Стратегическое планирование в организапции (на примере ИП "Печати и штампы")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в анализе системы проектирования стратегического планирования на ИП «Печати и штампы» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и функции проектирования стратегического планирования на предприятии;
- рассмотреть этапы стратегического планирования;
- дать организационно-экономическую характеристику ИП «Печати и штампы»;
- проанализировать систему стратегического планирования на ИП «Печати и штампы»;
- разработать рекомендации по совершенствованию проектирования системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и функции проектирования стратегического планирования 6
1.2. Этапы стратегического планирования 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика ИП «Печати и штампы» 26
2.2. Анализ системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы» 30
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР Бойчук.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования. В современной динамично развивающейся бизнес-среде для осуществления качественного управления предприятием необходимо применение эффективных инструментов и методов стратегического планирования.

     В условиях изменения внешней среды современное предприятие может стать эффективным благодаря своей способности приспосабливаться к переменам. Эффективность адаптации предприятия к внешним условиям функционирования обусловлена, прежде всего, компетентностью и определенным отношением персонала к изменениям, гибкостью организационных структур управления и их соответствием принятым стратегическим направлениям деятельности.

     Стратегическое  планирование составляет сущностную основу стратегического управления. Стратегическое планирование в каждый данный момент фиксирует то, что предприятие должно делать в настоящем, чтобы достичь желаемых целей в будущем, исходя при этом из того, что вместе с внешними факторами будут изменяться и условия жизни предприятия.

     Стратегическое  планирование становится все наиболее актуальным для русских компаний, которые поставлены в условия  твердой конкуренции как меж собой, так и с иностранными корпорациями. Желая стратегическое планирование само сообразно себе не гарантирует фуррора, тем не наименее оно формирует условия для происхождения ряда принципиальных и нередко немаловажных подходящих причин для развития компании. Все это указывает злободневность и значимость предоставленной темы в современных критериях.

     Важный  вклад в исследование проблем  формирования, функционирования и развития системы стратегического планирования внесли отечественные и зарубежные ученые: Ф. Абраме, Г. Азоев, И. Ансофф, В.Р. Веснин, В. Винокуров, О. Виханский, И. Герчикова, П. Дойль, Г. Киперман, Г. Крижановский, Дж. Куинн, Т. Лерман, М. Мескон, Г. Минцберг, А. Наумов, М. Портер, Р. Слейтер, А. Стрикленд, П. Табурчак, А. Томпсон, Э. Уткин, Р. Фатхутдинов, Ф. Хедоури, Г. Хэмел, З. Чандлер, К. Эндрюс, и др.

     Проблемой оценки эффективности работы предприятия  в целом и системы стратегического  планирования в частности занимались такие авторы, как Ю.В. Богатин, И.Б. Гурков, Ю.В. Гусев, С.А. Дубинин, В.С. Ефремов, И.Я. Кац, А.М. Парканский, А.Н. Петров, Л.Е. Стариков и др.

     Объектом  исследования в работе является система стратегического планирования на ИП «Печати и штампы».

     Предметом исследования является совокупность отношений в процессе стратегического планирования на ИП «Печати и штампы»

     Цель  данной работы заключается в анализе системы проектирования стратегического планирования на ИП «Печати и штампы» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие, сущность и функции проектирования стратегического планирования на предприятии;
  • рассмотреть этапы стратегического планирования;
  • дать организационно-экономическую характеристику ИП «Печати и штампы»;
  • проанализировать систему стратегического планирования на ИП «Печати и штампы»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию проектирования системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы».

     В информационную базу исследования вошли труды отечественных и зарубежных авторов в области изучения системы стратегического планирования и системных исследований, а также по вопросам стратегического и финансового менеджмента и экономического анализа.

     Проведенные исследования базируются на абстрактно-логическом методе, системном подходе, системном анализе.

     Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.

    1. Понятие, сущность и функции  проектирования стратегического планирования
 

     Понятие «стратегическое планирование»  в литературных источниках не имеет  четкого определения. Понятие стратегическое планирование появилось и развивалось в военной области, раньше оно называлось «искусство генерала». Оно подразумевало поиск правильного пути к победе. На сегодняшний день стратегическое планирование является достоянием других сфер деятельности. Возрастание его в экономике и управлении обусловило повышенное внимание многих ученых к исследованию его сущности и роли.

     Так, Л.С. Шеховцева рассматривает стратегическое планирование как процесс определения  целей предприятия и их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения, и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсовД.Д. Вачугов И В.Р. Веснин определяют стратегическое планирование как набор конкретных целей, которые необходимо достичь к определенному периоду и которые охватывают наиболее общие проблемы развития производства и распределения ресурсов на много лет вперед.

     И.Э. Берзинь отмечает, что стратегическое планирование — это одна из функций  управления, представляющая собой процесс  выбора целей предприятия и путей  их достижения.  
По мнению Н.В. Яковлева, содержание процесса стратегического планирования заключается в разработке, обосновании, обеспечении выполнения и организации проверки выполнения стратегических планов предприятия.

     В.Д. Камаев и А.И Курцевич рассматривают  понятие «стратегическое планирование»  с позиций цикличности. При этом В.Д. Камаев говорит о стратегическом планировании как о непрерывном циклическом процессе, имеющим целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка, а А.И. Курцевич — как о замкнутом цикле с прямой связью  и обратной связью. Рассмотрев и проанализировав множество определений стратегического планирования, можно сделать вывод, что в большинстве своем авторы правильно, хотя и по-разному, подошли к его трактовке.

