Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:41, дипломная работа
Цель данной работы заключается в анализе системы проектирования стратегического планирования на ИП «Печати и штампы» и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и функции проектирования стратегического планирования на предприятии;
- рассмотреть этапы стратегического планирования;
- дать организационно-экономическую характеристику ИП «Печати и штампы»;
- проанализировать систему стратегического планирования на ИП «Печати и штампы»;
- разработать рекомендации по совершенствованию проектирования системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и функции проектирования стратегического планирования 6
1.2. Этапы стратегического планирования 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика ИП «Печати и штампы» 26
2.2. Анализ системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы» 30
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы стратегического планирования ИП «Печати и штампы» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Стратегии экономической деятельности изменяются вместе с товаром. Выход органзации на внешний рынок будет оправдан в одном случае, когда предприятие имеет относительное преимущество или абсолютное.
Стратегическое планирование исходит из принципиальной непредсказуемости долгосрочных тенденций, не связывает себя плановым горизонтом, а основное внимание уделяет ресурсному обеспечению процесса адаптации к изменениям, которые происходят вне организации.5 Отсюда следует, что планирование стратегии должно отвечать на следующие главные вопросы:
Применяя ситуационный анализ оценивается истинное положение предприятия, его отношения с внешней средой, т.е. анализируется потенциал предприятия и пределы его возможного использования. Этот анализ осуществляется для определения того, чего предприятие может реально достичь, а также для выработки управленческих решений. Поэтому для ответа на первый вопрос руководители должны оценивать сильные и слабые стороны предприятии по всем направлениям своей деятельности.
Маркетинговый синтез предполагает выдвижение целей, их оценку и принятие на этой основе решений. Исходя из сложившейся на предприятии ситуации, предполагаемых тенденций его развития, возможностей и угроз со стороны окружающей среды руководители выявляют, какие должны быть цели предприятия и что может помешать ему. Поэтому ответ на второй вопрос предполагает выдвижение целей, отражающих общие краткосрочные и долгосрочные цели предприятия, их четкое формулирование, а также определение качественных и количественных сторон будущей деятельности.6
В процессе построения стратегии руководители решают, что необходимо предпринять, чтобы достичь выполнения поставленных целей. При этом стратегия рассматривается как инструмент, с помощью которого предприятия приводит свои возможности в соответствие с ситуацией на рынке и может противостоять меняющимся условиям рынка. Поэтому ответ на третий вопрос предполагает выдвижение стратегии, ее выбор и реализацию.
Из-за постоянных изменений окружающей среды события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при разработке планов. В этом случае стратегические планы необходимо пересматривать, уточнять, корректировать, чтобы они согласовались с реальностью. Поэтому стратегические планы стоит так строить, чтобы не только удерживать целостность системы в течение длительных периодов времени, но и быть гибкими, что позволит при необходимости осуществить их модификацию и переориентацию.7
На практике стоит использовать следующие следующие базовые схемы стратегического планирования:
С точки зрения периода времени, стратегическое планирование имеет три вида: 1. Краткосрочный; 2. Среднсрочный; 3. Долгосрочный.
Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период от 5 до 15 лет. Выбор такой длительности объясняется рядом причин, за этот период происходят, кардинальные изменения в науке и технике, смена основных фондов, изменения вкусов и предпочтений покупателей в сторону новых видов продуктов и услуг и т.п. Это значит, что планы являются частью долгосрочных целей и главную стратегию действий предприятия.
Планирование на средний срок укладывается в срок от 3 до 5 лет. В нем установки, сделанные в процессе долгосрочного стратегического планирования получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации. Спрос на продукцию является основой среднесрочных планов. Также на планы влияет изменение характеристик этого самого спроса, изменение технологии производства, ограничения в финансах, конъюнктура и др. Поэтому среднесрочные планы предполагают как развитие предприятия в целом, так и по основным направлениям его деятельности (сбыт, производство, затраты, финансы и т.д.).
Третьим типом является краткосрочное планирование. К нему относятся изменения, входящие в период от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в то, что показатели ближайшего года могут корректироваться ежеквартально, а показатели второго и третьего — каждые полгода или ежегодно. Главной задачей краткосрочного планирования является корректировка использования ресурсов до оптимального показателя. А реализуется через календарные программы производства и контроля над их исполнением, а также через управление материальными запасами и полученными кредитами.9
В практике управления выделяют следующую методику стратегического планирования:
К методам стратегического планирования можно отнести также широко применяемый в зарубежной практике метод разрыва. Этот метод характеризуется четким определением неравенства между целями и возможностями предприятия. Если же такой разрыв существует, то необходимо выяснить, как его заполнить.
