Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть вопросы связанные со стратегическим планированием в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность научно-технического прогресса и инноваций;
2) определить особенности и значение научно-технического прогресса и развития инноваций;
3) рассмотреть основные направления и экономическую эффективность Научно-технического прогресса;
4) определить методы прогнозирования и планирования научно-технического прогресса и инновационных процессов;
5) определить методы регулирования научно-технического прогресса государством и инновационным сектором.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России..docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

На стадии эксплуатации новая  техника поступает в потребление  на производство и личное потребление. После морального и физического  устаревания изделия и продукты снимаются с серийного производства и эксплуатации, т.е. завершается  жизненный цикл определенного вида техники.

В процессе прогнозных расчетов производства и эксплуатации новой  техники используются методы экспертных оценок, экстраполяции, оптимизации, факторные  и имитационные модели, система укрупненных  балансовых расчетов. При выборе методов  прогнозирования важным является глубина  упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение формализованных  методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и  оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса применять формализованные методы.

Методы экспертных оценок основываются на мнении одного или  нескольких специалистов (экспертов) о  перспективах развития науки и техники. Следует отметить, что существуют области науки и техники, в  которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, а также  сферы, где отсутствует информация о состоянии объекта в прошлом  периоде, или научно-техническое  развитие в большей степени зависит  от принимаемых решений, чем от самих  технических возможностей. Рассмотрим некоторые методы, получившие распространение  в мировой практике.

 

Метод комиссий. Суть этого  метода состоит в том, что специалисты  при принятии решения влияют друг на друга так, чтобы компенсировать свои ошибки.

Наиболее прогрессивным  методом, является метод ”Дельфи", который характеризуется тремя отличительными особенностями: анонимностью, возможностью использования результатов предыдущих туров опроса, обработкой точек зрения на ЭВМ и наличием обратной связи с экспертами для выработки согласованного суждения по решаемой проблеме. Метод ”Дельфи" осуществляется путем опроса группы специалистов с помощью серии анкет, причем в анкете не только задаются вопросы, но и имеется и информация относительно степени согласованности мнений членов группы.

Метод написания сценариев  предполагает установление логической последовательности событий, чтобы  показать, как исходя из существующей ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние. Для научно-технического прогнозирования с использованием этого метода отмечают следующие  положительные моменты:

- сценарии максимально ослабляют традиционность мышления. Они позволяют погрузиться в незнакомый и быстро изменяющийся мир настоящего и будущего.

- сценарии принуждают исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы упустить, руководствуясь лишь абстрактными соображениями.

Метод исторической аналогии - это один из возможных подходов к более строгому прогнозированию - сравнение прогнозируемых трансформаций  новых технологических структур или отдельных технологий с какой-либо сходной технологической трансформацией в прошлом.

Широко используется в  мировой практике при прогнозировании  науки и техники метод коллективной генерации идей (“мозговая атака”). Следует отметить, что с помощью  данных методов целесообразно осуществлять прогнозы на кратко- и среднесрочный периоды.

Мировой опыт свидетельствует, что из всех методов экспертных оценок метод ”Дельфи" представляет усовершенствованный образец экспертного прогнозирования развития науки и техники.

Методы экстраполяции  тенденций предполагают, что существующий темп технического развития сохранится и в будущем. При этом в зависимости  от установленной закономерности (предшествующая - последующая) прогноз ведется по экспоненциальному или линейному  закону. Особое место при использовании  методов экстраполяции тенденций  занимает выбор и обоснование  параметров прогнозируемого объекта. Каждый параметр должен быть измеримым, характеризовать по возможности  обобщенную функцию и являться комбинированным. При этом необходимо располагать  данными о прошлом развитии параметра. Кроме того, параметр должен удовлетворять  требованию сопоставимости.

Вывод из вышеперечисленного: система частных прогнозов включает прогнозы фундаментальных исследований, научных открытий, прикладных исследований по отраслям экономики, научно-технические  прогнозы по комплексным направлениям НТП и ряд других прогнозов. Основные методы при прогнозировании фундаментальных исследований: методы экспертных оценок, метод комиссий, метод "Дельфи", метод написания сценариев, метод исторической аналогии, "мозговая атака" и методы экстраполяции тенденций.

