Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить теоретические и практические аспекты стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие стратегического планирования;
Рассмотреть различные классификации стратегических планов;
Провести стратегический анализ предприятия;
Разработать систему стратегического планировании на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Стратегическое планирование на предприятии 5
1.1 Сущность стратегического планирования 5
1.2 Классификация (типизация) стратегических планов 11
2. Стратегическое планирование на примере Омского филиала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.1. Характеристика Омского филилала группы ПРОДО ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 20
2.2 Анализ сильных и слабых сторон 23
2.3. Оценка производственной, организационной и структуры управления на предприятии ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 25
3 Система стратегического управления для ОАО «Птицефабрика «Сибирская» 29
3.1. Формулировка миссий и целей организации 29
3.2. Выбор и оценка стратегии 31
3.3. Организационные изменения на предприятии 34
Заключение 37
Список использованных источников 39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. вариант сдачи 2.docx

— 148.16 Кб (Скачать файл)

 

 

   Рисунок 2.1 – Схема SWOT анализа

Таблица 2.1 - SWOT – анализ ОАО «Птицефабрика «Сибирская».

Сильные стороны:

Слабые стороны:

1. Производственные мощности  находятся близко от основного  рынка сбыта, что снижает транспортные  издержки

1. Высокий износ основных  средств производства – птицеводческих помещений

2. Высокая продуктивность  птицы

2. Нехватка квалифицированных  кадров

3. Достаточно высокая рентабельность  продукции птицеводства

3 Отсутствие отдела логистики

4. Качество продукции

-

5. Наличие собственного завода  по производству комбикормов

-

6. Имидж организации (надежный  партнер, стабильно работающая  компания, узнаваемый бренд).

-

Возможности:

Угрозы:

1. Сокращение издержек после  повышения производительности труда  и уменьшения конверсии корма 

1. Рост конкуренции на  рынке

2. Организация отдела стратегического планирования

2.Рост отпускных цен на  сельскохозяйственную продукцию  и как следствие снижение уровня  продаж.

3. Выход на новые рынки  сбыта продукции сопредельных  областей и других регионов  России 

-

4. Повышение квалификации  работников

-

5. Полностью обеспечивать  себя комбикормами собственного  производства

-


 

         С целью выявления проблем,  связанных со стратегическим  планированием на ОАО «Птицефабрика  «Сибирская» было принято решение  провести исследование методом  опроса (Приложение Б). Результаты  исследования и рекомендации  приведены в таблице ниже. (Табл. 2.2) 

 

Таблица 2.2 – Проблемы и рекомендации

Проблемы

Рекомендации

Ожидания

Отсутствие у руководства практических навыков стратегического планирования

  1. Создание Отдела обучения сотрудников
  2. Организация и проведение стратегических сессий
  3. Подготовка и повышение квалификации в принятии стратегических решений
  4. Бизнес-моделирование
  5. Деловые игры
  6. На этапе приема на работу - эффективный отбор претендентов на роль линейных руководителей и менеджеров среднего звена.
  1. Развитие необходимых профессиональных навыков и повышения уровня компетенций сотрудников.
  2. Формирование долгосрочных конкурентных преимуществ в области стратегического планирования
  3. Достижение высокой скорости принятия решений
  4. Ориентированность на руководство процессами развития предприятия в долгосрочном периоде путем формирования соответствующей системы стратегического менеджмента
  5. Наличие отработанной практики бизнес-моделирования, которая впоследствии может быть использована руководством компании без привлечения консультантов

Необходимость развития у сотрудников  стратегического мышления

  1. Создание системы мотивации
  2. Проведение различных семинаров и тренингов, участие в конференциях
  1. Ориентация на распознавание и адекватное реагирование на изменение в среде – новые возможности и потенциальные угрозы;
  2. Выработка системности мышления
  3. Осознание возможностей и масштабов влияния на формирование среды, а не только реагирования на изменения

Устаревшая организационная структура

  1. Создание отдела стратегического планирования
  1. Контроль процесса реализации корпоративной стратегии;
  2. Становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления;
  3. Мониторинг системы стратегических индикаторов/показателей, в том числе - отдельно - по внешней и внутренней среде;
  4. Координация всех этапов стратегического управления – как процесса – и в целом – всех элементов стратегического менеджмента – как органической системы.

2.4 Формулировка миссии и стратегия развития компании

 

Сформулировать миссию компании достаточно сложно. Главное, отчетливо понимать, что получение  прибыли не может быть миссией  компании. Т.к. получение прибыли  – есть цель и результат деятельности компании. Тот факт, что компания стремиться к получению прибыли, ничего не сообщает о том, в какой  сфере и каким обратом создастся  прибыль. Миссия объясняет суть деятельности, специфику бизнеса и путь развития компании – все то, что отличает эту компанию от остальных в данной отрасли.

Формулировка миссии содержит описание трех элементов:

    1. Потребности покупателя, т.е. то, что надо удовлетворять
    2. Группы покупателей, т.е. тот, кто будет покупать этот товар
    3. Действия, технологии и знания, т.е. как компания создает и распространяет потребительскую ценность и удовлетворяет потребности c клиентов.

Исходя из этого миссию предприятия ОАО «Птицефабрика «Сибирская» можно сформулировать следующим образом:

«Производство и сбыт качественного  мяса птицы на рынке Сибирского региона».

Постановка целей переводит  теоретическую часть выработку  стратегического видения и направления  развития компании – в практическую плоскость.

Если миссия задает общие  ориентиры функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к  которому в каждый момент времени  стремится организация, фиксируется  в виде ее целей. Иначе говоря, цели – это конкретное состояние отдельных  характеристик организации, достижение которых является для нее желательным  и на достижение которых направлена ее деятельность.

