Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть вопросы связанные со стратегическим планированием в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность научно-технического прогресса и инноваций;
2) определить особенности и значение научно-технического прогресса и развития инноваций;
3) рассмотреть основные направления и экономическую эффективность Научно-технического прогресса;
4) определить методы прогнозирования и планирования научно-технического прогресса и инновационных процессов;
5) определить методы регулирования научно-технического прогресса государством и инновационным сектором.
Подведу итог вышесказанного: цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.
3.2 Методы реализации
Для реализации инновационной
политики правительством разработаны
конкретные методы, целью которых
является обеспечение эффективного
внедрения инновационной
Главными методами реализации инновационной политики являются:
- формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;
- государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;
- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;
- создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
- обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;
- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;
- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;
- участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.
Государство определяет стратегические
цели научно-технической политики,
формирует систему органов, необходимых
для их реализации. В настоящее
время функции государственного
регулирования научно-
Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и строительства, художеств).
Важнейшими методами государственного
регулирования научно-
Наиболее действенным методом прямого регулирования научно-технической политики, является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства ВУЗов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.
В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования Научно-технический прогресс имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.
Формы и методы бюджетного финансирования Научно-технической политики зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук - от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
На протяжении нескольких
лет различные исследователи
предлагают создание специализированного
инвестиционного банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перед современным
В современной экономической
науке уделяется большое
Подведу итоги своего исследования:
1. Научно-технический прогресс
- это процесс непрерывного
2. Научно-технический прогресс
играет определяющую роль в
развитии и интенсификации
3. Основными направлениями
научно-технического прогресса
4. Экономический эффект
НТП - результат научно-технической
деятельности. Он проявляется в
форме прироста продукции,
Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно расширяющимися экономическими потребностями человеческого общества и ограниченными возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет перераспределять совокупное рабочее время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.
5. Экономический эффект
определяется как отношение
6. Социальные и экологические
результаты осуществления
7. Практическая реализация достижений НТП может быть достигнута прежде всего путем повышения технической вооруженности труда работника, т.е. ростом отношения техника: работник, или производственные фонды: работник.
8. Сегодня предлагаются
различные пути решения "
9. Государственная инновационная
политика в базовых отраслях
направлена на ускоренное
10. Планирование и
10) Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М. : Экономика,1989.- 457 с.
11) Экономика предприятия. Под редакцией д. э. н., проф. Карлика Б.А. - М. : Ник, 2000.- 378 с.
12) Экономика природопользования. / Под ред. Хачатурова, Т.С. - М. : Издательство Московского университета, 1991. - 450 с.
Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России