 

 

2.2 Планирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности

 

Методология планирования научно-технического потенциала и инновационной деятельности должна исходить из существования рынка и необходимости обоснования и реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

При разработке процесс планирования Научно-технического потенциала необходимо придерживаться следующих принципов:

- Приоритетность. Этот принцип означает, что в план необходимо включать самые важные и перспективные направления научно-технического планирования, предусмотренные в прогнозе, реализация которых обеспечит предприятию значительные экономические и социальные выгоды не только на ближайший отрезок времени, но и на перспективу. Соблюдение принципа приоритетности вытекает из ограниченности ресурсов на предприятии;

- Непрерывность планирования. Сущность этого принципа заключается в том, что на предприятии должны разрабатываться краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы научно-технического планирования, которые бы вытекали друг из друга, что и обеспечит реализацию этого принципа;

- Сквозное планирование. Планироваться должны все составляющие цикла "наука - производство", а не отдельные его составляющие. Как известно, цикл "наука - производство" состоит из следующих элементов: фундаментальные исследования; поисковые исследования; прикладные исследования; проектно-конструкторские разработки; создание опытного образца; технологическая подготовка производства; выпуск новой продукции и ее тиражирование. В полном объеме этот принцип может быть осуществлен только на крупных предприятиях, где есть возможность осуществления всего цикла "наука-производство";

- Комплексность планирования. План научно-технического планирования должен быть тесно увязан с другими разделами плана экономического и социального развития предприятия: производственной программой, планом капитальных вложений, планом по труду и кадрам, планом по себестоимости и прибыли, финансовым планом. При этом сначала разрабатывается план Научно-технического потенциала, а затем остальные разделы плана экономического и социального развития предприятия;

экономическая обоснованность и обеспеченность ресурсами. В план Научно-технического планирования должны включаться только экономически обоснованные мероприятия (т.е. выгодные для предприятия) и обеспеченные необходимыми ресурсами. Довольно часто этот важнейший принцип планирования научно-технического потенциала не соблюдается, а отсюда его слабая реализуемость.

В мировой практике основным методом, используемым при планировании научно-технического потенциала и инновационной деятельности, является программно-целевой.

Программно-целевой метод  тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Он реализуется путем  разработки научно-технических программ. Выделяют два вида программ:

- целевые комплексные научно-технические программы, реализация которых в ближайшее время может дать значительный эффект;

- программы по решению важнейших научно-технических проблем

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки  при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

 

3.1 Цели и направления  инновационной политики государства

 

Инновационная политика государства  разрабатывается в виде концепции  Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической  политики. Она определяет цели инновационной  стратегии и механизмы поддержки  приоритетных инновационных проектов.

Все мы знаем, что главной  проблемой в настоящее время  в российской экономике является то, что значительный физический и  моральный износ производственных мощностей не позволяет выдержать  конкуренцию с западными производителями  даже на внутреннем рынке.

Отсюда и появляется необходимость  в разработке и реализации инновационной  политики государства, главная задача которой заключается в создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой  эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический  потенциал страны. Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью  которого государство в состоянии  преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и  насытить рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией. Для этого в рамках инновационной политики разрабатывается  инновационная программа (федеральная, региональная, отраслевая), которая  представляет собой комплекс инновационных  проектов и мероприятий, согласованный  по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению новых  видов продукции и технологий.

Государственная инновационная  политика - составная часть социально-экономической  политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной  экономики, базирующейся на эффективном  использовании имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых рынках высоких технологий.

Цели и направления  инновационной политики государства  определяются, прежде всего, характерной  особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим  потенциалом и уровнем конкурентоспособности  основной продукции. Все отрасли  народнохозяйственного комплекса  страны в зависимости от уровня конкурентоспособности  своей продукции можно разделить  на три группы.

Первая группа отраслей обладает большим конкурентоспособным потенциалом  и давно работает на мировом рынке. Это отрасли топливно-энергетического  комплекса, химическая и алюминиевая  промышленность.

Отрасли второй группы производят продукцию, близкую к конкурентоспособной на мировом рынке. Это оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность и др. Их продукция на мировом  рынке не котируется, поэтому они  ориентированы главным образом  на внутренний российский рынок.

Инновационная политика в  отношении этих групп отраслей отличается по характеру, масштабам, объему ресурсов и т.д. В этой связи к основным направлениям государственной инновационной  политики можно отнести:

- разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования;

- создание системы поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

- развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок и т.д.;

- развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для функционирования малых организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

- совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов и при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций;

- реализацию приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов;

- использование технологий двойного назначения, которые применяются как для производства военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России