Метод разрыва может использоваться:
Стратегическое планирование способствует увеличению конкретики в плане развития предприятия и в достижении целей путем использования имеющихся и создания новых преимуществ. Главным плановым решением для предприятия будет сама миссия и формулировка конкретных целей, которые способствуют достижению этой самой миссии. Получив результаты стратегического анализа, и на основе целей вырабатываются решения о предполагаемых действиях и управленческих процедур.
Стратегический план должен быть обеспечен как исследованиями, так и фактическими данными. Поэтому чтобы эффективно конкурировать в современном мире бизнеса, предприятию стоит найти людей, которые будут заниматься сбором и анализом информации о рынке, конкуренции и других факторах.
В целом стратегическое планирование является программой, направляющей деятельность предприятия в течение продолжительного времени и благодаря которой руководство может сконцентрировать усилия и принятия решений так, чтобы обеспечить единство целей для всех членов предприятия.
Но стоит обратить внимание, что наряду с абсолютными преимуществами Стратегическое планирование конечно же имеет недостатки, которые сдерживают сферу применения и отнимающие универсальность решения хозяйственных задач. Стратегическое планирование дает не детальное описание картины будущего, а качественное описание состояния, к которому должно стремиться предприятие в будущем, какую позицию может и должно оно занимать на рынке и в бизнесе, чтобы ответить на главный вопрос — выживет или нет предприятие в конкурентной борьбе.
К сожалению, алгоритма реализации плана у стратегического планирования нет. Вполне можно утверждать. Что стратегическое планирование оказывается синтезом интуиции и мастерства менеджера.
Для осуществления всех операций входящие в стратегический план требуется множество ресурсов и времени, если сравнивать с обычным планированием. Это можно объяснить более жесткими требованиями к стратегическому плану. К требованиям плана относиться гибкость, отличная реакция на изменения внутри и вне организации.
Ошибки
и промахи стратегического
В некоторых случаях эффект дает не само планирование, а стратегическое управление, центром которого, в свою очередь. Является стратегическое планирование. А это значит, что на первом месте должна стоять организационная культура, которая реализует стратегию, систему мотивации труда и т.д. Отсюда следует, что подсистема стратегического планирования должна начинаться с наведения порядка в самой системе управления, укрепления дисциплины исполнения и т.д.. Поэтому стратегическое планирование — не абсолютное лекарство, а всего лишь одно из средств, помогающих от болезней управленческой системы.10
Таким образом, стратегическим управлением можно назвать процеес управления стратегиями различной степени неопределенности, ресурсов и возможностей предприятия и временной ориентации. Оно обеспечивает тот компонент, который способствует созданию плана на длительный срок. Для современных менеджеров процесс стратегического планирования является тем компонентом, который выстраивает систему принятия управленческого решения и соответственно внедряет изменения, которые повышают эффективность функционирования.
Стратегическое
управление, как процесс имеет
свойства постоянности, адаптивности.
Также подразумевает творческий
процесс, который учитывает изменения
во внутренней и внешней среде.
Рис.
1.1 Модель процесса стратегического планирования.
Мы видим, что на рис. 1.1, что система стратегического планирования начинается с мисси и дальнейших целей. Из миссии мы получаем цели, которые в свою очередь выражены в показателях. На практике часто после формулировки целей снова уточняется миссия, и проверяется соответствие, тогда процесс начинается заново.
Получение миссии из целей – это ключевая роль стратегического управления организации.
Миссия — это общая цель деятельности предприятия, которая отвечает на следующие вопросы:
Миссия
это сама суть предприятия, концентрирует
организацию в одном
Миссия, как правило, подразумевает такие основные элементы, как рост, прибыльность, уровень и структура предпринимательства. Рост для организации очень важен, т.к. предприятие должно отстаивать свои позиции на рынке. Такой показатель как прибыльность указывает на устойчивое развитие и главное не количественные характеристики прибыли, а соотношение между дивидендами и инвестициями. Уровень предпринимательства — это экономическое состояние. На которое стоит обратить внимание в рассматриваемый отрезок времени.
Структура предпринимательства ставит перед выбором организацию в направлениях (экономическая или производственная деятельность).11
Конечно же на миссию влияет множество факторов. Среди них: история предприятия, возможности и угрозы выявленные при стратегическом анализе.
Информация о работе Стратегическое планирование в организапции (на примере ИП "Печати и штампы")