     Итак, стратегическим планированием можно  назвать процесс, моделирующий деятельность предприятия на определенный период с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.

     Основным отличием стратегического планирования от всех иных типов планирования — это особая направленность не внутрь организации , а вовне. Отсюда следует, что в совершенствовании корпоративного управления этапом перехода от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации» связывают со стратегическим планированием .

     Именно  рыночная система хозяйствования сделала  такой продукт как стратегическое планирование. Поэтому оно характеризуется такими обстоятельствами, как:

  • неопределенность и подвижность рыночной среды, которая характерна для той системы рынка, которая требует необходимости разработки пути развития предприятия;
  • научно-технический прогресс, приводящий к коренным качественным преобразованиям производства и улучшения главного свойства предприятия, как конкурентоспособность. Это напрямую способствует предсказыванию результатов НТП. Это позволяет заранее подготовить мероприятия  по использованию НТП или менять ориентацию в деятельности мероприятия.1

     Стратегическое  планирование исходит из ориентиров предприятия, т.е., чего желает организация достичь. Так же учитывает реакцию на опасности и проблемы, встающие перед организацией, и главной задачей является, чтобы реакция не воспоследовала после осуществления, а должна последовать немедленная минимизация потерь ли абсолютное предотвращение.    Поэтому потенциал предприятия должен быть настроен на раскрывающиеся вероятности и стратегические задачи с тем , чтобы на базе разработки единее и своевременной их корректировки обеспечить нужные позиция предприятия на базаре . Именно поэтому планирование оперативного характера конкретизирует план и осуществляет в рамках стратегии.

     Этапы стратегического планирования располагаются  таким образом: на первом этапе прогнозирование, на втором программирование и заключительным этапом является  проектирование.

     Стратегическое  прогнозирование нужно для избежания больших ошибок и оценки вероятных альтернатив рыночной динамики , поведения конкурентов и партнеров на внутреннем и наружном базарах . Стратегическое программирование также может представлять собой адресный документ, составляемый на обозримую перспективу (3-5 лет), содержащий систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.2

     Стратегическое  проектирование является заключительной ступенью процедур стратегического планирования, направленной на разработку проектов стратегических планов.

 Для стратегического планирования характерны следующие положения .  
1. Маленький плановый отдел (не более 6 сотрудников) в некоторых организациях планирование осуществляется на низших уровнях.

2. Разработка планов происходит на совещаниях высшего руководства, которые проводятся ежегодно.

3. Чем больше организация, тем больше и активнее в ней используется планирование.

4. Во многих организациях есть мнение, что планирование, как функция может быть усовершенствована.

5. Годовой стратегический план обычно объединен с годовым финансовым планом.

     Стратегический  план должен опираться на исследования и фактические данные. Чтобы эффективно конкурировать в бизнесе , организация должна неизменно заниматься сбором и анализом гигантского количества информации об отрасли , базаре , конкуренции и иных факторах .

     Стратегический  план создает компании определенность, индивидуальность, что дает возможность ей привлекать определенные типы рабочих, и в то же время, не привлекать рабочих иных типов. Такой подход дает перспективу организации, которая заманивает новых работников, а также помогает в производстве и сбыте продукции.

     Существуют  несколько видов управленческой деятельности в самом процессе стратегического планирования:

- адаптация к внешней среде;

- распределение ресурсов;

- организационное предвидение.

- координация  внутри организации; 

     Распределение ресурсов подразумевает распределение организационных ресурсов, такие как фонды, дефицитные управленческие таланты, и опыт в употреблении техники.3

     Задачи  стратегического планирования устанавливаются каждым предприятием самостоятельно, это завит от деятельности, которой оно занимается. В целом же задачи стратегического планирования любого предприятия сводятся к следующим:

  • увеличение доли продаж;
  • планирование роста прибыли;
  • улучшение социальной политики предприятия и т.д.
  • увеличение области действия на рынке;
  • расчет и планирование издержек, и операции по их уменьшению;

     Главной концепцией стратегического планирования это структурированное построение успеха фирмы. Отсюда следует, что планы  определяют основную концепцию предприятия  и ставят определенную планку для  экономической и хозяйственной  деятельности. Кроме того применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия, поскольку подготавливает предприятие к изменением во внешней среде, увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды, проясняет возникающие проблемы, координирует работу его различных структурных подразделений, а также улучшает контроль деятельности в целом.4

     К функциям стратегического планирования можно отнести  предоставление предприятию возможности повышения контролируемой доли рынка, предвидения требований потребителя, выпуска продукции более высокого качества, обеспечения согласованных сроков поставок, установления уровня цен с учетом условий конкуренции, поддержания репутации предприятия у потребителей. 

      Применение  альтернативных стратегий на прямую зависят от целей предприятия. Если же контроль предпрития не нуждается в корректировке, оно может при определенных обстоятельствах рассмотреть один вариант из следующих стратегий: созидательную, оборонительную, «снятия сливок» или вовсе ухода с рынка. В зависимости от новизны продукта и рынка в целом возможны следующие действия стратегии: «развития» рынка, поддержания, роста, риска, проникновения или диверсифицированного развития, балансирования.

Информация о работе Стратегическое планирование в организапции (на примере ИП "Печати и штампы")