Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть вопросы связанные со стратегическим планированием в России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие и рассмотреть сущность научно-технического прогресса и инноваций;
2) определить особенности и значение научно-технического прогресса и развития инноваций;
3) рассмотреть основные направления и экономическую эффективность Научно-технического прогресса;
4) определить методы прогнозирования и планирования научно-технического прогресса и инновационных процессов;
5) определить методы регулирования научно-технического прогресса государством и инновационным сектором.

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России..docx

— 61.84 Кб (Скачать файл)

Подведу итог вышесказанного: цели и направления инновационной политики государства определяются, прежде всего, характерной особенностью той или иной отрасли, ее производственно-экономическим потенциалом и уровнем конкурентоспособности основной продукции. Государственная инновационная политика в базовых отраслях направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов. Особое значение имеют экологические приоритеты инновационной деятельности во всех без исключения отраслях.

 

 

 

 

 

 

3.2 Методы реализации инновационной  политики государства

 

Для реализации инновационной  политики правительством разработаны  конкретные методы, целью которых  является обеспечение эффективного внедрения инновационной программы.

Главными методами реализации инновационной политики являются:

- формирование законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сфере, т.е. в законодательстве должна предусматриваться разработка соответствующих правовых актов;

-  государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов;

- совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности;

-  создание условий для формирования совместных предприятий по выпуску отечественной продукции и реализации ее на внешнем рынке, обеспечение рекламы отечественных инноваций за рубежом, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;

- обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот для развития инновационной инфраструктуры, закупки оборудования в целях реализации инновационных проектов под гарантии государства и лицензий на технологии и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции;

- консолидация усилий органов государственной власти и частных инвесторов, направленных на организацию взаимодействия со странами-членами ЕС, СНГ, другими государствами;

-  развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования;

-  участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов.

Государство определяет стратегические цели научно-технической политики, формирует систему органов, необходимых  для их реализации. В настоящее  время функции государственного регулирования научно-технической политики, в РФ возложены на Министерство промышленности, науки и технологий, Правительственную комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения эффективности государственной инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким технологиям инновационной сфере РФ.

Особое место в стране занимают Российская академия наук (РАН), включающая в свой состав около 500 институтов и имеющая в своем составе  три отделения (Сибирское, Уральское, Дальневосточное), а также пять отраслевых академий (медицинских наук, сельскохозяйственных наук, образования, архитектуры и  строительства, художеств).

Важнейшими методами государственного регулирования научно-технической политики, являются прогнозирование и планирование. В мире осуществляется переход к долгосрочному стратегическому планированию, во многих странах разрабатываются планы научно-технического развития как минимум на 15 лет. В настоящее время в России осуществляется лишь краткосрочное прогнозирование научно-технической политики, в рамках общей системы прогнозирования экономики. Усилилось значение программно-целевого метода управления, и важнейшие научно-технические проблемы решаются с помощью ФЦП.

Наиболее действенным  методом прямого регулирования  научно-технической политики, является финансирование. Мировая практика выделяет следующие основные источники финансирования инновационной сферы: государственные (бюджетные) ассигнования; средства внебюджетных фондов; собственные средства предприятий и организаций предпринимательского сектора; кредитные ресурсы; средства ВУЗов; средства некоммерческих (бесприбыльных) организаций; иностранный капитал; частные сбережения населения.

В структуре внутренних затрат на исследование и разработки в РФ доминируют средства бюджета (до 50%), а  также средства иностранных источников (до 20%). Определяющее значение для финансирования Научно-технический прогресс имеют государственные ассигнования, которые производятся за счет бюджета, средств специальных фондов и государственных предприятий.

Формы и методы бюджетного финансирования Научно-технической  политики зависят от многих факторов, в том числе от приоритетности, от доли фундаментальных наук, а в рамках прикладных наук - от удельного веса долговременных исследовательских работ, решающих проблемы общенационального масштаба. Государственные источники финансирования инноваций в РФ по объемам затрат, несмотря на все изменения, остаются основными, хотя доля их уменьшается. Одним из новых направлений финансирования науки является грантовое финансирование. Гранты представляют собой денежные или иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданам и юридическим лицам международными и отечественными негосударственными организациями на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

На протяжении нескольких лет различные исследователи  предлагают создание специализированного  инвестиционного банка инновационной  сферы, контрольный пакет которого принадлежал бы государству. Пока в  стране нет ни одного инвестиционного  банка, а Российский банк развития был  сориентирован на восстановление банковской сферы, а также на кредитование реального  сектора.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Перед современным высокоиндустриальным обществом встал ряд новых, зачастую не имеющих прецедента в истории  цивилизации научно-технических  и социально-экономических задач, которые требуют качественно  отличных от распространенных подходов к их решению. В центре всех дискуссий  о путях развития общества постоянно  находится одна проблема, а именно научно-технический прогресс, являющийся одновременно первопричиной и следствием быстрого изменения нашего мира, окружающей среды, структуры общества, экономики, занятости населения. Технический  прогресс приобретает все большее  значение как фактор экономического роста прежде всего в высокоразвитых странах.

