. 1.1) 

 

 

Таблица 1.1  - Отличительные черты стратегического и тактического

                         планирования

Отличительные признаки

Тактическое планирование

Стратегическое планирование

Разработчики плана

Руководители функциональных подразделений  и линейные руководители

Руководители предприятия

Задача планирования

Повышение эффективности предприятия

Обеспечение успешного функционирования и развития предприятия

Горизонт планирования

Краткосрочный период

Долгосрочный период

Точность планирования

Детальное планирование

Укрупненное планирование

Диапазон планирования

Ограниченный спектр альтернатив

Широкий спектр альтернатив

Основа планирования

Внутренние условия предприятия

Изменение внешней среды

Оценка эффективности

Прибыль и ликвидность

Увеличение рентабельности собственного капитала


 

 Несмотря на различия, наблюдается тесная взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Она связана, прежде всего, с тем, что второе представляет собой составную часть, последующий этап первого.

Разработка стратегического  плана в фирме осуществляется с акцентом на синергию, так как  тесное взаимодействие служб и подразделений, а также делегирование им полномочий в выполнении плановых заданий здесь является более значимым, чем в иных планах. Менеджеры фирмы должны хорошо знать установленные планом цели деятельности, а также прогнозируемые условия хозяйствования, в которых они будут работать.

Конечно, стратегический план — не панацея от бед рынка, и  нельзя уповать только на его преимущества. Как любой реальный документ он имеет  свои недостатки, представляющие определенную опасность. Так, при исполнении стратегического  плана всегда есть вероятность превращения  его в формальный документ бюрократического процесса деятельности фирмы. А это  не позволит проявиться потенциальным  возможностям данного вида планирования. Есть и другая опасность, связанная  с усилением роли центра и, соответственно, нивелированием демократического начала в осуществлении стратегического  плана, когда участие персонала  фирмы будет механическим, без  творческого осмысления возможностей его претворения на местах конкретными  исполнителями.

Таким образом, применение фирмой стратегического плана, как  документа ее стратегического развития, позволяет системно и масштабно  обосновать необходимые направления  будущих действий для достижения целей предпринимательства.

1.2 Классификация  (типизация) стратегических планов

 

В условиях рыночной экономики  развитие фирмы может осуществляться в рамках таких стратегий, которые  обеспечат ей получение прибыли, устойчивое финансовое положение, а  также конкурентоспособность в  относительно длительном периоде. Это  во многом зависит от выбора типа стратегии  и отражения ее в планах фирмы.

На выбор типа (класса) стратегии влияет множество факторов внешней и внутренней среды. Их взаимодействие носит специфический характер для  каждой отрасли и фирмы и всегда изменяется во времени.

При выборе стратегии фирме  приходится считаться с общественными  ценностями и приоритетами, учитывать  законодательство и регулирующие нормы, а также выводы, которые дает анализ поля деятельности фирмы. Это становится особенно необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и средств  массовой информации. Давление на фирму  оказывается со всех сторон. Это  и различные социальные институты, статьи-расследования, последствия  негативного мнения фирмы о себе перед неблагоприятными политическими  мероприятиями, общество, проявляющее  заботу о здоровье своих граждан  и его питании, остро влияют проблемы переработки отходов и угрозы закрытия заводов и др.

Привлекательность отрасли  и уровень конкуренции — существенные факторы, определяющие выбор типа стратегии  фирмы. Оценка этих факторов влияет на выбор фирмой своей позиции на рынке, тип конкурентной борьбы. Если же фирма решает, что ее присутствие  в отрасли становится менее привлекательным, то она может избрать стратегию  замораживания и изъять свои инвестиции, чтобы направить их в другую сферу. При усилении конкуренции фирма  может предпринять меры по защите своих позиций: начать активное наступление  на конкурентов, внести изменения в  политику "цена—стоимость—прибыль", внедрить новые технологии и т. д.

Понятно, что, сколько ситуаций на рынке, столько может быть и  типов стратегий фирм, работающих на этом рынке. Формально, для удобства исследований и подходов, можно различить  ряд типовых стратегии, на практике более или менее массово применяемых  различными организациями. Типы стратегических планов будут различаться по основным признакам, что позволяет их классифицировать. Рассмотрим их подробнее.(табл. 1.2; 1.3; 1.4; 1.5; 1.6; 1.7 )

 

 

 

 

Таблица 1.2 – Классификация  стратегии фирмы по уровням управления

Стратегия фирмы по уровню управления

1

2

3

4

корпоративный

Корпоративная стратегия является общим  планом управления фирмой. Она применяется  в основном в диверсифицированной  компании, и ее разработка предусматривает  обычно четыре вида действий:

действия по достижению диверсификации

Этот аспект стратегии определяет, будет ли диверсификация ограничиваться несколькими отраслями промышленности или распространится на многие, что и определит позицию компании в каждой из отдельных отраслей

действия по улучшению общих показателей  деятельности в тех отраслях, где  уже работает фирма

Решения должны быть приняты по усилению конкурентоспособности и доходности в долгосрочной перспективе

действия, направленные на поиск путей  получения синергического эффекта среди родственных фирм и превращение эффекта в конкурентное преимущество