При сопоставлении анализа  ситуации на отраслевом рынке и анализа  внутренней среды организации с  возможными типами стратегий, можно  выделить наиболее подходящий тип стратегии  концентрированного роста:

Стратегия усиления позиций  на рынке:

  1. Усиление позиций предприятия по производству мяса цыплят - бройлеров:

Рост объемов производства мяса бройлеров за счет улучшения  производственных показателей;

Формирование партнерской  базы по закупкам сырьевых компонентов  корма, ветеринарных препаратов и цыплят родительских форм;

Выпуск конкурентоспособной  и качественной продукции, безопасной для жизнедеятельности человека, максимально удовлетворяющих запросы  потребителей.

Улучшение ключевых показателей  выращивания птицы и обеспечение  ее кормами собственного производства в целях снижения себестоимости  продукции.

2) Улучшение качества выпускаемой продукции при снижении производственных затрат:

Предприятию необходимо продолжать работу по минимизации производственных издержек путем увеличения производительности труда, мотивации персонала и осуществления грамотной политики централизованной закупки сырьевых компонентов и ветеринарных препаратов при жестком контроле их качества.

Также необходимо проводить  работу по разработке оптимальных рецептур кормления птицы, для достижения наилучших результатов выращивания  при минимальных затратах на корм.

3) Поддержание имиджа предприятия как надежного партнера и стабильно работающей компании.

 

 

 

Заключение

 

В общем смысле стратегия - это план управления предприятием, направленный на укрепление его позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. Менеджеры разрабатывают  стратегии, чтобы определить, в каком  направлении будет развиваться  компания, и принимать обоснованные решения при выборе способа действия. Выбор менеджерами конкретных стратегий  означает, что из всех возможных  путей развития и способов действия, открывающихся перед компанией, решено выбрать одно направление, в  котором она будет двигаться. Без стратегии у менеджера  нет продуманного плана действий, нет путеводителя в мире бизнеса, нет единой программы достижения желаемых результатов.

         Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества  стратегического  планирования, организации  в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или  направления  корпоративного  предприятия. Процесс  стратегического  планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Итогом проделанной работы являются следующие результаты:

  1. Раскрыта сущность понятий «стратегия» и «стратегическое планирование»;
  2. Охарактеризованы особенности стратегического планирования;
  3. Изучены сходства и различия стратегического и тактического планирования;
  4. Рассмотрены различные классификации (типизации) стратегического планирования;
  5. Исполнено практическое изучение данной темы на примере ОАО «Птицефабрика «Сибирская»;

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Миссия стратегического планирования направлена на выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц;
  2. Объектом концентрации внимания стратегического планирования является взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении;
  3. Стратегическое управление ориентировано на долгосрочную перспективу;
  4. Критерием эффективности стратегического управления является своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения окружения;
  5. Применение фирмой стратегического плана, как документа ее стратегического развития, позволяет системно и масштабно обосновать необходимые направления будущих действий для достижения целей предпринимательства;

В результате проведенных  исследований предлагается:

  1. Создать Отдел обучения в целях развития  необходимых профессиональных навыков и повышения уровня компетенций сотрудников
  2. Проведение различных семинаров и тренингов, участие в конференциях посвященных проблемам стратегического планирования
  3. Создать отдел стратегического планирования в целях  координации всех этапов стратегического управления.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Питер, 2009.

2. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2000.

3. Забелин П. В., Моисеева  Н. К. Основы стратегического  управления. - М.: Информационно-внедренческий  центр «Маркетинг», 2000.

4. Зайцев Л. Г., Соколова  М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ, 2004.

5. Коротков Э. М. Концепция  менеджмента. - М.: ДеКа, 2006.

6. Литвак Б. Г. Разработка  управленческого решения. - М.: Дело, 2001.

7. Локминов А. Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

8. Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М. Дело, 2008.

9. Минцберг Г. , Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школа стратегий. - Спб.: Питер, 2000.

10. Попов А. И. Стратегический  менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11. Стратегический учёт. //Под ред. В. Э. Керимова. -М.: Омега-Л, 2005.

12. Томпсон А. А. и  Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2008.

13. Турусин Ю. Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. - М: ИНФРА-М, 2003.

14. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник - 4-е изд., перераб. и перераб и доп. - М.: Дело, 2001.

15. Хасби Д. Стратегический менеджмент. - М.: Контуры, 2008.

 

 

Приложение Б

Анкета

  1. ФИО_____________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Контактный телефон______________________________________________
  3. E-mail__________________________________________________________
  4. Существует ли в нашей организации четко определенная стратегия?______________________________________________________
  5. Как она менялась за последние пять лет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
  6. Соответствует ли оргструктура нашей стратегии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  7. Основываясь на мнении высшего менеджмента и возможных преимуществ стратегического планирования, мы должны:

____ Разрабатывать  стратегический план ,

____ Двигаться  осторожно ,

____ Не сейчас, слишком много дел

  1. Есть ли у Вашей организации отдел стратегического планирования?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Продолжение приложения Б 

  1. Сколько сотрудников в отделе стратегического планирования и управления? ______________________________________________________________
  2. Есть ли в штате компании директор по развитию?_____________________________________________________
  3. Сколько сотрудников в подчинении у директора по развитию?_____________________________________________________
  4. Функцию стратега вашего бизнеса выпоняет ________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Происходит ли обсуждение стратегии бизнеса на заседании совета директоров? _____________________________________________________
  6. Как часто происходит такое обсуждение?___________________________________________________
  7. Выделяется ли процесс развития бизнеса в отдельный бюджет?_______________________________________________________
  8. Стратегические вызовы (слабости) и стратегические преимущества Вашей организации ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Информация о работе Стратегическое планирование