В современной экономической  науке уделяется большое внимание исследованию технологических изменений. Опубликовано много работ, посвященных  изучению различных инновационных  процессов, сдвигов в отраслевой структуре хозяйства, изменений  тех или иных экономических пропорций, происходящих под воздействием НТП, и т.п. В то же время, несмотря на сравнительно неплохую изученность многих частных  проблем, отдельных явлений и  процессов, связанных с НТП, остается неисследованным ряд глубинных  взаимосвязей и зависимостей, определяющих структуру технико-экономического развития, без понимания которых  отдельные разработки частных проблем  не складываются в целостное представление  о НТП.

 

Подведу итоги своего исследования:

 

1. Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития  науки, техники, технологии, совершенствования  предметов труда, форм и методов  организации производства и труда.  НТП - это процесс постоянного  обновления всех элементов воспроизводства,  главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии. Этот процесс так же вечен и постоянен, как вечна и постоянна работа человеческой мысли, призванной облегчить и сократить затраты физического и умственного труда для достижения конечного результата в трудовой деятельности.

2. Научно-технический прогресс  играет определяющую роль в  развитии и интенсификации промышленного  производства.

3. Основными направлениями  научно-технического прогресса является  комплексная механизация и автоматизация,  химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

4. Экономический эффект  НТП - результат научно-технической  деятельности. Он проявляется в  форме прироста продукции, снижения  затрат на производство, а также  снижения экономического ущерба, например от загрязнения окружающей  среды.

Главное социально-экономическое  предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении  единицы производимой продукции, т.е. в сокращении совокупных (живого и  овеществленного) затрат труда в  расчете на единицу производимой продукции. В этом предназначении состоит  основная функция НТП, позволяющая  разрешать противоречие между постоянно  расширяющимися экономическими потребностями  человеческого общества и ограниченными  возможностями для их удовлетворения. Реализация главной функции позволяет  перераспределять совокупное рабочее  время, используя его на удовлетворение одних потребностей, а также на производство и удовлетворение других.

5. Экономический эффект  определяется как отношение эффекта  к затратам. При этом в качестве  эффекта выступает, как правило,  рост прибыли в результате  снижения себестоимости продукции,  а в качестве затрат - дополнительные  капитальные вложения, обеспечивающие  снижение себестоимости по лучшему  варианту.

6. Социальные и экологические  результаты осуществления мероприятий  НТП определяются по степени  отклонений социальных и экологических  показателей от установленных нормативов, а также по масштабам воздействия на окружающую среду и социальную сферу.

7. Практическая реализация  достижений НТП может быть  достигнута прежде всего путем повышения технической вооруженности труда работника, т.е. ростом отношения техника: работник, или производственные фонды: работник.

8. Сегодня предлагаются  различные пути решения "экологического  кризиса", возникшего от НТП;  самое большое распространение  сегодня получила "концепция устойчивого развития".

9. Государственная инновационная  политика в базовых отраслях  направлена на ускоренное промышленное  освоение отечественных и зарубежных  научно-технических и технологических  достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов.

10. Планирование и прогнозирование  - важнейшие методы инновационной  политики государства, но финансирование - это самый действенный метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Бжилянская, Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования/ Экономист. - 1996. - №3. – 120 с.
  2. Бляхман,  Л.С. Экономика, организация управления и планирование НТП. М. : Высшая школа, 1991.- 367 с.
  3.   Губенко, А.И. Критерии оценки и в выборе инновационных проектов/   Деньги и кредит - 2003. - №5. -  150 с.
  4.   Коптюг, В.А. Роль и задачи Академии наук в развитии производительны сил страны: Тезисы доклада. – Новосибирск, 1998. - 421 с.
  5. Логинов, В. Инновационная политика: меры по активизации. - М. : Инфра-М, 2001. - 420 с.
  6.   Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН. Осипова, Г.В. - М. : ЮНИТИ-ДАНА , 1998. – 379 с.
  7. Резников, Р.Л. К вопросу об анализе окупаемости нововведений/ Методы менеджмента качества - 2003, - №2. – 160 с.
  8. Сергеев, В.И. Экономика предприятия . - М. : Феникс, 2003.- 492 с.
  9. Семенов, Т. Правовое регулирование инновационного процесса/ Проблемы теории и практики управления - 2007, - №7 - 145 с.

10)  Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями. Сокр. пер. с англ. - М. : Экономика,1989.- 457 с.

11) Экономика предприятия. Под редакцией д. э. н., проф. Карлика Б.А. - М. : Ник, 2000.- 378 с.

12) Экономика природопользования. / Под ред. Хачатурова, Т.С. - М. : Издательство Московского университета, 1991. - 450 с.

 

 

 


Информация о работе Стратегическое планирование научно-технического прогресса в России