Фирма, расширяя свое поле деятельности за счет похожих технологий, аналогичного характера работы и каналов сбыта, того же сегмента рынка, достигает преимущества перед другими компаниями, переключающимися на абсолютно новые для них  виды деятельности

создание инвестиций и перелив ресурсов в наиболее перспективные области

Ограничение свободы на инвестирование в непродуктивное производство позволяет  перенаправить средства в наиболее обещающие подразделения





Продолжение таблицы 1.2

1

2

3

деловой

Деловая стратегия нацелена на установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной  позиции фирмы на рынке. Для нее  характерны следующие направления  деятельности:

своевременная реакция на изменения, происходящие в отрасли, в экономике  в целом, в политике и других значимых сферах

разработка конкурентоспособных  мер и действий, рыночных подходов, которые могут обеспечить прочное  преимущество перед конкурентами

объединение стратегических инициатив  функциональных отделов

решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент

функциональный

Функциональная стратегия осуществляется по управленческому плану действий внутри подразделения или ключевого  функционального направления внутри сферы фирмы: маркетинга, сбыта, производства, обслуживания, снабжения, финансов, персонала  и др. Она конкретизирует детали деловой стратегии фирмы за счет определения подходов, адресных действий и практических шагов по обеспечению  управления отдельными подразделениями  или функциями бизнеса. В общем  виде отдельная функциональная стратегия  представляет собой план показателя, содержащий описание необходимых действий для достижения целей деловой  и функциональной стратегий

операционный.

Операционная стратегия относится  к еще более конкретным подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами фирмы (отделы продажи, центры распределения и др.) при решении  ежедневных текущих задач, имеющих  стратегическую важность (рекламные  кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка  продукции и др.)





Таблица 1.3 – Классификация стратегий фирмы по направленности развития

Стратегия фирмы по направленности развития 

Технологическая

Технологическая стратегия характеризуется  переориентацией фирмы на такие  цели, при которых технологический  компонент ставится в один ряд  с финансовыми. Эта стратегия приходит обычно на смену ранее преобладавшим программам производства новых продуктов.

Включает:

1) анализ и оценку сложившегося  технологического уровня производства, определение специальных мер  для отбора технологий, способных  обеспечивать конкурентоспособность  продукции на внутреннем и  мировом рынках

2) формирование механизма трансформации  стратегических решений в области  технологий в конкретный перечень  действий

Продуктовая

Продуктовая стратегия касается непосредственно  освоения нового продукта. Она включает:

1) изучение природы нового продукта (меру его новизны, качества, степень  дифференциации производимой продукции)

2) выявление типов рынков и состава  потребителей, необходимых для реализации  нового продукта (возможности расширения  рыночных связей, уровней конкуренции  и т.п.)

3) разработку технологии производства  данного продукта

4)оценку эффективности программы  освоения нового продукта.


 

 Таблица 1.4 -  Классификация стратегий фирмы в зависимости от рынка и товара

Стратегии фирмы в зависимости  от возраста рынка и товара

Стратегия глубокого проникновения

Стратегия глубокого проникновения  эффективна, когда рынок еще не насыщен. Предлагая старые товары на старом рынке, можно добиться преимущества, лишь продавая товары по ценам ниже конкурентных.

 Стратегия расширения рынка

Стратегия расширения рынка помогает фирме увеличить сбыт существующих товаров на новых рынках.

Стратегия разработки товара

Стратегия разработки товара бывает, эффективна при наличии у фирмы ряда успешных торговых марок, т. е. в случае хорошего имиджа фирмы, что влияет на высокий  спрос на новые товары.

Стратегия диверсификации

Стратегия диверсификации применяется  для устранения зависимости фирмы  от какого-либо одного товара на рынке.


 

 

Таблица 1.5 – Классификация стратегий  фирмы по характеру воздействия

 

Стратегия фирмы по характеру воздействия

Стратегия наступления

стратегия завоевания и расширения рыночной доли

Стратегия обороны

это стратегия удержания существующей рыночной доли

Стратегия отступления

это стратегия ухода с рынка  или ликвидации данного бизнеса




 

 

 

Таблица 1.6 – Классификация  стратегий фирмы по характеру  развития

Стратегии фирмы по характеру воздействия

Стратегия ограниченного роста

Стратегия роста

Стратегия сокращения

Сочетание стратегий


 

        Данная типизация похожа на предыдущую, но имеет свои отличия, связанные не столько с долей рынка, сколько с объемами деятельности и капитала.

 

Таблица 1.7 –  Классификация стратегий фирмы  по выбору направления                               деятельности

Направление деятельности

Характеристика

Организационные требования

1

2

3

Дифференциация

Стратегия дифференциации характеризуется  модификациями потребительских  свойств продукта-товара. Для ее осуществления необходимы:

 а) сильный маркетинг;

 б)продуктовый инжиниринг; в) хорошая репутация фирмы по качеству продукции и технологиям; г) сильная кооперация.

значительную координацию функций  НИОКР, в том числе научных  исследований; организацию конструкторских  разработок, маркетинга и производства

значительную координацию функций  НИОКР, в том числе научных  исследований; организацию конструкторских  разработок, маркетинга и производства

применение субъективных измерителей  и стимулов вместо объективных количественных

Информация о работе Стратегическое планирование